«Развитие рынка замедлится». Уход из России мировых брендов экипировки — проблема для индустрии бега
Организаторам мероприятий будет сложнее искать спонсоров, бегунам — качественную одежду и обувьБолее требовательный покупатель
Пока уход крупных экипировщиков с рынка остро не ощущается, но заметных последствий стоит ждать уже в ближайшее время, уверен сооснователь Бегового сообщества и директор Московского марафона Дмитрий Тарасов.
«Рынок начнет развиваться медленнее, потому что ушедшие компании активно инвестировали в развитие бега, — объясняет он в интервью «Ведомости. Спорту». — Яркие примеры — Nike и Adidas. Спонсорство помогало организаторам и спортсменам, со временем они могут почувствовать проблемы. Кроме того, отсутствие конкуренции никогда положительно не влияло на развитие рынка — у российских производителей просто не будет стимула изготавливать более качественные товары».
Тарасов признает, что некоторые российские бренды, изначально нацеленные на конкуренцию с ведущими мировыми брендами, вполне соответствуют им по качеству, но качественный рост рынка в целом вызывает у него сомнения. «Сейчас в индустрии много споров на эту тему, но, на мой взгляд, не у всех производителей получится выпускать товар высокого уровня по качеству и ассортименту», — говорит он.
Покупатели привыкли к определенному ассортименту и брендам и теперь, когда ряд компаний ушли с рынка, хотят товары такого же уровня, поясняет в разговоре с «Ведомости. Спортом» руководитель направления спортивной экспертизы Спортмастера Геннадий Злубко.
«Люди стали более внимательно относиться к технике бега, здоровью, комфорту во время тренировок, — продолжает Злубко. — Об этом говорит рост спроса на специализированные товары, одежду из легкой ткани и с плоскими швами, дополнительные аксессуары, такие как поясные сумки, носки для бега, держатели для номеров, ортопедические стельки».
Теперь все больше покупателей знают, где, как и насколько часто будут тренироваться, и в зависимости от этого предъявляют дополнительные требования к одежде и обуви, отмечает Злубко. О том, что бегать стали чаще на природе, говорит спрос на кроссовки для трейлраннинга — к примеру, в «Спортмастере» спрос в этой категории растет вдвое быстрее, чем в других.
Кроме того, на рынке беговой экипировки отмечают все более четкое разграничение женского и мужского сегментов: многие бренды начинают выпускать товары исключительно для женщин — в соответствии с особенностями их фигуры и строения стопы — и на это есть спрос.
Благодаря тому что у людей обычно есть экипировка на ближайший год, моментально для бегунов ничего не изменилось, добавляет Михаил Громов, организатор соревнований под брендом Grom и создатель одноименной марки спортивной одежды.
«Рынок экипировки сам по себе не очень большой, а в сетях еще много товаров, — говорит Громов «Ведомости. Спорту». — У Decathlon и Спортмастера активно продают складские позиции. Думаю, в ближайшее время из-за низкого курса евро и возможности параллельного импорта появится много качественного товара».
Увлечение во время пандемии
Вынужденная перестройка застала рынок в момент бурного роста: например, в «Спортмастере» за беговой сезон 2021/22 продажи беговой одежды выросли на 52%. Топ популярности у бегунов — тайтсы (обтягивающие тренировочные штаны с компрессионным эффектом), велосипедки и шорты разной длины.
«В последнее время изменилось отношение к спортивной одежде, — считает Злубко. — Спортсмены хотят хорошо выглядеть во время забега, попадать в объектив фотографов, которые любят яркие образы».
На продажи, по его словам, позитивно повлияла и пандемия: в период карантинных ограничений многие обратили внимание на спорт в целом и бег в частности, заботясь о своем здоровье. В онлайне появилось множество тематических бесплатных курсов. Люди узнали новое, увлеклись и начали покупать необходимый инвентарь — и не только для бега летом, но и в холодное время года. К примеру, в 2021–2022 гг. 20% клиентов Спортмастера в категории «Бег» — это люди, которые раньше ничего не приобретали в магазинах сети или предпочитали другие категории товаров. И в целом продажи беговой одежды и аксессуаров за последние годы выросли у Спортмастера вдвое.
Теперь часть стратегии торговой сети — мотивировать покупателей на более высокие цели. Превратить тех, кто начал бегать ради поддержания формы или похудения, в спортсменов, которые стремятся к конкретному результату.
«Мы хотим не просто продать товар, а выстроить беговое комьюнити, в котором будем учить людей, поддерживать их, — продолжает Злубко. — Для этого мы организуем лекции, онлайн-тренировки с нашими амбассадорами на сайте, развиваем PRO-сервисы по подбору экипировки и обуви, программу начисления бонусов за тренировки и онлайн-забеги».
Тормоз для индустрии
Тарасов прогнозирует, что в ближайшем будущем рост беговой индустрии в стране замедлится. Организаторам соревнований, считает он, придется перестроить свои привычные мероприятия и больше инвестировать в привлечение новой аудитории: чтобы популярность бега оставалась на высоком уровне, должны появляться новые беговые клубы, мероприятия и форматы.
А самим бегунам придется адаптироваться к новым условиям и ограничениям, поменять свои привычки.
«Мы не сможем выезжать на международные старты, к нам не смогут приезжать спортсмены из других стран, — комментирует Тарасов. — Кроме того, приостановилась международная интеграция беговых сообществ, это затрудняет обмен опытом, который так важен для организаторов забегов. Но в повседневной жизни бегунов изменений нет. Мы как готовились к стартам внутри страны, так и готовимся».
Для многих бегунов поехать на международный старт — это важная мотивация продолжать тренировки, добавляет Тарасов. Количество соревнований внутри страны ограниченно, и те, кто занимается уже не первый год и пробежал их все, могут потерять стимул.
Громов добавляет, что в нынешней ситуации у людей в целом снижается интерес к такого рода досугу. Многие ощущают тревогу и неопределенность, сосредоточены на работе, считает он.
Организаторам соревнований придется столкнуться со снижением спонсорской активности, прогнозирует Тарасов. Количество компаний, которым интересно подобное сотрудничество, сократится, предсказывает он.
«Число партнеров, готовых инвестировать в беговые события, значительно уменьшилось: у кого-то — с 10 до двух, а у кого-то — с 40 до 5–10. Эти цифры отражают, сколько и как компании готовы инвестировать в рынок при нынешней ситуации», — резюмирует организатор Московского марафона.
Материалов нет
Год назад лидером на рынке беговой экипировки была Nike, отмечает Злубко. Теперь продажи этой категории товаров в Спортмастере возглавляет собственный бренд сети Demix. При этом в целом показатели реализации беговой одежды стали догонять и аксессуары. Например, по ходу бегового сезона-2022 растут продажи марок высокой ценовой категории: на 56% — у бренда CEP (беговые носки) и на 50% — у бренда X-Bionic (термобелье и одежда для спорта).
«Люди хотят разнообразия, поэтому мы ищем новых поставщиков, — рассказывает Злубко. — Сейчас заказываем китайские бренды Li-Ning, 361° и ведем переговоры еще с несколькими. Есть уверенность, что через год они будут востребованы. Кроме того, расширяем линейку спортивного питания и товаров для ухода за обувью. Люди теперь стремятся носить брендовую экипировку «до последнего» — им нужны средства, чтобы продлить срок ее службы».
Российские производители не смогут полностью заменить зарубежные бренды, уверен Тарасов. Главная причина — ограниченность в финансовых ресурсах, производственных мощностях и в возможности производить технологичные материалы на территории страны.
«Это только кажется, что толстовку можно пошить где угодно, тем более в нашей стране, имея материал, — добавляет он. — На самом деле изготовить по-настоящему качественное изделие — большая проблема. Особенно если в стране нет сырьевой базы. Да, российским компаниям доступны производственные мощности Китая, но необходимы инвестиции и желание создавать качественный продукт. Заменить в одночасье международных производителей спортивной одежды, к сожалению, не получится. Вопрос в развитии целой индустрии, оно будет длиться десятилетия, а то и дольше».
Громов подчеркивает, что главная сложность в производстве — именно материалы: «Шить мы умеем, а материалов нет, купить их сейчас сложно: нет логистических решений, сложно даже отправить деньги за импортные. В своем производстве мы пока ничего не улучшили — стараемся не растерять то, что было. На эффективность бизнеса влияет оперативность доставки. Этого сейчас нет, добиться поставок из-за границы сложно. Постоянно пробуем новых поставщиков, но все это долго и дорого».