Американские IT-гиганты оштрафованы во Франции на 210 млн евро

За нарушение правил использования файлов cookie
Кроме штрафа Google и Facebook Meta Platforms должны предоставить пользователям средство для быстрого отказа от использования файлов cookie в течение трех месяцев/ Dado Ruvic / Reuters

Google и Facebook оштрафованы во Франции на 150 млн и 60 млн евро соответственно за нарушение правил использования файлов cookie. В России эти компании штрафовали за неудаление запрещенного контента.

Французская Национальная комиссия по делам информационных технологий и правам человека (Commission nationale de l’informatique et des libertes) оштрафовала французское подразделение Google на 150 млн евро, а французское подразделение Facebook Meta Platforms – на 60 млн евро за навязывание пользователям онлайн-трекеров, известных как файлы cookie. Об этом говорится в сообщении регулятора.

Соответствующее решение комиссия приняла еще 31 декабря 2021 г., однако опубликовала его 6 января 2022 г. Поводом для штрафов стали результаты расследования, проводившегося с лета прошедшего года по жалобам французских пользователей на методику отказа от файлов cookie на веб-сайтах google.fr, youtube.com и facebook.com. Для отказа от всех файлов cookie требуется выполнить ряд действий, в то время как для их принятия достаточно одного.

Кроме штрафа Google и Facebook Meta Platforms должны предоставить пользователям средство для быстрого отказа от использования файлов cookie в течение трех месяцев. По истечении этого срока в случае невыполнения предписания на компании будет ежесуточно налагаться штраф в размере 100 000 евро.

Файлы cookie – это фрагменты текста, передаваемые в браузер с сайта, который вы посещаете. С их помощью сайт запоминает информацию о ваших посещениях и может сохранять языковые настройки, таргетировать рекламу и подсчитывать количество посещений страницы.

«Штрафные санкции укладываются в общий тренд регуляторов Евросоюза на усиление всеобъемлющей защиты персональных данных пользователей, – пояснил «Ведомостям» координатор Центра безопасного интернета Урван Парфентьев. – Важная часть этой политики – предоставление возможности контроля за своей приватностью самому пользователю». В данном случае это не решение вопроса исключительно регулятором, речь идет о том, что пользователь сам получает механизм контроля. Функция регулятора – проследить, есть ли такой механизм, что мы и увидели в решении французского надзорного органа, подчеркнул Парфентьев.

Cookie относит к персональным данным и наш регулятор – Роскомнадзор, рассказала директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова. «Эти файлы хранятся на компьютере пользователя и позволяют осуществить быструю идентификацию пользователя в системе (браузере, социальной сети) при повторном заходе в нее, – говорит Левова. – Пользователя, согласно действующим регуляторным нормам, нужно информировать об использовании этого инструмента и о целях, в которых используется данная информация».

В России крупные штрафы на IT-компании в конце прошлого года были наложены не за нарушение приватности, а за неудаление запрещенной информации. 24 декабря суд наложил на Google оборотный штраф в 7,2 млрд руб. за нарушение закона об информации по иску Роскомнадзора. В тот же день за аналогичное нарушение суд на 1,9 млрд руб. оштрафовал компанию Facebook Meta Platforms (владеет Facebook, WhatsApp и Instagram). Близким к защите приватности требованием российских регуляторов к техногигантам можно считать штрафы за отсутствие физического переноса данных российских пользователей на территорию России, говорит ­Парфентьев.