Охота на пиратов: как вещатели и лиги борются с нелегальными трансляциями
Правообладатели активно сотрудничают с поисковиками и соцсетямиВ конце марта испанская Ла Лига сообщила, что ежегодно теряет 600–700 млн евро из-за пиратских трансляций. В отчете говорится, что 59% испанцев хотя бы раз в месяц смотрят футбол нелегально, что на 25% выше, чем в среднем по Евросоюзу. Во многих странах правообладатели признают, что бессильны самостоятельно побороть пиратство. Во Франции требуют, чтобы VPN-сервисы, которые используют для обхода блокировок, ограничивали доступ к незаконным трансляциям, а в России договорились с поисковиками и ведут диалог с соцсетями. Впрочем, попутно страдают не только подпольные вещатели, но также блогеры и болельщики. Некоторые лиги запрещают им выкладывать в интернет даже секундные видео, снятые во время матчей с трибуны стадиона.
Права и обязанности
В 2022 г. в России перестали официально показывать Английскую премьер-лигу (АПЛ), «Формулу-1», НБА, НХЛ и другие престижные соревнования. Это привело к расцвету пиратства. Найти в интернете трансляцию ушедших с рынка турниров очень просто, например в VK. В соцсети популярны паблики, ретранслирующие матчи АПЛ с любительским комментарием. Игры показывают бесплатно в расчете на пожертвования зрителей. Создатели таких страниц чувствуют себя в безопасности, потому как в России нет правообладателей, которые могли бы их засудить или хотя бы прикрыть за воровство контента. С трансляциями соревнований, доступных официально, все сложнее. Права на еврокубки, чемпионаты Германии, Испании и Италии, Кубок мира по биатлону, турниры UFC и т. д. принадлежат разным российским вещателям, но бесплатные пиратские трансляции тоже пользуются спросом.
Одна из распространенных моделей распространения – по технологиям SoPcast и ACEstream. Первая была популярна еще в нулевые, но актуальна до сих пор. Она обеспечивает прямую связь между компьютером, который раздает картинку, и зрителями без участия сервера. ACEstream работает по похожему принципу, но показывает матчи в более высоком разрешении. Для использования протоколов нужно скачать приложения на компьютер или телефон, а ссылки на трансляции можно найти в интернете.
В интересах вещателей – блокировать и привлекать к ответственности нарушителей прав на интеллектуальную собственность. Например, у каналов семейства «Матч ТВ» целый отдел отслеживает нелегальных вещателей. Постоянный контроль охватывает поисковые системы, социальные сети и платформы для стриминга, сообщили «Ведомости. Спорту» в пресс-службе «Матч ТВ»: «Мониторинг начинается за два часа до начала события, продолжается в режиме реального времени и включает поиск записей после завершения».
Добиться блокировки можно разными способами. Еще в 2018 г. российские поисковики «Яндекс», Mail.ru и Rambler, а также группа правообладателей подписали меморандум о совместной борьбе с пиратством. Сервисы пообещали оперативно реагировать на жалобы вещателей и исключать из поисковой выдачи ссылки на страницы с пиратским контентом. Под меморандум подпадают не только спортивные трансляции, но также кино и сериалы. Google документ не подписывал, но подчиняется американскому законодательству, в частности DMCA (Digital Millenium Copyright Act – «Закон об авторском праве в цифровую эпоху»).
Крупнейший поисковик также обязан реагировать на запросы правообладателей и исключать из выдачи сомнительные ресурсы. Впрочем, по прямой ссылке на такие сайты все равно можно зайти, и тут на сторону вещателей встает Роскомнадзор (РКН), который также рассматривает жалобы. С соцсетями все проще – зачастую они сами предлагают форму обратной связи для правообладателей. Совместно с популярной стрим-платформой Twitch «Матч ТВ» разработал специальный механизм оперативной блокировки нелегальных трансляций. В VK и «Одноклассниках» налажено взаимодействие с администрацией, что позволяет мгновенно блокировать трансляции и записи спортивных событий, а вот в Telegram долго рассматривают жалобы, сообщили в пресс-службе телеканала.
Пираты ищут способы обмануть систему. Они маскируют контент, убирая логотип вещателя и графику со счетом, а иногда отзеркаливают изображение, чтобы не попасться на глаза. После блокировки РКН пираты создают новые аналогичные сайты, а ссылки на них распространяют в Telegram, где ниже шансы получить моментальный бан. Помогает не всегда. Как рассказали «Ведомости. Спорту» в «Матч ТВ», за 2024 г. стараниями канала из поисковой выдачи удалили более 1,3 млн ссылок, заблокировали более 750 сайтов на территории России и удалили более 200 Telegram-каналов.
Претензия и реакция
Главный российский онлайн-вещатель решает те же задачи. Весь контент, который можно посмотреть на Okko легально, – платный, и каждая незаблокированная пиратская трансляция лишает платформу прямых доходов. «Объемы пиратских стримов очень большие, особенно на топовых матчах, – рассказывает «Ведомости. Спорту» Олег Манжа, руководитель спортивного направления Okko. – За IV квартал 2024 г. мы заблокировали более 5000 нелегальных трансляций Лиги чемпионов». Манжа добавляет, что сигнал с других турниров воруют не так активно: на Лигу наций, Лигу Европы, Лигу конференций, чемпионаты Франции и Саудовской Аравии, баскетбольную Евролигу, бои ММА и Кубок мира по биатлону приходится в среднем по 2000 блокировок в квартал.
Методы у Okko и «Матч ТВ» совпадают. Пиратские трансляции ищут вручную и в автоматическом режиме – через поисковую выдачу, соцсети и на конкретных сайтах. «Мы стремимся как можно оперативнее блокировать нарушения, – говорит Манжа. – Скорость реакции площадки на претензию – от 2 до 15 минут. Наша внутренняя цель – привести средний показатель как можно ближе к нижней границе». В Okko подчеркивают, что бороться с пиратами, которые находятся в российской юрисдикции, намного проще. Но многие регистрируют сайты в тех странах, где компании, предоставляющие хостинг и доменные имена, не реагируют на жалобы. Такие сайты можно заблокировать только на территории России или вычеркнуть из поисковой выдачи. Но они будут по-прежнему доступны через VPN по прямым ссылкам.
Денежные потери
«Матч ТВ» и Okko не уточняют, сколько денег теряют из-за пиратов. Но суммы могут быть весьма существенными. Например, по данным Daily Mail, владельцы прав на показ боксерского поединка за звание абсолютного чемпиона мира между Александром Усиком и Тайсоном Фьюри, прошедшего в мае 2024 г., недосчитались более $120 млн из-за пиратских трансляций. Бой транслировали по модели Pay-per-view, когда зрители платят за просмотр конкретного события, – в США услуга стоила $31. Но благодаря пиратам болельщики смогли увидеть поединок бесплатно (пусть и с показом рекламы азартных игр) либо за символический доллар. Всего в интернете шло около 2000 нелегальных трансляций. Только в Британии бой незаконно посмотрели 4 млн человек. Почти половина зрителей находились в Европе, на Северную Америку пришлось 25% пиратской аудитории.
В разных странах свое законодательство в области защиты интеллектуальных прав. В США были случаи, когда пираты получили огромный штраф. Например, в 2014-м суд обязал американца заплатить $32 млн за опубликованный в сети архив с боями UFC. Таких денег, конечно, у нарушителя не было, так что в итоге стороны пришли к мировому соглашению. Но с тех пор законы ужесточились. В 2020-м распространение нелегального контента в Штатах стали расценивать как уголовное, а не административное правонарушение. Пока громких дел, связанных со спортом, не было. Но борьба продолжается – в январе 2025 г. в конгрессе США представили законопроект, который позволит правообладателям через суд добиваться от провайдеров блокировки пиратских сайтов с фильмами, сериалами и трансляциями.
В России сайты блокируют давно, но вещатели редко обращаются в суд, чтобы наказать пиратов. Самое громкое дело – в отношении LiveTV, где показывали в том числе матчи РПЛ. В 2014-м компания-правообладатель «Лига-ТВ» добилась от владельцев портала компенсации в 88 млн руб. А в 2019-м собственник сети пиратских онлайн-кинотеатров Станислав Сайгин получил два года условно за нарушение авторских и интеллектуальных прав. Это первое уголовное дело по пиратству в России, хотя и касалось оно не спортивных трансляций, а фильмов.
Бан за две секунды
Жалобы и блокировки касаются не только тех, кто сознательно ретранслирует сигнал для болельщиков, но и авторов уникального контента. Некоторые правообладатели очень ревностно реагируют на выложенные в общий доступ кадры с матчей, снятых с трибун. Особенно сурово к этому относятся в США. Болельщикам разрешают снимать разминку спортсменов или себя во время встречи, но за эпизоды игры может прилететь бан. Для профессиональных блогеров такая строгость – серьезное препятствие для создания контента и риск финансовых потерь. «Матч ТВ» тоже считает подобные короткие видео пиратством. «У меня был ролик про футбольные лиги Германии и их антураж, – рассказывает «Ведомости. Спорту» Юрий Русанов, автор YouTube-канала «Мяч Lab». – Я снял на свою камеру реакцию трибун на забитый мяч, и ради логической связки вставил фрагмент на 2 секунды с голом. Было несколько таких эпизодов, и на длинный ролик набралось не больше 10 секунд. Мне прилетел бан от «Матч ТВ», но не только за эти 10 секунд. Претензии были на полторы минуты – даже на то, что снял я сам на свою камеру».
По словам Русанова, он с большим трудом связался с сотрудниками «Матч ТВ», которые отвечают за поиск пиратского контента. Блогер утверждает, что диалога не получилось. Он подчеркивает, что правообладатель не шел на компромисс и настаивал на том, что каждая секунда, снятая на стадионе во время игры, была выгружена на YouTube нелегально. «Если авторские права нарушаются, как правило снимается монетизация, она идет в пользу правообладателя, – продолжает Русанов. – А ролик собрал много просмотров, там были неплохие деньги. Другой вариант решения проблемы – заблокировать видео в определенной стране. Либо канал мог дать возможность вырезать этот кусок. Но «Матч ТВ» забанил видео без возможности что-либо с ним сделать и влепили мне предупреждение. Еще два таких – и канал удаляется».
В случае с роликами на YouTube правообладатель может не сильно вдаваться в подробности и блокировать видео, даже не отсматривая их. Алгоритмы платформы сами определяют, кому принадлежит контент, а затем информируют официального вещателя. Тому достаточно пары кликов, чтобы сделать с роликом что угодно. «В Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ) и TikTok такие же алгоритмы, – добавляет Русанов. – Знаю, что «Матч ТВ» больше всех борется за авторские права, и по их жалобе даже сносились Telegram-каналы. Среди всех чемпионатов они жестче всего работают по РПЛ. Это их право».