ВЦИОМ нарисовал портрет типичного руководителя НКО

Это женщины 45–50 лет с гуманитарным образованием
Евгений Разумный / Ведомости

Руководителями некоммерческих организаций в России в большинстве случаев являются женщины в возрасте 45–59 лет с высшим образованием и опытом работы в коммерческом секторе. Это следует из исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного по инициативе благотворительного фонда Владимира Потанина.

Опрос 420 руководителей НКО проводился с декабря 2021 г. по июль 2022 г.

Результаты исследования показал, что из руководителей НКО 67% – это женщины, 33% – мужчины. По словам 38% опрошенных, им 45-59 лет. Еще 33% указали, что им от 35 до 44 лет, 16% заявили, что им 60 и более лет, а 9% – 22-34 года.

Большинство респондентов (67%) сообщили, что у них высшее образование (степени магистра или специалиста). У 15% участников исследования среднее специальное образование или неоконченное высшее, у 12% – степень бакалавра, у 5% – степень кандидата наук, 1% – доктора наук.

При этом самый популярный профиль полученного образования – общественно–гуманитарный (72%). Еще у 26% технический профиль, а 12% получили естественнонаучное образование.

В течение многих лет у российского некоммерческого сектора «женское лицо», подтверждает результаты исследования директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики Ирина Мерсиянова. «Такова ситуация не только среди руководящего состава, но и среди сотрудников и активистов, – рассказала она. – Правда, в последние годы эта тенденция начала меняться: все больше стало приходить молодых людей, и необязательно женщин 45+ с гуманитарным образованием».

Она отметила, что, согласно многочисленным исследованиям, «женщины и так привыкли к неоплачиваемому домашнему труду, им вообще все равно где вот так вот трудиться, поэтому они идут в НКО». «Кто-то говорит, что женщины более альтруистичны, у них более развита эмпатия, поэтому они идут работать в НКО», – говорит Мерсиянова. При этом, добавила она, разные типы НКО привлекают разные типы личности. Например, в спортивно-технических некоммерческих организациях больше мужчин, а среди социально ориентированных – наоборот, женщин.

«То, что в основном в НКО женщины, – это правда, возраст такой [как отражают результаты опроса ВЦИОМа] и даже старше», – подтверждает председатель комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Общественной палаты Елена Тополева-Солдунова.

«Исторически в России очень многие некоммерческие организации создаются женщинами, которые пережили собственную драму, связанную с близкими людьми, с ребенком, – рассказала директор социальных проектов VK Александра Бабкина. – После этого они начинают бороться за качественное медицинское обслуживание и за решение социальной проблемы, которую они познали на собственном опыте. Для того чтобы проблема по-настоящему решалась некоммерческой организацией и та была эффективной, очень важно, чтобы руководитель был профессионалом».

У 31% опрошенных общий стаж работы в НКО составляет 5-10 лет, при этом 34% респондентов заявили, что работают руководителями НКО тот же срок: 5-10 лет. Менее пяти лет в НКО работают 26%, а на руководящих должностях – 33%. При этом опыт работы 11–20 лет у 29% респондентов, тогда как такой срок работы на руководящей должности в НКО – у 24%. А более 20 лет работают в НКО 13% участников исследования, тогда как на руководящих должностях этот срок в некоммерческом секторе трудятся 9%.

Более опытные руководители НКО чаще определяют себя как идейного вдохновителя, нежели управленца (39% среди тех, кто работает более 20 лет). Руководители коллективов от 20 человек чаще ощущают себя преимущественно управленцами (39%).

Что нужно руководителям НКО

Более половины опрошенных (55%) имели управленческий опыт работы в коммерческом секторе. Почти столько же имеют диплом или сертификат в сфере управления организациями, процессами или проектами и кадрами. Базовыми навыками, которыми должен обладать руководитель НКО, 38% считают менеджмент, 18% – экономику и финансы, 17% – знание законов, по 13% – высшее образование и общую грамотность, а также навыки фандрайзинга и привлечения ресурсов. По 7% считают, что руководитель должен быть грамотным в цифровом плане, уметь взаимодействовать с госорганами, а 6% полагают, что руководителю НКО необходимо обладать навыками пиара и маркетинга. Еще 3% уверены, что руководитель НКО должен владеть знаниями об антикризисном менеджменте.

Мерсиянова отметила, что одна из важнейших компетенций для руководителя НКО – умение управлять, хотя в некоммерческом секторе оно имеет свои особенности. «В коммерческой организации все просто: зарплату платишь – люди работают, – поясняет она. – Но когда значимый ресурс для своей деятельности – волонтерский труд, то нужно найти в себе энергию, аргументы, основания, чтобы поднять людей на этот бесплатный труд».

Бабкина отмечает, что либо руководителю НКО необходимо повышать собственные управленческие навыки, либо оставаться вдохновляющим лидером, но тогда следует нанимать людей, которые могли бы заниматься непосредственно управлением в организации. Тополева-Солдунова отметила, что «одна из особенностей руководителей НКО – это то, что они на протяжении всей своей жизни очень активно повышают свою квалификацию и учатся». «Это люди, которые, как правило, обладают очень разными навыками и знаниями, потому что НКО не может себе позволить иметь много сотрудников», – заявила она.