Петербургу нужно 10 млрд рублей на подготовку дорог к ЧМ-2018

В феврале администрация города объявит три аукциона на 3,1 млрд рублей
Рентабельность контрактов на ремонт дорог существенно выше, чем на их строительство/ Андрей Гордеев/ Ведомости

Администрация Петербурга в феврале планирует объявить три аукциона на ремонт дорог в Петербурге общей стоимостью 3,1 млрд руб., следует из плана-графика закупок Дирекции транспортного строительства (ДТС; подведомственна Комитету по развитию транспортной инфраструктуры, КРТИ). Работы разбиты на три лота: ремонт дорог в юго-западных, юго-восточных и северных районах города. Начальная цена по каждому из первых двух лотов – 1,03 млрд руб., по третьему – 1,02 млрд руб. Электронные аукционы пройдут в начале февраля, подтвердила представитель КРТИ. Все контракты будут заключены на период до конца декабря 2017 г., в аукционах не смогут участвовать компании, внесенные в реестр недобросовестных поставщиков, уточнила чиновница.

По словам представителя КРТИ, 3,1 млрд руб. – это утвержденная в адресной инвестиционной программе города сумма. При весенних поправках в бюджет комитет будет запрашивать средства дополнительно, но размер пока не определен. В 2016 г. после корректировки бюджета расходы на ремонт автомобильных дорог выросли на 2 млрд до 5 млрд руб., на капремонт дорог – на 1,1 млрд до 2,1 млрд руб. Из-за сокращения финансирования процент дорог, находящихся в ненормативном состоянии, в 2015 г. увеличился с 30 до 37%, говорил летом председатель КРТИ Сергей Харлашкин.

В июле Харлашкин просил дополнительно выделить 7 млрд руб. на ремонт дорог в Петербурге в 2017 г., но сейчас чиновник городской администрации уточнил «Ведомостям», что комитет попросит меньше. В то же время он сообщил, что для приведения дорог в нормативное состояние перед ЧМ-2018 в этом году на них нужно потратить около 10 млрд руб.

Чемпионы по искам

Больше всего исков от Дирекции транспортного строительства получили ЗАО «Буер» (12 исков), «АБЗ-дорстрой» (8), АО «Акрос» (6) и ЗАО «Лендорстрой» (6). По три иска дирекция направила в адрес «Мостостроя № 6» и ООО «Вега-2000», два иска к ООО «Дорожник-92» и по одному к ООО «Евроавтодор», ОАО «Мостоотряд», ООО «Трансдортех», ВАДу, ООО «Стройсервис плюс» и ПАО «Возрождение».

В июле аукционы на ремонт дорог в северной и южной части города выиграли ЗАО «ВАД» и ЗАО «АБЗ-дорстрой». Каждый лот был оценен в 1 млрд руб., в конкурсах участвовали только эти две компании.

Рентабельность контрактов на ремонт дорог намного выше, чем на строительство, и они требуют меньше согласований, говорит гендиректор ООО «Геоизол» Елена Лашкова. Ремонт дорог – самые быстрые и выгодные контракты, их рентабельность выше 20%, соглашается другой дорожный подрядчик. Однако, по его словам, на новых аукционах не будет конкуренции, «потому что подряды уже расписаны между крупными городскими компаниями». Условия контрактов привлекательны, опытная компания легко сможет выполнить работы за такую сумму, считает гендиректор «А-проекта» Ольга Мойса. Но в Петербурге осталось не так много компаний, которые могут претендовать на столь крупные контракты и способны получить банковскую гарантию по ним, добавила она.

Подрядчики не всегда качественно ремонтируют и строят дороги, следует из базы Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти. В 2016 г. ДТС подала к дорожным подрядчикам 46 исков о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам подряда (данные «СПАРК-Интерфакса»).

Множественные иски к подрядчикам – нормальная процедура для комитета. Самые распространенные причины дефектов – увеличение транспортного потока на объекте, неблагоприятные погодные условия при ремонте, неправильная технология укладки асфальта и проч., перечисляет представитель КРТИ. В 2015 г. компания «АБЗ-дорстрой», ответчик по восьми искам ДТС (другие компании – см. врез), ремонтировала улицу Ушинского. Гарантия по этому подряду составляет четыре года, но в некоторых местах дороги уже наблюдается скопление осадков, покрытие тротуаров неудовлетворительное, говорит представитель КРТИ. Получить комментарии «АБЗ-дорстроя» вчера не удалось.

Претензии по предыдущим контрактам не влияют на выбор подрядчика в новых конкурсах – кроме тяжелых случаев, когда подрядчик бросает работу и уходит, отметила представитель КРТИ.

Устранение дефектов – привычная работа для дорожных подрядчиков, высокая рентабельность контрактов позволяет делать это за собственный счет, объясняет Лашкова. Порой, пытаясь не сорвать график, подрядчики работают при плохих погодных условиях, что приводит к дефектам полотна, добавляет она. Другая причина дефектов – некачественные строительные материалы, говорит один из участников дорожно-строительного рынка. По его словам, подрядчики в судах доказывают, что трафик на дорогах выше, чем указан в ГОСТах, и тогда суд встает на их сторону.