Более 81% НКО во время пандемии испытывали сложности в работе

Самая частая из них связана с нехваткой денежных средств, показал опрос ВШЭ
Андрей Гордеев / Ведомости

Более 81% российских некоммерческих организаций (НКО) во время пандемии испытывали проблемы, показал опрос Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики, с итогами которого ознакомились «Ведомости». В исследовании приняли участие 1000 НКО. 48% руководителей НКО назвали основной сложностью во время пандемии нехватку денежных средств.

«Но в 2020 г. впервые с 2009 г. была нарушена тенденция к ежегодному сокращению доли говорящих об этой проблеме», – отметила директор центра Ирина Мерсиянова. 27% руководителей НКО в числе ключевых проблем (опрос предполагал возможность выбора разных вариантов) назвали отсутствие поддержки и интереса со стороны спонсоров. «В этом году эта проблема может быть еще острее», – опасается Мерсиянова.

Нехватка средств приводит к другим проблемам, в частности кадровым, говорится в исследовании ВШЭ.

209 818

НКО зарегистрировано в России в 2021 г., сообщили в пресс-службе Минюста. До пандемии, в 2019 г., их было 213 290

«В связи с отсутствием финансирования невозможно взять в штат людей определенной компетенции, – цитируются в исследовании ответы представителей НКО, которые также приняли участие в глубинном интервью. – В частности, людей, разбирающихся в цифровых решениях, которые могли бы помочь в продвижении нашего НКО, правильной коммуникации, позиционировании».

Из-за этого у многих организаций возникают трудности с планированием, разработкой эффективных бизнес-процессов, стратегическим развитием. Также руководители НКО в глубинных интервью отмечали недостаточную диверсификацию источников финансирования, мешающую организации устойчиво и планомерно развиваться, излишнюю зависимость НКО от грантов.

26% опрошенных указали на отсутствие поддержки, интереса со стороны местных властей, 16% – со стороны региональных властей. Также главы НКО жаловались на отсутствие интереса со стороны населения (19%), нехватку рекламы деятельности организации (18%), дефицит специалистов для работы в организации (16%), проблемы с помещением (13%). При этом 12% представителей НКО заявили, что не видят значимых результатов своей деятельности и у них есть ощущение, что работа бессмысленна или малозначительна.