Олег Ястребов: «Для Москвы важно становиться мультикультурным, толерантным городом»

Ректор РУДН Олег Ястребов о мультикультурной составляющей вуза, реформе обучения и мягкой силе образования
Ректор Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы Олег Ястребов/ Андрей Гордеев / Ведомости

Россия заняла 6-е место в мире по количеству студентов из-за рубежа в 2022 г.: в стране получают образование 351 127 иностранцев (это 6% от общемирового числа студентов, обучающихся не на родине). «Ведомости» поговорили с ректором Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы Олегом Ястребовым о том, как вуз организует учебный процесс для иностранцев и что изменится для них после реформы образования.

– РУДН сейчас главный международный российский вуз, который принимает студентов из других стран. С какими странами сотрудничество развивается особенно динамично?

– У нас обучаются 33 000 студентов из 162 стран. Из них 11 000 ребят – иностранцы. Мы самый интернациональный вуз не только в России, но и, наверное, во всем мире. Среди стран, безусловно, выделяется Китай, а также Ближний Восток и ряд стран Африки. В этом году Год России и Африки, президент отметил, что будет кратно повышена квота для студентов из африканских государств (сейчас в России обучается около 27 000 студентов из стран Африки. – «Ведомости»). Я думаю, что подавляющее большинство придется на наш университет. Когда студенты подают заявки на обучение в России, они указывают несколько вузов, в которые они хотели бы попасть. И в основном студенты, особенно из Африки, указывают РУДН как приоритет номер один.

Олег Ястребов

ректор Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы
Родился 24 марта 1981 г. в г. Железногорске (Красноярский край). Окончил Московское суворовское военное училище (1998 г.), факультет гуманитарных и социальных наук, а также юридический факультет РУДН (2004 г.)
2004 г.
старший преподаватель кафедры административного права юридического факультета РУДН
2010 г.
доктор юридических наук
2011 г.
профессор кафедры административного права юридического факультета РУДН
2012 г.
доктор экономических наук
2014 г.
директор юридического института РУДН
2017 г.
президент Ассоциации юридического образования РФ
2020 г.
ректор РУДН
– С чем вы связываете такую популярность РУДН в этих регионах планеты?

– На выбор влияют три основные причины: отзывы наших выпускников, авторитет научных школ, соотношение цены и качества. Еще со времен СССР советское образование и наука всегда лидировали, были по качеству наравне с крупнейшими мировыми державами. И конечно, благодаря государственным подходам у нас недорогое образование. Вот если мы сравним стоимость образования на медицинском и химическом факультетах с западными вузами, которые слабее гораздо нас, там она в разы выше. Это, конечно, тоже играет большую роль.

Еще выделю атмосферу и команду тьюторов, благодаря которым иностранным студентам комфортно учиться в нашем вузе. Они быстрее понимают наши культурные особенности и коды. Именно поэтому иностранцы выбирают РУДН. Стоит также выделить образовательный процесс мирового уровня – по качеству образования мы лидеры не только в России, но и в мире. Мы лидеры по экспорту российского образования за рубеж.

– Вы упомянули, что в вашем вузе развита тьюторская служба, с помощью которой иностранные студенты могут адаптироваться к обучению в России. А как они адаптируются к русскому языку? На каком языке у них проходит образовательный процесс?

– В основном обучение идет на русском языке. Когда студенты приезжают в Россию, они поступают на подготовительный факультет и каждый день по программе этого факультета изучают русский язык. Еще мы их «докручиваем»: если, например, студент идет на физмат, то мы ему даем знания по физике, даже если у него в аттестате по этому предмету стоит четверка. Мы понимаем, что «хорошо» по математике в школе в Африке, Латинской Америке и даже в некоторых странах Европы не совсем соответствует нашей четверке.

«Чтобы понять Россию, здесь нужно получить образование»

– Иностранные студенты всегда учатся очно на таком факультете или могут онлайн?

– За несколько месяцев до начала пандемии в 2020 г. мы открыли подготовительный цифровой факультет, который пользуется популярностью. Более 12 000 иностранцев из 66 стран смогли начать учить русский язык до приезда в Россию. Многие выбирают цифровой подготовительный факультет, потому что он дешевле. Для стран Азии, Африки, Латинской Америки финансовая составляющая очень важна. И конечно же, приехать в Россию, жить здесь и обучаться – это дорого. А на цифровом подфаке ты можешь заниматься у себя дома, например в Боливии, и сэкономить бюджет на основное обучение в России. При этом мы сделали наш цифровой подфак так, чтобы не ухудшилось качество получаемых знаний. Главная задача этого факультета – подготовить студентов-иностранцев так, чтобы они могли на первом курсе осваивать сложную программу по той же физике на русском языке.

– Много ли в РУДН учится студентов из стран ЕАЭС и СНГ?

– У нас с каждым годом растет количество абитуриентов из стран СНГ и ЕАЭС. В этом сентябре у нас почти 4000 иностранных студентов из этих стран. Многие из них, практически все, сразу же идут на первый курс, им не нужен подготовительный факультет. У них достаточно хороший уровень владения русским языком. Многие просят заменить русский язык на иностранный. Например, это может быть Маша Иванова из Казахстана, которая поступила как иностранка, но для нее русский родной. Она может пройти тестирование, и тогда ее переведут из группы, где преподают русский язык иностранцам, в группу с изучением другого языка.

– Какие программы межвузовского сотрудничества вы сейчас реализуете?

– РУДН – базовый вуз сетевого взаимодействия в странах СНГ, ШОС, БРИКС. Ведущие университеты этих государств доверяют друг другу и отправляют своих студентов в вузы-партнеры на семестр или год по приоритетным направлениям – например, в сфере экологии. Выпускники таких сетевых университетов получают два диплома.

Есть программы включенного обучения, когда можно поехать на один-два семестра в другую страну. Также популярны летние и зимние школы. Например, месяц назад завершилась летняя школа «Россия и Замбия: экономические возможности и перспективы». Партнером выступила высшая школа бизнеса Университета Замбии.

В целом у РУДН 656 документов о сотрудничестве, включая меморандумы, соглашения, протоколы, рабочие программы. Только за прошлый год университет подписал 50 новых документов с ведущими вузами Алжира, Болгарии, Вьетнама, Ирана, Камеруна, Китая, Малайзии, Перу, ОАЭ, Словакии, Филиппин, Шри-Ланки, Японии и других стран.

– В марте РУДН вернул себя имя Патриса Лумумбы – первого премьер-министра Демократической Республики Конго. Можно ли говорить, что этот шаг символизирует как африканское направление развития вуза, так и внешнюю политику страны?

– Знаете, а очень многие даже не знали, что у РУДН был длительный период, когда в названии не было им. Патриса Лумумбы. Когда была опубликована новость о возвращении имени, мы получили очень много комментариев из серии «а мы думали, всегда был Лумумба». Этот шаг символизирует скорее возвращение к истории и рост интереса африканских стран к российскому образованию и науке. Последние годы мы наблюдаем увеличение количества студентов из стран Африки.

Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы

Основан в 1960 г. В 1961 г. университету было присвоено имя Патриса Лумумбы, первого премьер-министра Демократической Республики Конго, одного из символов борьбы народов Африки за независимость. Вуз изначально задумывался и создавался как высшее учебное заведение, где должны были обучаться в основном иностранные студенты. Это создавало почву для взаимной интеграции разных культур и политических систем. Сейчас в вузе обучаются как иностранные студенты более чем из 160 стран, так и российские. РУДН является первым в России вузом, перешедшим к европейской двухступенчатой системе высшего образования (бакалавриат и магистратура). Сегодня РУДН – это многопрофильное образовательное учреждение. В структуру университета входят как гуманитарные и технические факультеты, так и факультеты, связанные с медициной. В 2010 г. университет был награжден Золотой медалью ЮНЕСКО за вклад в подготовку кадров для развивающихся стран мира.

При этом нельзя сказать, что мы сфокусировались только на Африке. Мы позиционируем себя как глобальный университет. Мы очень серьезно и плотно работаем с Азией, с Латинской Америкой, с арабскими странами. Наша задача – поддерживать присутствие студентов более чем из 160 стран. Могу честно сказать: я мог бы в одно касание закрыть план по иностранным студентам, приняв за день 4500 студентов из КНР. Но наша задача именно в том, чтобы мы обучали профессионалов по всем специальностям для всех континентов. Если бы у нас на какой-то специальности не учились иностранцы, был бы вопрос: а нужна ли нам эта специальность, если она не соответствует потребностям иностранных студентов?

– Поддерживают ли иностранные выпускники связь с РУДН?

– Ежегодно в феврале на день рождения университета прилетает очень много выпускников. Раз в пять лет, когда у нас круглые даты, мы празднуем юбилей РУДН в Кремлевском дворце. Обычно на такие праздники съезжаются главы государств, правительств, члены парламентов. Задача нашего университета, кстати говоря, не в том, чтобы наш выпускник стал президентом. Это, конечно, хорошо, но мы хотим, чтобы он стал профессионалом – классным инженером, врачом, агрономом. Если же он выбрал политику и достиг результата, мы, конечно, за него радуемся. Более 200 000 профессионалов получили высшее образование в Университете дружбы народов. Со многими мы поддерживаем связь – и в личном общении, и официально, и через ассоциации иностранных выпускников. Рудээновцы есть в 70 таких ассоциациях. Сейчас также стало легче взаимодействовать – у нас есть соцсети, общие чаты, где иностранцы общаются, они подписаны на наши ресурсы.

«Моя задача состоит в том, чтобы студент стал связующим звеном между нашими государствами»

– Были ли случаи в истории вуза, когда иностранный выпускник РУДН помогал России в кооперации с его государством? Налаживал культурные или образовательные связи?

– Конечно. Россия – это страна с очень большой, глубокой и сложной историей, ее нужно понимать. Чтобы понять Россию, здесь нужно получить качественное образование. Выпускники хороших и сильных университетов помнят студенческие годы с благодарностью. Они хорошо отзываются о России на международном уровне: более лояльно и с пониманием относятся к нашим инициативам, проектам. Например, Галина Аббас в Ливане, в Бейруте, организовала «Бессмертный полк». Джошуа Орабийи открыл русский образовательный центр в Нигерии и организовал нам встречи с тремя нигерийскими университетами. В Колумбии наш выпускник Рубен Дарио Флорес Арсила возглавляет Институт культуры им. Льва Толстого – это образовательная площадка, на которой встречаются латиноамериканцы, которые хотят узнать Россию поближе. Приятные новости приходят и из Азии. Пару недель назад наш выпускник Буддаприя Раманаяке, который работает в Русском доме в Коломбо, стал первым гражданином Шри-Ланки, который получил награду МИД РФ «За взаимодействие».

– Правда ли, что страны Центральной Африки более склонны к сотрудничеству и диалогу на уровне университетов, чем Северная Африка?

– Нет, это не так. Алжирские и марокканские студенты также выбирают наше образование. Студенты из Египта – одни из лидеров по количеству поступающих в РУДН. В списке соглашений с африканскими вузами более 80 договоров. Диалог с северной и южной частью континента равнозначный. Одинаковое количество соглашений у Алжира и Камеруна, у Египта и Нигерии.

– Каков процент ваших выпускников из стран Африки остается работать в России?

– Есть указ президента, согласно которому 5% лучших иностранных студентов необходимо стараться оставить в России. У нас это порядка 7,5–8% – больше, чем по указу. С одной стороны, должны ассимилировать их, делать наше общество более интернациональным, толерантным и мультикультурным. Но с другой стороны, моя задача состоит в том, чтобы студент приехал, получил образование, уехал и стал связующим звеном между нашими государствами.

Для Москвы важно становиться мультикультурным, толерантным городом, чтобы мелькали разные лица, причем не только на улицах и во дворах, но и на разных уровнях власти, – это нормально, так происходит в ведущих столицах мира. Но конечно же, подавляющее большинство студентов должно возвращаться к себе на родину и делать экономику своих стран сильнее. Правительство и граждане этих стран должны почувствовать, что мы дали студентам качественное образование и теперь эти навыки и компетенции они применяют в своей стране.

– А бывает, что студенты уезжают и в другие страны, не на родину?

– Безусловно, часть уезжает в другие страны – человек всегда ищет что-то, хочет быть на новом этапе жизни, в более интересном месте. У нас есть интересная история про студентку из Африки, которая окончила наш вуз, переехала в Канаду и стала министром по делам коренных народов севера (Силундика Сисилия из Зимбабве, выпускница факультета физико-математических наук РУДН, директор департамента по делам малочисленных народов севера Канады и арктическим вопросам министерства иностранных дел Канады. – «Ведомости»). Представляете? Из Африки приехать в РУДН, отучиться, переехать в Канаду и стать министром. Я считаю, что это уникальный пример, как может трансформироваться благодаря университету твоя жизнь.

«Высочайшее качество нашего образования всегда было, есть и будет»

– Как для иностранных студентов может измениться система приема в вузы, когда Россия полностью перейдет на новую систему образования?

– Непосредственно процедура приема, скорее всего, не поменяется. Есть квоты, которые выделяются государством для обучения на бюджете, есть возможность поступить через олимпиады, всегда есть право иностранцев получать образование «на контракте». Есть разные форматы вступительных испытаний – от портфолио до экзамена. Думаю, это останется в той же модели.

Принципиально, что реформа сохраняет многоуровневую систему образования, а это означает, что иностранный студент имеет право продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре. По итогам пилотного проекта, который сейчас реализуется в шести вузах, станет понятно, какие изменения будут реализованы. Но в любом случае они коснутся стандартов и содержания программ, учебного плана, срока обучения. Речь не идет о том, чтобы просто заменить бакалавриат на базовое высшее. Возможно, придется вносить изменения в нормативные документы в части поступления в российскую магистратуру после зарубежного бакалавриата и на уровне межправительственных соглашений договариваться о правилах академической мобильности.

Есть определенная логика, когда возможна вариативность в сроках обучения в зависимости от специальности. Но в любом случае, если речь идет о вузах, где большая доля иностранных студентов, решения надо принимать аккуратно, так как интерес к нашему образованию растет – мы набрали на 50% больше иностранцев, чем на эту же дату в прошлом году. Любое решение в рамках реформы должно создавать новые возможности как для российских, так и для иностранных студентов.

– Сколько у вас в среднем иностранных студентов в группах?

– Около 30% студентов в каждой группе – это иностранцы. Мы не формируем одну группу из африканцев, другую из китайцев, а третью из россиян.

– Чем РУДН продолжает привлекать в свои стены российских студентов? Есть ли у вуза для них определенная «фишка»?

– Мы всегда были ведущим и советским, и российским вузом. В главном международном рейтинге QS World University Rankings мы занимаем 4-е место, уступая только вузам с 300-летней историей – МГУ, СПбГУ – и Бауманке (речь идет о 4-м месте среди российских вузов в этом рейтинге, в общем списке РУДН занимает 342-е место. – «Ведомости»). Наши химия, нефтегазовое дело, математика, лингвистика – в сотне лучших научных школ в предметном рейтинге QS.

«Фишка» РУДН еще и в том, что наши студенты учат иностранный язык на уровне переводчика – на выпускном получают два диплома. И это не только для гуманитариев – иностранные языки учат и врачи, и агрономы, и инженеры, и экологи.

Высочайшее качество нашего образования всегда было, есть и будет. Именно поэтому сильнейшие выпускники выбирают наш вуз, в прошлом году мы были лидером по количеству поступивших 100-балльников.

Если в 2020 г. мы приняли 43 000 заявлений от [российских] абитуриентов, то в 2023 г. – 120 000. У нас также по ряду направлений проходной балл составляет 300 из 300, мы собираем самых-самых лучших. Качество образования, науки, трехуровневая система – бакалавриат, магистратура и аспирантура – все это дает нам преимущества. При этом есть еще одна особенность, которой нет ни в одном другом вузе страны, – это умение работать в многонациональном, многоконфессиональном коллективе. Топовые мировые работодатели говорят, что этот навык выходит практически на 1-е место по привлекательности. Умение работать в многонациональной команде, быть толерантным, мультикультурным, чувствовать, понимать и уважать традиции и культуру других народов мира – это тот бесценный навык, который выносит наш выпускник из университета вместе с качественным образованием.

– Студенты также могут проложить культурные связи с разными странами, находясь в России.

– У выпускника РУДН в записной книжке контакты ребят из десятка стран. Ты всегда можешь быть на связи через соцсети. В советское время ты выпустился и писал письмо в Габон, ждал, пока оно дойдет, и обратный ответ. Это была сложная коммуникация, а сейчас ты можешь все делать онлайн.