Сокращение турпотока в кризис не сказалось на бизнесе магазинов при отелях

В гостиницах до 20% общественных площадей отводится под торговлю и услуги

По данным столичного департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма, 80% качественных отелей Москвы сдают площади в аренду под бары, рестораны, офисы и магазины. Торговые галереи – заметная часть знаковых отелей: «Москва», «Метрополь», «Интерконтиненталь». А в отеле «Севастополь» в бывших гостиничных номерах организован рынок – здесь продаются азиатские товары, украшения, книги, специи, одежда.

По оценкам опрошенных "Ведомостями" консультантов, в структуре столичного стрит-ритейла доля торговых помещений в отелях составляет всего 1%. Зато помещения эти стабильно востребованы, тогда как доля вакантных площадей на торговых улицах Москвы увеличивается, отмечают в Azimut Hotels Company.

Специалисты компании NAI Becar выделяют три группы арендаторов в отелях. Первая – торговцы сувенирами, ювелирными украшениями, одеждой, косметикой, книгами и печатными изданиями. Вторая – те, кто оказывает постояльцам разного рода услуги: банковские, туристические. К третьей категории относятся предприятия общепита, спортивные и развлекательные центры, косметические салоны.

Рестораны, бары, магазины, салоны красоты – обязательный набор инфраструктуры гостиницы, перечисляет Виталий Виноградов, директор по арендному бизнесу Azimut Hotels Company. У Azimut под торговлю отведено около 10% общественных площадей.

Пул арендаторов зависит от категории и расположения гостиницы, особенностей прилегающей территории, наличия конкурентов. «В городах, где есть постоянный туристический поток, будут востребованы услуги гидов и турагенств, бронирование билетов, аренда автомобилей, – приводит пример Александр Самодуров, вице-президент, гендиректор NAI Becar Apartments. – Если гостиница ориентирована на внутренних туристов, ресторан предпочтительней тренажерного зала».

«Меняется структура туристического потока: гостей из Европы становится меньше, но больше приезжает китайцев, и растет интерес россиян к внутреннему туризму. В целом количество постояльцев отелей остается приемлемым для тех, кто открывает торговые точки в отелях», – говорит Эвелина Ишметова, заместитель гендиректора группы компаний RRG. «Рынок перераспределился в сторону туристов из России, стран СНГ и Азии. Сейчас примерно 80% – это туристы СНГ, и 20% – иностранцы», – оценивает Наталья Горгураки, заместитель генерального менеджера по продажам и маркетингу отеля Double Tree by Hilton Moscow – Marina. Соответственно, меняются арендаторы торговых точек в отелях. В Azimut Moscow Olympic Hotel недавно был открыт индийский ресторан JayHind. Впрочем, в ближайшее время планируется открыть пивной ресторан Paulaner – видимо, для оставшихся европейских туристов.

Чаще всего под магазины отводятся помещения на первом этаже с отдельным входом, – говорит Станислав Ивашкевич, замдиректора по развитию индустрия гостеприимства CBRE: «Доля офисов и торговых площадей в крупных гостиницах (на 200–300 номеров) в среднем занимает 15–30% от площади объекта. В отдельных проектах может доходить до 40–50%, но тогда речь, как правило, идет о гостинице в составе МФК. Если мы говорим лишь о вспомогательном ритейле, под него отводят обычно 2–3% от общей площади». «Если отель не работает «на улицу», ритейл «для нужд постояльцев» может ограничиваться киоском или мини-маркетом. В курортных местах к ним логично прибавляется ларек с сувенирами (обычно по завышенным ценам)», – говорит Марианна Романовская, директор по консалтингу GVA Sawyer.

Ставки аренды в торговых площадях при отелях в целом не выше, чем ставки для помещений на ближайших к отелю улицах. «В некоторых случаях даже ниже, так как обычно «проходимость» бутиков в отеле не столь велика, как у обычного респектабельного магазина на той же Тверской улице в Москве», – объясняет Виктория Камлюк, директор направления стрит-ритейл в KnightFrank. «В пределах Бульварного кольца – приблизительно на 10–15% ниже, чем для помещений объектов стрит-ритейл в этой локации, а для арендаторов помещений с отдельным входом на первых этажах в целом сопоставимы», – подсчитывает Ивашкевич. 

Камлюк добавляет, что в ряде случаев магазин в отеле обойдется арендатору на 30–40% дешевле: «Все потому, что в гостинице нечасто можно создать полноценное помещение для торговли». В качестве примера Камлюк приводит помещение, которое сдавалось в гостиничном комплексе на 1-й Тверской-Ямской: «Витрины выходят прямо на Тверскую, можно организовать отдельный вход, но подвести воду не было никакой возможности – пришлось бы прокладывать трубу через холл отеля. И хотя ставка была на 40% ниже, чем у помещений подобной площади рядом, но большой пул потенциальных арендаторов попросту отпал: салон красоты нельзя организовать, кафе – нельзя, аптеку – нельзя».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать