Дублер Кутузовского проспекта, скорее всего, построит УК «Лидер»

Платный дублер Кутузовского проспекта может достаться УК «Лидер», считают участники рынка: так составлена конкурсная документация

До конца октября должен определиться победитель конкурса на строительство и обслуживание Северного дублера Кутузовского проспекта - одного из крупнейших автодорожных тендеров Москвы. Смета проекта оценивалась в 60 млрд руб., длина трассы - 11 км. Претенденты - структуры УК «Лидер», «ВТБ капитала» и Газпромбанка. Но интриги нет, единодушны люди, близкие к участникам тендера, и сотрудники компаний, участвующих в крупных транспортных проектах (опрошены шесть участников рынка). Наиболее вероятным победителем они называют УК «Лидер».

Еще в прошлом году представитель строительного комплекса Москвы говорил, что проектом может заняться УК «Лидер». Компания уже тогда интересовалась проектом, подтверждал гендиректор «Лидера» Анатолий Гавриленко. Консорциум под руководством «Лидера» построил и будет обслуживать платный обход Одинцова, соединяющий МКАД с трассой М1 «Беларусь» (Москва - Минск). А северный дублер Кутузовского - продолжение этой дороги, объяснял тогда Гавриленко.

Дело не только в том, что УК «Лидер» работает на обходе Одинцова, говорят собеседники «Ведомостей». Проблемы в самой конкурсной документации, рассказывают сотрудники двух компаний, участвующих в автодорожных концессионных проектах. Многие компании, в том числе иностранные, интересовались проектом, но, ознакомившись с документацией, отказывались от участия, говорит один из них.

Невыполнимые условия - признак игры в одни ворота, объясняет сотрудник компании, участвующей в концессионных проектах: например, победителю конкурса придется взять на себя риски по подготовке территории, в том числе переговоры с РЖД о путях, попадающих в полосу отвода будущей дороги. Риски, связанные с недовольством жителей, также будут лежать на частнике. Еще в 2012 г. появилась инициативная группа «Дублеру.нет», требовавшая отказаться от строительства или изменить маршрут в том числе и из-за экологических проблем. Сейчас участники конкурса ведут переговоры с организаторами конкурса, в документацию могут быть внесены изменения, но какие именно - пока неясно, говорит сотрудник одной из компаний, подавших заявку.

Все расходы на проектирование, строительство и эксплуатацию дороги должен взять на себя частник, а затем окупать инвестиции за счет платы за проезд. Тариф неизвестен, но на соседнем обходе Одинцова (протяженность 18 км) он составляет 150 руб. При такой стоимости денег на рынке полное отсутствие господдержки выглядит нереальным, говорят два участника рынка. Возникает риск пересмотра соглашения и дополнительных компенсаций, отмечает один из них. Отсутствие госфинансирования - принципиальная позиция, настаивает руководитель департамента экономической политики правительства Москвы Максим Решетников.

Многие компании, изначально заявившие о желании участвовать в конкурсе, «ориентировались именно на освоение бюджетных грантов», рассказывает Решетников: «Мы же никаких обязательств на бюджет не брали, чтобы исходя из длительных сроков реализации и окупаемости проекта не перекладывать расходы на будущие поколения». Оставшиеся в числе участников конкурса компании имеют доступ к долгосрочным деньгам и готовы принять на себя все риски, подчеркивает он.

Правда, их все меньше, рассказали два человека, близких к организаторам конкурса, и человек, близкий к одному из претендентов: один из конкурентов не собирается подавать конкурсное предложение. Кто именно - они не уточняют. Представители «ВТБ капитала» и правительства Москвы отказались от комментариев, представители Газпромбанка и УК «Лидер» на запрос не ответили.