Статья опубликована в № 4150 от 31.08.2016 под заголовком: Еще 400 млрд под землю

Строительство метро подорожало в 1,5 раза

Стоимость программы выросла с 900 млрд до 1,3 трлн рублей
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Программа строительства метро, начатая командой Сергея Собянина, предполагает появление более 160 км новых линий и 78 станций к концу 2020 г. Это снизит нагрузку на действующую сеть метро и обеспечит шаговую доступность для 93% жителей города, говорится на сайте стройкомплекса Москвы. Столичные чиновники неоднократно заявляли, что стоимость строительства столичной подземки сокращена по сравнению с лужковским периодом на 25–30%, а сроки строительства – вдвое. Пока получается наоборот: темпы строительства московского метро вдвое ниже заявленных, а стоимость значительно выросла.

При утверждении программы метростроения в 2012 г. ее стоимость оценивалась в 900 млрд руб. Потом ее несколько раз пересматривали. Если суммировать потраченные средства и заложенные в адресной инвестиционной программе (АИП) на 2015–2018 гг., то программа оценивается уже в 1,3 трлн руб. (см. график). По данным департамента экономической политики и развития Москвы, в 2011–2015 гг. на строительство метро потрачено 521 млрд руб. В АИП на 2015–2018 гг. заложен 481 млрд руб. плюс 301,8 млрд руб. – остаток на 1 января 2019 г. (не использованные от контрактной стоимости объекта деньги, которые переходят на следующий период).

Ряд объектов сильно подорожал. Например, в 2011 г. департамент строительства Москвы сообщал, что предварительная стоимость ветки «Марьина Роща» – «Селигерская» (подрядчик – «Мосметрострой») – 59,4 млрд руб. В действующей АИП на этот объект заложено уже 92,7 млрд. На строительство линии «Деловой центр» – «Парк Победы» («Ингеоком») планировалось потратить порядка 12 млрд руб., сегодня в АИП его стоимость – 23 млрд руб. Ветка «Речной вокзал» – «Ховрино» («Стройгазконсалтинг») была разыграна за 10,5 млрд руб., сейчас сумма – 16,5 млрд.

Чиновники объясняют удорожание корректировкой программы. «Стоимость строительства объектов метрополитена в 2011 г. рассчитывалась исходя из предварительных показателей километража линий и количества вводимых станций и электродепо», – сообщила пресс-служба стройкомплекса Москвы. Частично метро подорожало из-за включения в программу строительства новых линий, говорит сотрудник мэрии: например, замкнули кольцо Третьего пересадочного контура, продлили Сокольническую линию от «Саларьево» до «Столбово». Представитель «Мосметростроя» отказался от комментариев. Пресс-служба «Ингеокома» объяснила удорожание появлением в проекте дополнительных сооружений, а «окончательная стоимость будет определена на основе сводного сметного расчета, выпущенного проектной организацией».

Затраты на строительство метро увеличиваются в том числе из-за непроработанной проектной документации, считает человек, близкий к мэрии: по его словам, порой предварительная стоимость объекта и реальная отличаются кардинально. Это происходит из-за того, что несколько процессов запускаются параллельно: проектирование, освобождение площадки и строительство. «Зачастую подрядчики выигрывают тендеры, обещая условное снижение от цены контракта, которая не определена, – продолжает собеседник «Ведомостей». – Контрактная цена для подрядчика определяется только после разработки проектно-сметной документации». Программа метростроения масштабная, в работе много объектов, все они сложные, а городу нужно показывать результаты, комментирует подрядчик метро.

Пока сроки ввода метро расходятся с заявленными. Мэрия обещала ввести за пять лет (2011–2015 гг.) 75 км метро, сдано около 33 км и 18 станций. В 2014 г. планировалось сдать линию «Марьина Роща» – «Селигерская», но первые три станции этой ветки будут введены только в этом году, а три следующие – в 2017 г. Пресс-служба стройкомплекса Москвы объясняла это техническими особенностями: работать приходится в сложных гидрогеологических условиях, о которых заранее строители не знали, работы ведутся на большой глубине в 60 м.

В целом программа строительства Московского метрополитена будет завершена к 2020 г., говорит представитель мэрии. Часть проектов выходят за этот период, указано в АИП: Третий пересадочный контур должен полностью замкнуться лишь в 2022 г., участок «Третьяковская» – «Волхонка» – «Деловой центр» будет готов в 2023 г., а «Столбово» – «Десна» – в 2024 г.

«Сделан серьезный задел на ближайшие годы, – говорил недавно вице-мэр Марат Хуснуллин. – В стройке находится более 60 км, 35 станций и пять депо. В 2016 г. планируется открыть 11 станций метро и более 23 км линий».

Читать ещё
Preloader more