В сентябре столичный рынок жилья слегка ожил


Риэлторы и застройщики зафиксировали рост не только числа клиентских обращений, но и количества заключенных предварительных договоров и даже реальных сделок – даже на рынке новостроек. Хотя тенденцией никто это не назвал – эксперты предпочитают говорить об изменениях в психологии покупателей.

На прямой вопрос «Ведомостей» о количестве проданных квартир в августе-сентябре ни в «Миэле», ни в «Инкоме», ни в других агентствах поменьше не ответили. По данным УФРС по Москве, по сравнению с прошлым годом число сделок упало на 20%. Светлана Кондачкова, управляющий партнер Urban Realty, опираясь на неформальную статистику коллег, оценивает этот показатель в 35%. Однако корректность и этой оценки вызывает сомнения.

«Сильный прирост дают удлинившиеся цепочки альтернатив, - объясняет Алексей Шленов, гендиректор "Миэль-брокеридж". – Сейчас одна сделка купли-продажи может включать от двух до шести звеньев. Если риэлторы хотят показать положительную динамику продаж, они считают их как разные сделки, хотя по сути она одна».

«Инком» сейчас поощряет совершение альтернативных сделок силами отделений компании, не прибегая к аутсорсингу, рассказал Михаил Куликов, директор управления вторичного рынка. По его словам, «кризис в головах поутих, сделки идут». Средний бюджет – от 3,5 млн до 6 млн руб.

Предложение на вторичном рынке в сентябре, по подсчетам Urban Realty, увеличилось почти на 15% по сравнению с августом. Что касается первичного рынка, то риэлторы и застройщики предпочитают говорить о формирующемся дефиците. Однако «дозированные» продажи – это предкризисная уловка девелоперов.

Сейчас же, в отсутствие банковского финансирования, последние фактически вернулись к концу 90-х гг., говорит Ирина Наумова, маркетолог «НДВ-недвижимость»: стройка обеспечивается в основном за счет продаж конечным покупателям, а иногда только за счет продаж. «Таким образом, не продал – не достроил старых объектов и на новые не вышел», - резюмирует Наумова.