Москва обогнала Париж и Лондон по площади торговых центров

Столица России первая в Европе по этому показателю

Объем предложения качественных торговых площадей в Москве ко второму полугодию 2015 г. достиг 4,53 млн кв. м, посчитали в консалтинговой компании JLL. А это значит, что по этому показателю российская столица обогнала Париж (нынешний объем предложения - 4,5 млн кв. м), став крупнейшим центром розничной торговли в Европе. За последние два года российской столице  в борьбе за звание Мекки для шопоголиков удалось потеснить Стамбул (3,8 млн кв. м), Мадрид (2,5 млн кв. м) и Лондон (1,8 млн кв. м), и только столица Франции еще год назад насчитывала больше качественных торговых площадей, чем Москва.

На первое место Москва вышла за счет прироста новых площадей. Прошлый 2014 г. стал рекордным для Москвы по объемам новых качественных ТРЦ: всего было открыто 14 новых торговых центров общей торговой площадью 0,68 млн кв. м, в том числе крупнейший в Европе ТРЦ "Авиапарк" (арендуемая площадь - 230 000 кв. м). Из-за политической неопределенности в отношениях России и Запада из-за конфликта на Украине, кризисного состояния российской экономики и нестабильности национальной валюты в 2015 г. аналитики не рисковали давать точных прогнозов по объемам строительства. За январь-июнь текущего года в Москве было построено около 0,8 млн кв. м (арендуемой – более 300 000 кв. м), посчитали консультанты "большой пятерки". Во II квартале рынок продемонстрировал отрицательную динамику к 2014 г.: в апреле-июне в столице было введено 93 000 кв. м торговых площадей, что на 49% ниже квартального результата прошлого года.

По прогнозам JLL, во втором полугодии будет введено в четыре раза меньше площадей, чем в первой половине года, - порядка 78 000 кв. м. В результате итоговый показатель 2015 г. окажется на 30% ниже результата прошлого года и составит около 420 000 кв. м, прогнозируют в JLL.

Ставки аренды в торговых центрах Москвы во II квартале остались неизменными: максимум составляет $2000-3800 за 1 кв. м в год, средняя ставка аренды находится в диапазоне $400-1450 за 1 кв. м в год. При этом собственники продолжают индивидуально рассматривать альтернативные варианты коммерческих условий, что в большинстве случаев зависит от привлекательности оператора для торгового центра и его финансовых результатов.

Однако многие торговые центры остаются незаполненными. «В настоящий момент мы наблюдаем относительно активную ротацию арендаторов: несмотря на сократившиеся в целом программы экспансии, некоторые ритейлеры изучают возможности, которые предлагает текущий рынок, и открывают магазины в привлекательных торговых центрах на скорректированных условиях, закрывая при этом точки в менее эффективных объектах», - отмечает руководитель направления услуг ритейлерам компании JLL Елена Задорожная.

В целом по Москве доля свободных площадей выросла с 7–8,5% (декабрь 2014 г.) до 9–11% (июнь 2015 г.) (данные «Магазина магазинов» и Knight Frank). Новые торговые центры открываются с незаполненными торговыми площадями: в открывшемся ТРЦ Columbus, по словам брокеров, пожелавших остаться анонимными, вначале пустовало 94% торговых секций, писали ранее "Ведомости". В новом ТРЦ Mari пустует 30% площадей. В «Кунцево-плаза» принимал посетителей сначала только «Ашан», призналась "Ведомостям" Юлия Соколова из Knight Frank. К концу года средний показатель вакантных площадей по рынку составит до 8%, уверены в JLL.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать