Статья опубликована в № 4512 от 20.02.2018 под заголовком: Город кольца

Как создать вдоль МЦК удобное «спальное кольцо»

В мире практически нет аналогов развития мегаполисов по кольцам
Сергей Труханов, основатель бюро T+T Architects

Через 10 лет, по оценкам властей, будет застроена территория вдоль Московского центрального кольца – 10 800 га, пригодных для использования. Развитие столь крупного транспортного проекта требует принципиально нового подхода к застройке.

Москва вместо создания полицентричной структуры, к которой пришли многие крупные мегаполисы мира (Нью-Йорк, Гонконг, Сингапур), идет по принципу кольцевой структуры, образованной основными транспортными магистралями.

Решение, претендующее на уникальность. Городов, которые развиваются по кольцам и в которых мерилом уровня жизни является тот или иной радиус, практически нет. От того, что сейчас будет строиться вдоль Московского центрального кольца и как власть будет процесс регулировать, зависит, получится новое гетто или удастся создать комфортное «спальное кольцо». Современная архитектура, баланс социальных и коммерческих площадей, территория для развития и отдыха – это то, что сегодня нужно столице, чтобы спустя 20 лет не пришлось начинать программу по редевелопменту всего построенного.

Зарубежный опыт

В мировой практике есть примеры качественного освоения местности вблизи ТПУ и различного рода магистралей: в Цюрихе, Берлине и особенно в Токио. Опыта работы с территориями в условиях серьезных ограничений у азиатских коллег не занимать. К примеру, железнодорожный вокзал в Токио объединяет 14 линий метро и обслуживает до 4000 поездов в сутки. Один из самых загруженных узлов – станция «Синдзюку», через которую проходит более 3,5 млн пассажиров в сутки. Для сравнения: проходимость станции метро «Комсомольская» в Москве – около 190 000 человек. И сегодня там есть потенциал для создания полноценного МФК. Еще одним масштабным зарубежным примером можно считать проект транспортного центра Трансбэй в Сан-Франциско, который представляет собой вертикальную систему, объединяющую на верхнем уровне автобусный хаб, апартаменты, бизнес- и торговые центры, а на нижнем (подземном) - девять железнодорожных линий.

Ожидается, что к 2025 г. МЦК будет провозить более 300 млн человек в год. Ресурс территории позволяет вдоль сформировавшихся транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) возвести более 2 млн кв. м недвижимости (по данным аналитиков Est-a-Tet, в шаговой доступности от станций МЦК уже продается почти 0,5 млн кв. м новостроек. – «Ведомости»).

Строительство новых районов вдоль МЦК перспективно с финансовой точки зрения и достаточно просто с градостроительной. Работать «в чистом поле» проще для девелопера, чем пытаться интегрировать проект в плотную городскую застройку. Обременения могут быть связаны только с наличием промышленных объектов на отдельных участках и неурегулированными вопросами частной собственности на участках вдоль путей. Зато нет жестких ограничений по инсоляции ввиду минимальной плотности застройки и жестких требований к соответствию проекта общему архитектурному ансамблю района. Из минусов – потребуются большие вложения в инфраструктуру.

Акцент на удобный общественный транспорт и локальные центры притяжения снизит пагубный эффект от маятниковой миграции за счет создания новых рабочих мест и снижения автомобильного трафика.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more