Коммунисты раскритиковали новый единый учебник истории под редакцией Мединского

Они считают, что работу над поиском правды нужно продолжать более интенсивно
Евгений Разумный / Ведомости

Представители фракции КПРФ уверены, что новые учебники для 10–11-х классов по истории России под редакцией помощника президента Владимира Мединского и ректора МГИМО Анатолия Торкунова необходимо фактологически и методологически доработать, а также сделать сами пособия дешевле. Об этом коммунисты заявили в ходе круглого стола в Госдуме на тему «Преподавание истории в российской системе образования: вопросы совершенствования программ и учебных пособий».

Несмотря на «многолетние разрушительные реформы» система образования в России жива и надеется на лучшее, начал свою речь зампред ЦК КПРФ Дмитрий Новиков. Действия «либерального шабаша 90-х гг.» и сегодняшние усилия «пятой колонны» не смогли привести к утрате начал в образовании, которые заложили Ломоносов, Пушкин и Толстой. КПРФ же «всегда стояли на пути у перекройки российского образования по худшим западным лекалам», подчеркнул Новиков.

Говоря в целом о системе образования в стране, он отметил, что умы школьников долгие годы засоряли «непотребщиной Солженицына и ложью Волкогонова», а произведения, например, Александра Фадеева и Бориса Полевого, напротив, хотели убрать из школьных программ. «Антисоветчики и русофобы» настойчиво продвигали свои взгляды, забывая о тесной связи патриотического и социального фактора в творчестве писателей. Партия, в свою очередь, неизменно противостоит фактам, которые, по их мнению, являются «исторической фальсификацией», благодаря чему, похвалился коммунист, из большинства новых учебников убрали «панегирики во славу предателей и коллаборационистов».

Речь, видимо, идет о тех учебниках, которые использовались до недавнего времени.

При этом новое учебное пособие по истории под авторством Мединского и Торкунова требует доработки, говорит Новиков. В частности, стоит учесть требования к «объективному освещению исторического пути России», рассказывая о причинах падений и неудач, считает Новиков. «Нас удивляет, что появление новых учебных пособий подается как финал процесса», – поделился он. Необходимо, говорит Новиков, чтобы «абсолютно выверенные оценки» звучали учебниках, чего сейчас нет. Новые исторические пособия – это только начало пути к «оздоровлению» учебного процесса, но их недостаточно: коммунисты предлагают соединить в полной мере достижения советской педагогики, возрастной психологии, методик преподавания с применением современных мультимедийных технологий.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов, в свою очередь, отметил, что в его роду общий стаж преподавания – 350 лет. Убедив партийцев в своей экспертности, Зюганов отметил, что любая учебная литература требует проверки на практике.

Профессор кафедры государственной политики факультета политологии МГУ Вардан Багдасарян предоставил коммунистам подробный разбор новых учебников. Он отметил, что в них не указана какая-либо методология, хотя президент Владимир Путин на Валдайском форуме не единожды говорил такие слова, как «цивилизационный подход» и «страна-цивилизация», напомнил Багдасарян. Среди плюсов нового пособия историк отметил, что его авторы не отнеслись толерантно «ко злу», показав конфликт с коллективным Западом, а также не так сильно, как раньше, «демонизировали советский опыт». На этом положительные стороны нового пособия закончились, Багдасарян описал 10 «фактологических ошибок», среди них, к примеру, объединение Февральской и Октябрьской революций 1917 гг. в одну, невиновность репрессированных. «Но были же и виновные!» – пояснил коллегам историк. Кроме того, он не согласен с тем, что голод 1932–1933 гг. был следствием политики большевиков.

Главный вопрос, на который надо ответить образовательной системе: «Кого мы готовим?», говорит председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина (КПРФ). Кроме того, партия получила много писем из регионов по поводу проблем с внедрением новых учебников – например, Республике Бурятии не хватает 13,3 млн руб. на обновленные учебники для 10-х и 11-х классов, поделилась она.

Чтение учебника Мединского и Торкунова чревато тем, что школьники могут начать воспринимать историю как субъективное описание событий, а не как «науку со строгим понятийным аппаратом», считает секретарь ЦК КПРФ по агитации и пропаганде Станислав Аниховский. В то же время он посетовал на то, что авторы безоценочно рассказывают о «важнейших событиях» в истории России.

Стилистически новое пособие ему и вовсе напомнило рекламный буклет: в главе о спецоперации авторы, обращаясь к читателю, говорят школьникам о том, что уход иностранных компаний из страны дарит им много новых возможностей для ведения бизнеса и для открытия своих стартапов. Глава заканчивается словами: «Не упустите этот шанс! Сегодня Россия поистине страна возможностей», процитировал Аниховский учебник.

По новому учебнику 10- и 11-классники учатся с сентября. В аннотации к нему отмечается, что «главным результатом изучения курса должно стать формирование у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма». В Минпросвещения видели проблему в присутствии на рынке учебников нескольких разных вариантов на выбор учителя. Мединский одной из главных задач при создании нового учебника назвал пересмотр соотношения и содержания всеобщей истории и истории России. При этом в разработке находятся учебники для 5–9-х классов. Как ожидается, они будут готовы к сентябрю 2024 г.