Валютную ипотеку пока не отменят

Законодательный запрет валютной ипотеки пока не планируется
Максим Стулов/Ведомости

Законодательный запрет валютной ипотеки пока не планируется, рассказали «Ведомостям» сразу несколько депутатов Госдумы. В комитет по на эту тему поступал законопроект от депутата Андрея Крутова, но он был возвращен, так как вносился с нарушениями регламента: на законопроект с финансовыми затратами должен быть отзыв правительства, рассказала член комитета по финансовому рынку Марина Мукабенова. «Говорить о том, что он будет рассмотрен и тем более одобрен, рано», - объяснила депутат. В ближайшее время должно быть предложено какое-то решение, полагает зампред комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, но ЦБ это легче сделать через нормативный акт, чем через депутатов.

«Запретить - самое простое: например, если у человека доход в валюте, зачем ему запрещать получать кредит в удобном виде?» - говорит председатель комитета Наталья Бурыкина. Какие-то варианты поправок, по ее словам, сейчас рассматриваются, но лишь «на уровне экспертов»: это может быть требование выдавать ипотеку с учетом валюты доходов заемщика, или чтобы кредиты, оплачиваемые фактически в рублях, выдавались тоже в рублях, или другие варианты. «Возможно, обойдемся требованием отдельно предупреждать клиента о валютном риске - пока все только обсуждается», - рассказала она.

На прошлой неделе председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что Центробанк готов сделать «запретительными» для банков коэффициенты риска по выдаваемой валютной ипотеке. «Сейчас банкам в 1,5 раза дороже с точки зрения капитала выдавать валютную ипотеку, чем рублевую. Мы этот коэффициент готовы повысить и дальше, для того чтобы практически валютная ипотека была запретительной», - сказала она.

Вчера зампред ЦБ Михаил Сухов заявил, что «запретительные» коэффициенты могут быть установлены только по вновь выдаваемым кредитам, но повысить коэффициенты можно и для старой ипотеки. «Если мы установим повышенный коэффициент по уже выданной ипотеке, это <...> подтолкнет их [банки] в переговорах с заемщиками», - сказал он, отметив, что окончательного решения о коэффициентах пока нет.

«У ЦБ есть полномочия сделать, скажем, коэффициент риска не 150% (действует сейчас), а 200%, и это очень существенная мера», - считает Бурыкина.

По данным ЦБ, на 1 декабря общая задолженность населения по валютной ипотеке составляла $2,6 млрд. В конце января регулятор рекомендовал реструктурировать выданную валютную ипотеку по действующим рублевым ставкам, но по курсу на 1 октября (39,3836 руб./$), однако такой вариант не вызвал энтузиазма ни у банков, ни у заемщиков. «Банкам не нравится идея принять убытки в 45% кредита, а заемщики ждут более выгодных условий», - объясняет предправления банка «Нордеа» Игорь Буланцев. «Если 1000% - это одно, а если 200% - то это неприятно, это досоздание резервов, нажим на капитал, но не трагедия, - говорит он. - С валютной ипотекой и так все плохо, будем жить еще и с новыми резервами, но принципиально ничего не изменится».