Несмотря на снижение ставок по льготной ипотеке, рынок жилья так и не восстановился от кризиса
В июне в Московском регионе было продано в 2 раза меньше квартир, чем годом ранееВ июне 2022 г. в Москве и Московской области было заключено в общей сложности 8273 договора долевого участия (ДДУ) в строительстве. Такие данные «Ведомостям» предоставила аналитическая компания BnMap.pro. Это на 16% больше, чем было в мае, когда было продано 7093 квартиры. Похожие данные и у руководителя «Циан.Аналитики» Алексея Попова. По его оценке, в июне в Московском регионе было заключено 8940 сделок по продаже квартир, тогда как в мае их было только 7540.
Тем не менее, если не считать показатели прошлого месяца (а в мае традиционно низкая активность на рынке жилья из-за долгих выходных), июнь показал худший результат в плане продаж квартир за последний год. К примеру, в апреле, по данным «Циан.Аналитики», было заключено 9500 ДДУ, а в марте и вовсе 18 300 сделок. А по сравнению с прошлым июнем падение составило почти 50% (16 338 ДДУ).
Несмотря на снижение ставок по льготной ипотеке, этот инструмент пока не заработал в полную силу, говорит управляющий партнер Dombook и председатель совета директоров «Бест-новостроя» Ирина Доброхотова. Сама программа со ставкой 6% была запущена еще летом 2020 г. в качестве меры поддержки строительной отрасли, в течение двух лет ее условия менялись, но незначительно. В 2022 г. после начала спецоперации на Украине ставка по программе выросла до 12%. Сейчас ее снова вернули на докризисный уровень – 7%. Низкую активность на рынке жилья Доброхотова объясняет тем, что большая часть населения продолжает хранить средства на банковских депозитах по выгодным ставкам и пока не выводит их для вложений в недвижимость. Кроме того, по ее словам, летом традиционно низкая активность на рынке жилья из-за отпусков. Многие потенциальные покупатели квартир опасаются экономической и политической неопределенности, что также мешает восстановлению рынка, добавляет Доброхотова.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты, впрочем, ожидают постепенного увеличения продаж в среднесрочной перспективе. Заместитель директора по продажам ГК «Гранель» Сергей Нюхалов указывает, что в Московском регионе спрос на рынке новостроек в июне уже вырос примерно на 20% по сравнению с маем. Совладелец группы «Родина» Владимир Щекин отмечает, что в проекте компании Russian Design District в июне число сделок увеличилось в 4,5 раза относительно прошлого месяца. Коммерческий директор Optima Development Дмитрий Голев также говорит о восстановлении активности покупателей, о чем свидетельствует в том числе возросшее количество обращений. Тем более что вслед за снижением ипотечных ставок девелоперы совместно с банками предлагают сегодня покупателям различные программы по субсидированию кредитов, в том числе и на апартаменты, которые не подпадают под действие госпрограмм, говорит соакционер ГК «Основа» Олег Колченко. Попов также рассказывает, что сейчас появилась возможность совмещения льготной и рыночной ипотеки. И напоминает, что были запущены программы для IT-специалистов. Все это привело к тому, что май и июнь побили рекорды по доле ипотечных сделок: они составили 73% и 79% соответственно, резюмирует эксперт. Такую динамику подтверждает и Нюхалов. По его словам, если в апреле доля ипотечных сделок у компании составляла менее 70%, то в июне она достигла 83%. Колченко обращает внимание на то, что в июне истекает срок действия банковских депозитов, которые инвесторы открывали весной по ставкам около 20% годовых, и часть этих средств будет направлена на покупку квартир на первичном рынке.
Конечно же, сейчас вряд ли стоит ожидать повторения рекордных показателей 2020–2021 гг., но качественные проекты останутся востребованными, полагает Голев. Он также указывает и на постепенное улучшение общеэкономической ситуации, которая положительно влияет в том числе и на карьерные перспективы ряда потенциальных покупателей. Отпускной сезон вновь будет не самым благоприятным для туристов, поэтому многие продолжат поиски жилья для вложений, уверен Щекин. Вряд ли сейчас есть возможности и для совершения крупных покупок (например, автомобилей) и это тоже будет способствовать обращению покупателей к рынку недвижимости, добавляет Попов.