Банкам больше не нужны новые помещения

Крупные банки по-прежнему открывают по два-три новых отделения в год, но кредитных организаций в общем числе арендаторов теперь всего 3%
Д.Абрамов/ Ведомости

Ставки аренды на помещения стрит-ритейла на главных торговых улицах Москвы, источник "Магазин магазинов"

Банки перестали открывать новые точки на первых этажах домов, во встроенно-пристроенных помещениях, отдельно стоящих зданиях (стрит-ритейл) Москвы. В общей массе заявок в первом полугодии доля кредитных организаций снизилась до 3%, выяснили аналитики компании «Магазин магазинов». Еще несколько лет назад банкиры считались одними из основных арендаторов этого сегмента недвижимости. Все это было ожидаемо, уверены опрошенные «Ведомостями» эксперты.

Во-первых, у целого ряда банков отозвали лицензии, и они освободили занимаемые помещения. Во-вторых, этих отделений и так было открыто довольно много, сейчас мелкие пункты, расположенные в не слишком хороших местах, закрываются и переводятся в лучшие и большие (от 300 кв. м) помещения, отмечает Светлана Ярова, начальник отдела стрит-ритейла компании JLL. Наконец, все больше банков стали активнее работать в онлайне, поэтому в последнее время стали открываться отделения с несколькими банкоматами и платежными терминалами. Это позволяет сокращать затраты, связанные с обустройством стандартного банковского отделения, а также наймом персонала.

По данным Cushman & Wakefield, сейчас каждый крупный банк открывает по два-три новых отделения в год, но спрос арендаторов на торговые помещения на улицах города снизился. По наблюдению Ирины Данилкиной, старшего консультанта отдела стрит-ритейла компании, «банки уже, по-видимому, выполнили план на 2014 г.». «У банков сейчас кризис, поэтому они «отдыхают», - поделилась представительница одной девелоперской компании, которая сдает встроенные помещения в апартаментных комплексах.

Основные «интересанты» классического стрит-ритейла сегодня, говорит Максим Каварьянц, коммерческий директор Sminex, - это магазины и предприятия сферы услуг. По данным аналитика отдела исследований рынка CBRE Максима Палта, главными арендаторами в стрит-ритейле продолжают оставаться кафе и рестораны, а также магазины одежды и обуви, хотя их процент год от года снижается, составляя на сегодня 28 и 16% соответственно.

Новые кафе и рестораны сейчас предпочитают либо открываться в формате небольших киосков, либо являются несетевыми заведениями, уточняет Данилкина. Сервисные же компании (химчистки, кассы продажи билетов, салоны красоты и т. п.), по ее словам, все больше предпочитают спальные районы либо интересуются площадями в бизнес-центрах класса А и В+.

Средние ставки аренды на помещения стрит-ритейла за I полугодие 2014 г. остались без изменений (см. таблицу), отмечают аналитики «Магазина магазинов», за исключением центральной Тверской улицы (ее четной стороны). Там они снизились на 15-20% - до $4500-5000 за 1 кв. м в год. Впрочем, на это повлияло не только изменение поведения арендаторов, но и властные инициативы, в частности запрет парковаться на улице.