НХЛ продала телеправа в Канаде за рекордные для лиги $7,7 млрд

    Новый 12-летний контракт почти в два раза превышает стоимость предыдущего
    Zuma / ТАСС
    Zuma / ТАСС

    Национальная хоккейная лига (НХЛ) согласовала 12-летний контракт с канадским телекоммуникационным гигантом Rogers Communications на медиаправа в Канаде, сообщает Sportico. Сумма сделки по ТВ-правам, которая начнет действовать с сезона 2026/27, составит $7,7 млрд (641 млн ежегодно) – почти вдвое больше, чем по предыдущему соглашению 2013 г. ($4,9 млрд за 12 лет). Официальное объявление ожидается после утверждения советом директоров НХЛ, при этом исполнительный комитет лиги уже рекомендовал владельцам клубов одобрить договор. В США права на трансляции НХЛ принадлежат каналам ESPN и Turner Sports, которые в 2021 г. заплатили за семилетний контракт $4,5 млрд. 

    Трансляции матчей НХЛ являются ключевым активом для канадских спортивных каналов Sportsnet и TVA Sports, принадлежащих Rogers Communications, которая приобрела медиаправа у компании TSN Bell Media в 2014 г.

    Ожидалось, что Rogers могли столкнуться с конкуренцией со стороны стриминг-сервиса Amazon Prime Video, еженедельно транслирующего в Канаде по две игры НХЛ в вечер понедельника на основании полученной сублицензии. Кроме того, Rogers сублицензирует субботние вечерние трансляции общественному вещателю CBC. Сообщается, что условия новой сделки, позволят продлить и укрепить эти соглашения, но правообладателем останется Rogers.

    При этом клубы НХЛ сохраняют возможность отдельно продавать права на трансляции местным телеканалам: например, Sportsnet владеет правами на показ всех игр «Эдмонтон Ойлерз» и «Калгари Флеймз» до 2035 г., а «Ванкувер Кэнакс» – до 2023 г. TSN в свою очередь, владеет правами на матчи «Монреаль Канадиенс», «Оттава Сенаторз» и «Виннипег Джетс» до 2026 г.

    Rogers также обладает значительными спортивными активами: компания владеет бейсбольным «Торонто Блю Джейс» и 37,5% акций Maple Leaf Sports and Entertainment (MLSE) – холдинга, управляющего «Торонто Мейпл Лифс», баскетбольным «Торонто Рэпторс» и футбольным «Торонто». К середине 2025 г. Rogers планирует увеличить долю в MLSE до 75%, потратив $3,48 млрд. 

    Sportico также отмечает, что текущий контракт НХЛ с Rogers Communications теперь оценивается в $3,64 млрд, а не в $4,9 млрд, как сообщалось ранее. Это различие иллюстрирует, как колебания обменного курса американского и канадского доллара, находящегося под давлением из-за новой напряженности между странами, влияют на бизнес лиги. 

    В начале февраля президент США Дональд Трамп подписал указ о введении тарифов на товары из Канады, Китая и Мексики. Для Канады начали действовать тарифы в размере 25% на все товары, кроме энергоносителей, которые обложили пошлинами в 10%. Трамп также не раз высказывал желание превратить Канаду в «51-й штат», что вызвало ответные меры со стороны уходящего премьер-министра Джастина Трюдо, назвавшего действия президента США «очень глупыми» и пригрозившего ответными пошлинами. Это противостояние значительно повлияло на восприятие американской политики и продукции канадцами, в том числе в спорте: команды из США регулярно сталкиваются с гулом с трибун, а на некоторых стадионах даже убирают американские флаги.

    «Мы на самом деле не в восторге от всех дискуссий на высших уровнях обоих государств, поэтому можем оказаться затронутыми в качестве наблюдателей», – отметил комиссар НХЛ Гэри Бэттмен в интервью CNBC. Он подчеркнул, что, несмотря на то, что все крупные американские спортивные лиги имеют международный бизнес, НХЛ особенно затронута геополитической борьбой, ведь около 40% ее игроков – канадцы, а также в лиге выступают семь канадских клубов.

    По подсчетам Sportico, выручка НХЛ в сезоне 2024/25 превысила $7 млрд (рекорд) в смешанной валюте, при этом права на трансляции составляют 19% дохода, продажа билетов – 44%, спонсорство – 14%, а доходы от концессий, паркинга и локальных ТВ-прав – 23%. Около 25% этой суммы было заработано в канадских долларах, тем не менее игрокам выплачивают зарплаты исключительно в американских, что делает обменный курс критически важным. Сейчас канадский доллар стоит около $0,70 – минимальный показатель за последние 10 лет.

    В текущем сезоне потолок зарплат в НХЛ составляет $88 млн. В сезоне 2025/26 Бэттмен прогнозирует рост до $92,5 млн. Лига устанавливает потолок и минимальную зарплату, опираясь на свой доход, который зависит от среднего обменного курса за период с 1 июля по 30 июня. По оценкам Sportico, сдвиг курса канадского доллара на один цент может обернуться потерями около $20 млн в выручке.

    «Если торговые пошлины приведут к снижению курса канадского доллара по отношению к доллару США – это усложнит для нас задачу», – сказал Бэттмен, добавив, что «у НХЛ есть грамотный механизм распределения доходов, а также успешная работа многих канадских клубов частично компенсирует возможные потери».

    По данным Sportico, в 2024 г. средняя стоимость франшизы в НХЛ оценивается в $1,79 млрд (рост на 37% по сравнению с 2023 г.), а совокупная оценка всех 32 команд, включая доли в аренах, недвижимости и медиаактивах, достигла $57,3 млрд (увеличившись на 36%). Самой дорогой командой остаются «Торонто Мейпл Лифс», оцененные в $3,66 млрд (рост на 38%), в то время как «Коламбус Блю Джекетс» на 32-м месте оцениваются в $1,06 млрд.

    Несмотря на то, что доходы НХЛ все еще уступают показателям других топовых американских лиг (НФЛ, НБА и МЛБ), рост стоимости клубов впечатляет: по оценкам Forbes, в 2024 г. средняя стоимость клубов увеличилась на 44% и составила $1,9 млрд, что значительно опережает рост цен на футбольные (11%), баскетбольные (15%) и бейсбольные (4%) клубы, а совокупный рост стоимости всех 32 команд за пять лет достиг 187%, опережая показатели других лиг. Тем не менее даже самый дорогой клуб НХЛ – «Торонто Мейпл Лифс» – по-прежнему дешевле, чем большинство клубов НФЛ, а также ряда команд НБА и МЛБ.

    Рост доходов клубов является одним из ключевых факторов успеха НХЛ. Средний доход команд в прошлом сезоне увеличился с $201 млн до $225 млн, а операционная прибыль выросла на 5% до $53 млн. Кроме того, Forbes зафиксировал рекордную посещаемость матчей в 22,9 млн зрителей, продажи билетов выросли на 6% до $1,8 млрд, а доходы от VIP-лож и членства подскочили на 13% до более $1,2 млрд. Региональные спонсорские контракты и реклама выросли на 19%, превысив $900 млн, а число спонсоров увеличилось до 74 брендов, установив новые рекорды.

    Кроме того, аналитическое агентство SponsorUnited сообщает, что в сезоне 2023/24 доходы клубов НХЛ от спонсорства выросли на 10%, достигнув рекордных $1,4 млрд, при этом контракты с финансовыми компаниями принесли $240 млн. Средняя годовая сделка по продаже места на джерси оценивается в $3,9 млн, а место на шлеме – в $2,1 млн.