Союз пациентов просит Минздрав расширить Национальный календарь профилактических прививок
Там не хватает вакцинации от менингококка и ревакцинации от коклюша, считают в организацииВсероссийский союз пациентов просит Минздрав «оптимизировать планы» по расширению Национального календаря профилактических прививок, включив в него прививку от менингококковой инфекции и ревакцинацию против коклюша. В министерстве заверили, что НКПП регулярно совершенствуется
«Оптимизировать планы» развития Национального календаря профилактических прививок (НКПП) попросил Всероссийский союз пациентов (ВСП) в обращении к Минздраву, с которым ознакомились «Ведомости». Документ подготовлен по итогам Экспертного форума по иммунопрофилактике, который прошел в конце апреля 2022 г. при участии министерства. В НКПП сейчас входят прививки против 12 нозологий: гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа.
ВСП предлагает Минздраву пересмотреть планы по включению в НКПП вакцинации против менингококковой инфекции – эксперты полагают, что это необходимо сделать не в 2025 г., как прописано в плане мероприятий по реализации Стратегии развития иммунопрофилактики инфекционных болезней, а уже в 2023 г. По статистике, предоставленной ВСП, в структуре причин детской смертности от инфекционных заболеваний в РФ менингококковая инфекция стоит на первом месте, на ее долю приходится 25% всех летальных исходов у детей от инфекционных заболеваний. «С 2016 г. отмечается осложнение эпидемической ситуации по менингококковой инфекции», – отмечают авторы обращения.
Представитель Минздрава сообщил, что «НКПП регулярно совершенствуется в соответствии со Стратегией развития иммунопрофилактики инфекционных болезней на период до 2035 г. и производством отечественных вакцин». Например, с 2022 г. в России была предусмотрена добровольная вакцинация детей в возрасте 12–17 лет против COVID-19 в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Минздрав еще не получил обращение ВСП, уточнил собеседник.
ВСП отмечает, что «экономический ущерб от менингококковой инфекции является недооцененным» – по оценке экспертов, он может достигать 22 млн руб. на лечение и реабилитацию одного пациента. Детский научный центр инфекционных болезней ФМБА оценивал в 2021 г. среднюю величину ущерба от заболевания одного ребенка «на период дожития» (т. е. до 80 лет) в 17,5 млн руб. Член Союза педиатров России Марина Федосеенко говорит, что согласна с такими подсчетами: «И эксперты в области иммунопрофилактики уже давно ратуют, что наш календарь прививок должен расширяться, в частности [необходимо] включить прививку от менингококковой инфекции, но это далеко не единственное необходимое расширение, обоснованное и в форме экономических потерь от последствий заболевания».
Также ВСП просит включить в НКПП в 2024 г. ревакцинацию против коклюша. В 2019 г. было зарегистрировано 14 407 случаев коклюша, показатель заболеваемости составил 9,81 на 100 000 населения, что на 38,2% выше уровня заболеваемости 2018 г., напоминают эксперты. В 2020–2021 гг. в России, по собственным данным ВСП, наблюдалось снижение заболеваемости коклюшем, и связывают это с ограничительными мерами в связи с распространением коронавирусной инфекции. Росстат не раскрывал эти цифры.
Сейчас дети вакцинируются от коклюша однократно. «Поствакцинальный иммунитет к коклюшу не является пожизненным и значительно снижается или утрачивается через 4–12 лет после вакцинации», – отмечается в обращении ВСП. Организация напоминает, что эта болезнь характеризуется рядом серьезных осложнений, таких как пневмония, энцефалопатия, эмфизема легких. Эксперты Союза педиатров рекомендовали проводить ревакцинацию от коклюша в 7 лет и в 14 лет, говорит Федосеенко.
ВСП напоминает, что в апреле 2021 г. Минздрав разместил для общественного обсуждения проект «Об утверждении НКПП и Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям». И в календаре по эпидпоказаниям (применяется в зависимости от эпидемиологической ситуации в том или ином регионе с учетом возможных вспышек заболеваний) было уточнено, кто может получать прививки против менингококковой инфекции, туда же была включена вакцинация против лихорадки Эбола и ревакцинация против коклюша, но в итоговом документе, принятом Минздравом, таких поправок не оказалось.
«Российский календарь прививок не соответствует реалиям, – сетует сопредседатель ВСП, доктор медицинских наук Ян Власов. – Если в передовых странах число прививок составляет 17–19, то в России до сих пор только 12. Нужно было обновить перечень, довести их число до оптимального».
Доцент кафедры инфекционных болезней Российского университета дружбы народов Сергей Вознесенский согласен с предложениями в части ревакцинации от коклюша, который, по его словам, «в последние годы получил более широкое распространение». «Что касается остальных [упомянутых] заболеваний, нужно провести анализ целесообразности таких предложений», – считает эксперт. Но в нынешних условиях надежд на расширение НКПП почти нет, отсутствие средств на вакцинацию может остановить этот процесс, считает эпидемиолог Василий Власов. В НКПП до пандемии планировалось ввести прививки от ветряной оспы и ротавирусной инфекции, но этого пока не произошло, отмечает Федосеенко.