Москва, 17 октября 2025 года. В гостинице «Континенталь» состоялась конференция «Инфраструктурный каркас для государства», на которой эксперты обсудили пути преодоления инвестиционного кризиса в инфраструктурных проектах. Мероприятие прошло в преддверии премии «Ведомости Импульс».
Пленарную сессию промодерировала Анастасия Бойко, редактор отдела «Экономика» делового издания «Ведомости». Ключевой темой стала роль инфраструктуры как драйвера экономического развития на федеральном и региональном уровнях.
В ходе сессии спикеры представили анализ текущей экономической динамики и определили перспективные направления для обеспечения устойчивого роста.
Виктория Павлюшина, партнер Агентства трансформации и развития экономики, отметила, что сейчас на первый план выходит мастер-планирование, и выразила надежду, что оно будет работать со следующего года. «Мастер-планы по новому проекту федерального закона приобретут новый статус, и все мероприятия, которые будут заложены в мастер-планирование, а это и инфраструктура, и большая стройка, и локальные объекты, будут обязательны к исполнению и будут финансироваться из различных источников».
Наталья Морщихина, директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития, сообщила, что за годы развития ГЧП заключено более 4 тысяч концессионных соглашений на сумму около 7,4 трлн рублей. «Более 5 трлн из них – частные инвестиции. То есть этот инструмент дает мультипликативный эффект: примерно на один рубль бюджетных инвестиций мы привлекаем 3–4 рубля акционерного и заемного капитала».
Сергей Ромашов, председатель совета директоров Группы «ВИС», отметил, что инициатива ЦБ о признании механизмов концессионных соглашений и снижении объемов резервирования банков по проектному финансированию станет серьезной мерой по привлечению внебюджетных средств на рынок ГЧП. «Вечный» рынок инфраструктурного строительства и бизнес-модель с обеспеченными соглашениями о ГЧП платежами остаются привлекательными для частных инвесторов, а выпуски облигаций для финансирования greenfield-проектов социальной инфраструктуры станут дополнительным стимулом притока частного капитала в ГЧП.
Иван Григорович, генеральный директор «РЖД-инвест», отметил, что с помощью ГЧП удалось реализовать несколько железнодорожных проектов стоимостью около миллиарда рублей каждый, ориентированных на потребности регионов и бизнеса.
Сергей Буторин, заместитель председателя комиссии по строительству, ЖКХ и дорогам Общественной палаты РФ, акцентировал внимание на развитии общественных пространств: «30% территории любого города – это парки. Однозначно это культурный код территории, и сегодня это ее сильная сторона».
Во второй части мероприятия состоялся круглый стол на тему «Новые правила игры: как привлечь частные инвестиции в инфраструктуру в эпоху растущих рисков и госконтроля».
Под руководством модератора Артура Щеглова (стратегическая группа «Гиперион») ведущие игроки рынка обсудили, как изменилось поведение инвесторов в условиях постоянной корректировки правил, усиления контроля и макроэкономической турбулентности.
Новые горизонты и старые проблемы
Обсуждение открыл Артем Барашев («Инфра РФ»), отметивший смещение фокуса с традиционных автодорог и аэропортов на новые объекты: высокоскоростные магистрали (ВСМ), канатные дороги и
особенно обновление подвижного состава общественного транспорта. Он также отметил бум офсетных контрактов, объем которых за 2024 год вырос почти в 10 раз. «Это другая категория инвесторов – производители и сервисные компании», – уточнил Барашев.
Однако, как отметил модератор Артур Щеглов, открытие новых отраслей (промышленность, космос, IT) пока не привело к лавине проектов. Большинство сделок по-прежнему заключаются в классических секторах: транспорт, ЖКХ, соцобъекты. Александр Киревнин (ВЭБ.РФ) парировал, что любой механизм требует времени на запуск и несколько проектов в промышленности уже находятся на финальной стадии согласования.
Регуляторный прессинг: фильтры, НДС и политические риски
Одной из самых острых тем стало ужесточение контроля. Киревнин подробно рассказал о новом «фильтре» для концессий и ГЧП, который ВЭБ.РФ будет проводить по методике Минэкономразвития. «Для проектов больше 3 млрд рублей будет отдельный порядок оценки... Мы проанализировали пять ранее заключенных проектов, и не все они прошли бы проверку», – констатировал он.
Участники выразили серьезную озабоченность инициативой по обязательному согласованию проектов с региональными парламентами. Иван Григорович («РЖД-инвест») отметил, что это создаст дополнительные политические риски и удлинит сроки подготовки. Анна Федосеева («Росводоканал») добавила, что депутаты, будучи народными избранниками, не несут прямой ответственности за состояние инфраструктуры, но при этом могут заблокировать непопулярные, но необходимые решения по тарифам.
Не осталась без внимания и «болевая точка» – риск пересмотра возмещения НДС. Андрей Зинченко («ВТБ инфраструктурный холдинг») оценил потенциальное удорожание проектов на 5,6% и предупредил о риске каскадных судебных исков и досрочных расторжений соглашений, если суды встанут на сторону Счетной палаты. Артем Володькин («Технологии доверия») назвал эту ситуацию «тяжелой для экономики любого проекта».
Стратегии выживания: вертикальная интеграция и маркетинг эффективности
В ответ на вызовы крупные игроки меняют бизнес-модели. Андрей Зинченко на примере ВТБ объяснил, почему вертикальная интеграция (создание собственных инжиниринговых, эксплуатационных и сервисных компаний) стала необходимостью для инфраструктурного инвестора в greenfield-проектах. «Это помогает нам зарабатывать больше денег и лучше понимать риски», – заявил он.
Анна Федосеева рассказала о новом тренде – создании региональных операторов в сфере водоснабжения, которые объединяют несколько муниципалитетов. Это позволяет выравнивать тарифы и реализовывать инвестиционные программы в малых городах, делая проекты рентабельными. Первый такой проект «Росводоканал» запускает в Тюменской области.
Для улучшения пошатнувшейся репутации рынка ГЧП участники предложили несколько решений. Артем Барашев видит выход в агрессивном «маркетинге эффективности» – публичном подсчете не только бюджетного, но и косвенного социально-экономического эффекта от проектов. Анна Федосеева главной проблемой назвала «псевдоконцессии» в ЖКХ, которые дискредитируют сам инструмент, и выразила надежду, что новые требования к квалификации концессионеров исправят ситуацию.
Осторожный оптимизм в качестве итога
Несмотря на все сложности, итог дискуссии был скорее оптимистичным. Артем Барашев спрогнозировал рост рынка при условии выравнивания макроэкономической и геополитической ситуации. Александр Киревнин из ВЭБ.РФ резюмировал: «Не критикуют только того, кто ничего не делает. Тот факт, что рынок ГЧП вызывает столько споров, говорит о его значимости и объеме работы, которую мы все ведем».
Круглый стол показал, что российский рынок инфраструктурных инвестиций находится в сложном, но динамичном периоде трансформации. Инвесторы учатся работать в новых реалиях, а государство ищет баланс между контролем и созданием стимулов. От того, насколько быстро будет найден этот баланс, зависит, сможет ли механизм ГЧП и впредь оставаться ключевым инструментом для модернизации инфраструктуры страны.