Первые «Разговоры о важном» прошли без ура-патриотизма

Детям рассказали о важности платформы «Россия – страна возможностей»
Максим Стулов / Ведомости

В российских школах и колледжах 5 сентября для учеников первой смены школьный день впервые начался с поднятия флага и исполнения гимна России, после чего состоялся урок «Разговоры о важном». Ученикам второй смены провели новое занятие в конце школьного дня.

Урок был посвящен Дню знаний. Ученики 1–2-го классов услышали, зачем учиться. Школьникам 3–4-го классов рассказали, что такое прогресс и открытия. Остальным говорили про «составные части успеха», возможность участия во всероссийской олимпиаде школьников, а также предложили изучить проекты, представленные на платформе «Россия – страна возможностей» (автономная некоммерческая организация учреждена указом главы государства, ее курирует администрация президента). Для разных возрастов Минпросвещения подготовило и опубликовало материалы к уроку.

Инструкция предлагала после урока провести опрос школьников на специальном сайте, для чего дети должны были считать QR-код. «Но у детей же сейчас нет мобильных телефонов, так что опрос мы не провели», – сказала член совета профсоюза «Учитель», преподаватель математики Елена Щукина. Кроме того, отметила она, обнаружилась и такая проблема: поднятие флага пришлось проводить на улице и некоторые дети замерзли, потому что в школе старой постройки нет для таких мероприятий просторного помещения.

Опасения, что урок будет наполнен ура-патриотизмом, не подтвердились, сообщил «Ведомостям» член совета профсоюза «Учитель», преподаватель истории Дмитрий Казаков. Но он отметил, что видеоматериалы для учеников средней школы были наполнены «буржуазными идеями». «Сквозило, что для успеха надо быть бизнесменом, иметь знакомство со звездами. Почему со звездами, а не с учеными? Развивать успешные идеи для интернета и IT-сферы, быть блогерами. И ни слова о ценности профессии «учитель» или «врач», – посетовал Казаков. Впрочем, детям такие «буржуазные» идеи близки, отметил он.

Многие родители недовольны тем, что на новых уроках детей учат блогерству, сообщила «Ведомостям» лидер общественного движения «Родители Москвы» Илона Менькова. «Детей и так сложно оторвать от телефонов и интернета: находясь там, они посещают разные сайты, которые пропагандируют самоповреждающее поведение», – отмечает она. Также, по ее словам, родители посчитали «непонятным» продвижение платформы «Россия – страна возможностей» с конкурсами и олимпиадами для детей. Впрочем, считает Менькова, недовольство скорее связано с недоверием к школе.

Следующий урок назначен на 12 сентября. «Ведомости» писали, что на нем ученикам 5–11-х классов и студентам колледжей должны рассказать о проведении специальной военной операции на Украине. Материалы уроков со сценариями занятий были опубликованы на сайте Минпросвещения, но затем учителя отметили, что эти материалы убраны из интернета. В Минпросвещения не ответили на вопрос «Ведомостей», планируется ли корректировка занятия.

Старт урокам «Разговоры о важном» дал 1 сентября президент России Владимир Путин. В Калининграде он встретился с парой десятков школьников из разных городов России и рассказал им, из чего складывается успех. «Трудолюбие – это вообще отдельный талант, это не просто, извините, «резиновая попа», – сказал Путин. – Это талант заставить себя работать и уметь это делать продуктивно. Правильно организовать то, чем ты занимаешься. Все это вместе с дисциплиной и может дать результат».