Почему борьба за трезвость как норму жизни окончилась ничем
40 лет назад руководство СССР начало самую масштабную антиалкогольную кампанию, но проиграло7 мая 1985 г. правительство СССР издало постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения», запустив тем самым одну из самых спорных инициатив власти позднесоветской эпохи. С неумеренным потреблением алкоголя в стране боролись и раньше, но на этот раз к делу подошли с особым рвением. Пришедший к власти в СССР в марте 1985 г. Михаил Горбачев по совету членов Политбюро Егора Лигачева и Михаила Соломенцева развернул в стране беспрецедентную антиалкогольную кампанию – из-за этого в народе генерального секретаря ЦК КПСС вскоре назовут «минеральный секретарь».
Как Горбачев вышел к народу с дружественным запретом
16 мая 1985 г. ленинградцы, а вслед за ними и телезрители всего Советского Союза стали свидетелями небывалого события: кортеж главы государства остановился на углу Невского и Лиговского проспектов – совершенно не подходящее для первых лиц место: рядом вокзал, две станции метро, всегда много спешащих горожан и гуляющих туристов. Михаил Горбачев вышел из машины и сразу оказался в центре людской толпы. «Держитесь ближе к народу», – пожелала одна из жительниц города.
«Да куда же ближе?!» – ответил генсек, вызвав одобрительный смех трудящихся, которые могли бы дотянуться до него рукой.
Это был первый «неформальный» выход главы СССР к народу за 16 лет. Леонид Брежнев после покушения 1969 г. общался с обычными гражданами только в официальной обстановке и однажды под тщательным контролем охраны посетил гастроном – чтобы развеять ползущие по Москве слухи о своей тяжелой болезни. Юрий Андропов и Константин Черненко «хождения в народ» также не практиковали.
Встреча в Ленинграде запомнилась не только неожиданной близостью к народу нового главы СССР. Там же, в окружении толпы, Горбачев в свойственной ему будничной разговорной манере произнес: «Вот по пьяницам: если кто из вас «увлекался», то я вам говорю, что с 17-го числа вводятся крутые меры по борьбе с пьянством...» Ни очевидцы тех событий, ни телезрители тогда, скорее всего, еще не понимали, что впереди большие перемены.
15 лет спустя в интервью «Комсомольской правде» Лигачев вспоминал о причинах начала антиалкогольной кампании: «За прежние 20 лет производство и потребление спиртных напитков в СССР возросло в 4 раза. И доходы в бюджет возросли в 4 раза. Но основательно усилилось нарушение дисциплины и порядка на производстве и в быту, прогулы, производственный травматизм. Выросла преступность и заболеваемость из-за чрезмерного употребления алкоголя. Вторая причина – все возрастающий поток писем граждан в ЦК, правительство, газеты, на телевидение с требованием обуздать пьянство».
Судя по всему, этот «стон» услышали не все. Николай Рыжков – назначенный осенью 1985 г. премьер-министром СССР и, следовательно, главным ответственным за проведение антиалкогольной кампании – уже после развала Советского Союза вспоминал, как предупреждал всех о том, что этот замысел тупиковый. Впрочем, по словам Лигачева, против инициативы генсека Рыжков открыто не выступил. И антиалкогольную кампанию члены Политбюро поддержали единогласно.
К середине 1980-х алкоголь действительно стал проблемой общесоюзного масштаба.
Как страна проиграла пьянству бой
Массовое употребление алкоголя в Российской империи вызывало недовольство еще у Николая II. Несмотря на то что в 1913 г. госмонополия на водку давала около 26% бюджетных поступлений, царь сразу после начала Первой мировой войны ввел в стране сухой закон. Алкоголь можно было употребить только в дорогих ресторанах, в буфетах при дворянских клубах и купеческих собраниях. Такое алкогольное «расслоение» только усиливало социальную рознь в стране.
Советская власть начала постепенно смягчать условия антиалкогольной кампании только с 1920 г. Сначала Совнарком разрешил продажу некрепких вин, затем пива. Граждане требовали вернуть им полный доступ к горячительным напиткам, и это стало поводом для внутрипартийных разбирательств.
В 1923 г. между Иосифом Сталиным и Львом Троцким развернулась аппаратная война, одним из ее элементов стал «питейный вопрос». Сталин на пленуме ЦК предложил отменить сухой закон и ввести госмонополию на торговлю водкой. Троцкий назвал это предложение «одним из самых недостойных моментов в истории партии». Линия Сталина победила. Но в 1958 г. правительству во главе с Никитой Хрущевым все же пришлось издать постановление об усилении борьбы с пьянством. Считается, что именно в это время возникла легендарная фраза «сообразим на троих». Из-за того что алкоголем запретили торговать на розлив, мужчины, часто незнакомые друг с другом, скидывались на полулитровую бутылку и распивали ее в каком-нибудь укромном месте недалеко от магазина. После денежной реформы 1961 г. 3 руб. как раз хватало на «пол-литра» и плавленый сырок.
Новая антиалкогольная кампания в СССР началась в 1972 г. и проходила под лозунгом «Пьянству – бой!». Совмин издал постановление «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». Впрочем, власти не собирались запрещать советским гражданам выпивать, а только повысили цены на спиртное, ограничили время его продажи промежутком с 11 до 19 часов и попытались сместить акцент в производстве алкоголя с водки на вино и пиво. Эта кампания провалилась – винограда в стране не хватало, поэтому население продолжило массово употреблять водку. В 1973-м советские граждане потратили на спиртное 29 млрд руб. – больше, чем на мясо и молочную продукцию, вместе взятые. При том что алкоголь в те годы был гораздо менее доступен, чем сегодня, – на среднюю зарплату в 134 руб. 90 коп. можно было приобрести всего 37 бутылок недорогой водки.
Общественность клеймила пьяниц, на стенах развешивали антиалкогольные плакаты, советские граждане смеялись над «Самогонщиками» Леонида Гайдая и вздыхали над злоключениями «Афони». Андропов, возглавив СССР, запустил производство дешевой водки, которую в народе назвали «андроповкой», и одновременно развернул борьбу за трудовую дисциплину. Слово «водка» расшифровывали как «Вот Она Доброта Коммуниста Андропова». Сотрудники милиции выводили из магазинов любителей выпивки, оказавшихся в очереди за спиртным в рабочее время. Соображающих на троих начали выгонять с лавочек в парках и из других общественных пространств.
Дисциплинарные новшества не смогли решить проблему: в начале 1980-х потребление алкоголя в СССР примерно в 3 раза превышало показатели царской России. Государство теряло до 30 млрд руб. из-за прогулов, «пьяных» поломок техники, бракованной продукции и необходимости лечить алкоголиков. Среднее ежегодное потребление алкоголя в стране оценивалось примерно в 10,5 л спирта на человека, а в ее европейской части – в 13 л. Во многих странах этот показатель был выше. Так, во Франции он составлял почти 20 л, а в Испании, Италии и Португалии – около 18 л. Но если средний француз выпивал 6 л крепкого спиртного, 90 л вина и 44 л пива, то гражданин Советского Союза – 11 л крепких напитков, 23 л пива и 19 л вина.
Согласно статистике, которую приводил в своих воспоминаниях помощник генерального секретаря ЦК КПСС Анатолий Черняев, почти полмиллиона коммунистов и комсомольцев за год оказывались в вытрезвителях, а полтора миллиона советских граждан проходили принудительное наркологическое лечение. Из вариантов «заместительной терапии» и «строгой диеты» власть традиционно выбрала второе.
Как Советский Союз пытался протрезветь
Постановление от 7 мая 1985 г. носило достаточно общий характер. Москва обязывала активизировать на местах деятельность по устранению причин, порождающих злоупотребление спиртным. От милиции документ требовал наладить борьбу с пьянством в общественных местах. Чтобы как-то заполнить досуг предполагаемого протрезвевшего населения, правительство выделило дополнительные средства на культуру и спорт. Дисциплинированным рабочим Совет министров решил выплачивать специальные премии. Выплата зарплат работников стала переводиться с предприятий и учреждений в сберегательные кассы.
Этиловый спирт запрещалось расходовать «для производства плодово-ягодных вин низкого качества». Чтобы лишить самогонщиков «сырья», вводились дополнительные меры по закупке в колхозах сахара, фруктов и ягод. Продажа алкоголя переводилась в специализированные места или в обособленные отделы магазинов. Торговать спиртным возле предприятий, строек, больниц, санаториев, вокзалов и учреждений культуры полностью запрещалось. Крепкие напитки изгонялись из домов отдыха и с туристических баз. Продажа алкоголя разрешалась с 14 часов и только гражданам, достигшим 21 года.
Был также утвержден план по развитию сети учреждений, занимавшихся оказанием наркологической помощи.
Но никаких радикальных репрессивных мер постановление Совмина не предусматривало, а власти на местах, пользуясь общими рекомендациями Москвы, действовали более решительно. Так, московский горком КПСС массово закрывал торгующие алкоголем магазины. Из продажи стали пропадать дешевые сорта водки, а на оставшиеся взлетели цены. За распитие спиртного в рабочее время можно было запросто лишиться должности и партбилета. Коньяк и вино пропали с любых официальных застолий, даже с банкетов по поводу защиты диссертаций. Из эфира на какое-то время убрали «Иронию судьбы» – сюжет фильма без алкогольной линии не имел смысла. «Любовь и голуби», «Мимино» и «Покровские ворота» удалось сохранить в эфире, порезав сцены с выпивкой.
Многие общественные деятели утверждали, что антиалкогольная кампания Горбачева нанесла жестокий урон советскому виноградарству. В прессе можно найти утверждения о том, что по команде из Москвы было вырублено до 30% виноградников. Позже в прессе появлялись публикации о том, что в Молдавии в середине 80-х выкорчевали 80 000 га виноградников из 210 000. Но документальных подтверждений организованному уничтожению виноградной лозы и размерам ущерба не появилось, а партийные деятели, которых обвиняли в устных указаниях по вырубке виноградников, в дальнейшем от подобных обвинений открещивались.
«Сознательной лжи было немало. И со мной связанной тоже. <...> Лигачев, отдыхая в Крыму, приехал в Массандру и лично закрыл винзавод. Один из руководителей от горя скончался. Хочу заявить: Лигачев никогда в Массандре не был. Не было времени шастать по винным подвалам», – рассказывал позже Лигачев «Комсомольской правде». На виноградниках сильнее сказывались заморозки, чем действия людей.
Страна исчезла, а водка – нет
Результаты антиалкогольной кампании оказались противоречивыми. На ее фоне в СССР в год рождалось около 5,5 млн детей – на 10% больше, чем при прошлых генсеках. Ожидаемая продолжительность жизни мужской части населения выросла на 2,6 года – и это был рекордный показатель за всю историю страны. Смертность снизилась в среднем на 181 000 человек в год.
Прогуливать работу стали на 35% реже, преступность рухнула на четверть, а бытовой травматизм уменьшился на 20%. Производительность труда во время антиалкогольной кампании ежегодно росла на 1%.
И наконец, во второй половине 1980-х жилья в СССР построили на 20% больше, чем за предыдущие пять лет. Эта статистика напрямую не утверждает, что, например, протрезвевшие строители начали строить больше. Но не доказывает она и обратного.
Была у горбачевской инициативы и другая сторона, и она оказалась решающей. Уже в первый год реализации кампании бюджет СССР впервые со времен войны был сведен с дефицитом в 2,4%, а в 1986-м на госзатраты не хватило 49,6 млрд руб. Недополученные государством доходы из-за падения реализации спиртного компенсировать было нечем, и в итоге борьба с пьянством оказалась стране не по карману.
В СССР произошел бум самогоноварения. У подпольных «производителей» резко расширился ассортимент продукции. Наряду с «классическим» самогоном, медовухой, брагой и абрикотином, своих потребителей нашли «томатовка» и «гороховка».
Впрочем, при наличии денег запросто можно было обойти любые ограничения и на приобретение «классического» алкоголя. Например, водку продавали таксисты, делившиеся прибылью с сотрудниками гастрономов. В провинции они «накручивали» на каждой бутылке вдвое, а в столице – в 5–10 раз в зависимости от времени суток. В любых количествах алкоголь продавали и в гостиницах – с черного хода и втрое дороже, чем в меню.
На показательных «безалкогольных» свадьбах и днях рождения советские граждане наливали спиртное в чайники и самовары.
На фоне антиалкогольной кампании в СССР стали популярны тематические анекдоты. Например: «В ЦК пришла телеграмма из Сибири: «Народ протрезвел и спрашивает, куда пропал царь-батюшка».
В итоге сочетание накрывшего страну в 1987 г. экономического кризиса с настроениями стало взрывоопасным. Антиалкогольную инициативу в 1988-м начали сворачивать, но было уже поздно. «Конечно, все мы в Политбюро, в том числе и я, стремились удержать ситуацию под контролем, но не смогли», – позже признавался Горбачев.
Согласно данным, обнародованным в марте 2025 г. министром здравоохранения Михаилом Мурашко, потребление алкоголя в России составляет примерно 8,49 л на душу населения. Для сравнения: в Германии выпивают около 12,2 л этанола в год, в Чехии – 13,3, а в Румынии – 17.

