Гонка за американским зрителем. Как «Формула-1» завоевала рынок США
В 2023 г. гоночная серия вернется в Лас-Вегас – этот этап станет третьим для СШАДолгое время автоспорт не мог завоевать интерес американский аудитории. Все изменилось в 2017 г., когда права на продвижение «Формулы-1» выкупила компания Liberty Media. «Ведомости.Спорт» рассказывает о непростых отношениях США и «Ф-1», которые теперь вышли на новый уровень.
(Не)гоночная страна
Первый официальный американский этап «Формулы-1» прошел в Себринге в 1959 г. Трассу построили на территории бывшего военного аэродрома, на котором во время Второй мировой войны тренировались американские ВВС. Этап стал убыточным для организаторов, поэтому через год его перенесли в Калифорнию, в Риверсайд. Но и там никакого финансового успеха добиться не удалось. Найти удачную локацию удалось только в 1961 г. в штате Нью-Йорк. На протяжении двадцати лет американский этап «Формулы-1» неизменно проводился на трассе в Уоткинс-Глене. Интерес аудитории подогревало то, что за чемпионство боролись американцы Ричи Гинтер, Фил Хилл и Дэн Герни.
В 1976 г. в календаре «Формулы-1» появился еще один американский этап – Гран-при США-Запад. Местом проведения выбрали Лонг-Бич (Калифорния). Предполагалось, что это будет американское Монте-Карло.
«Идеальное место для гонки в Америке, ― говорил гонщик Марк Зурер. ― Приезжали звезды Голливуда, было много журналистов. Это было очень круто. Я до сих пор думаю, что «Формула-1» должна быть там. У команд и пилотов были свои болельщики. А все потому, что в регионе живет много европейцев, которые знают, что такое «Формула-1».
Этап в Калифорнии побил и по доходам, и по телевизионной аудитории этап в Уоткинс-Глене. А в 1980 г. в штате Нью-Йорк последний раз провели Гран-при США. Трасса перестала соответствовать международным стандартам FIA. Скорости болидов ежегодно росли, поэтому для гонок уже не подходили стационарные автодромы, и промоутерам пришлось отказаться от трассы в Уоткинс-Глене – оставался только этап Гран-при США-Запад на Лонг-Бич. Но ненадолго – в следующем году промоутеры заявили трассу в Лас-Вегасе.
Этот этап называют самым провальным в истории Гран-при США. Его презентовали громко, объявив, что трасса будет организована «у знаменитого отеля» Сезар-Палас. Но оказалось, что речь идет о прилегающей к нему огромной парковке, на которой сделали однообразные повороты с двумя почти идентичными петлями.
«Они просто разбросали по парковке старые шины и бетонные блоки. Это даже трассой назвать было нельзя», — возмущался Марк Зурер, выступавший в 1981 г. за «Теодор».
Единственным плюсом для промоутеров стали туристы. Они не были фанатами «Формулы-1», но все равно приходили посмотреть на катающиеся по кругу машины. Гонку там же провели и в 1982 г., но этап собрал всего 30 тысяч болельщиков. И больше не проводился.
В 1984 г. прошла еще одна провальная гонка в США – в Далласе (Техас). Трассу проложили на окраине города и не учли, что рядом располагалась ферма. Специфический запах, 40-градусная жара и отвратительное качество покрытия, – все это едва не обернулось бойкотом этапа. Дорожное полотно и перед самым стартом первого гоночного дня было скверным, а перед вторым и вовсе стало непригодным для проведения соревнований. Ремонтные работы прекратились лишь за полчаса до начала гонки, но заезд все же состоялся.
До 1989 г. Гран-при проводился только в Детройте, после чего новым местом стал Финикс. Но и там «Формула-1» продержалась всего три сезона, собрав очередной набор проблем: жару, неудовлетворяющую пилотов трассу и низкий интерес аудитории. В 1991 г. «Ф-1» покинула США, вернувшись лишь в 2000-м. США построили новую трассу в Индианаполисе, на которой до 2007 г. проходили этапы Гран-при – дальнейшему проведению помешали разногласия по финансовым вопросам между организаторами и владельцем трассы.
Еще раз «Формула-1» вернулась в США в 2012 г. – в Остин, Техас. С тех пор единственный этап Гран-При США проходил там.
Сила Netflix
Промоутеры долгие годы перебирали места проведения Гран-при (США лидирует по количеству трасс, принимавших этапы «Ф-1»), чтобы завоевать аудиторию. Однако «Формуле-1» за все это время так и не удалось покорить американский рынок по одной простой причине – обывателям это было попросту неинтересно. Местные гоночные серии — NASCAR и IndyCar — были ближе и понятнее.
В 2017 г. компанию Formula One Group, занимающуюся продвижением серий «Ф-1», приобрела американская корпорация Liberty Media. Спустя год пиарщики заказали у Netflix документальный сериал Drive To Survive, одной из главных заявленных целей которого стало увеличение интереса к «Формуле-1» в США.
Две крупнейшие команды того времени – Mercedes и Ferrari – отказались принимать участие в съемках первого сезона. Тогда продюсеры сосредоточились на гонщиках Red Bull, уделив внимание двум основным линиям: отношениям между пилотами команды и отношениям с другими командами. Сезон получился динамичным, напряженным, а главное – успешным. С тех пор вышло еще два, и каждый из них становился громче предыдущего. Результаты превзошли все ожидания Liberty Group: Drive to Survive всколыхнул американскую аудиторию и ударил точно в цель. Настолько, что на 2022 г. в календарь Гран-при добавили трассу в Майами.
Помимо этого, гонка 2021 г. в Остине была отмечена самой высокой посещаемостью за всю историю Гран-при США: за выходные она собрала более 400 000 болельщиков.
«Мы определенно можем приписать этот рост сериалу Netflix, который дает людям доступ к закулисной жизни, – цитирует NYT промоутера гонки Бобби Эпштейна. – Это определенно показало, что в США есть люди, которым это нравится».
ESPN, который транслирует в США «Формулу-1» с 2018 г., также отчитывается о рекордном росте аудитории: в 2018 г. за гонку в среднем набиралось 547 000 зрителей, в 2019 г. – 672 000 человек, в 2021 г. это число выросло уже до 949 000 зрителей. Гран-при Бахрейна в этом сезоне собрало среднюю аудиторию в 1 357 737 человек, Гран-при Саудовской Аравии – 1 445 291 зрителя. Такой всплеск интереса связан также с двумя другими причинами. Во-первых, ESPN освещает «Формулу-1» без рекламы, что является уникальным преимуществом телевизионных спортивных трансляций в США. Во-вторых, гонки могут закончиться за 90 минут. NASCAR, для сравнения, занимает три или более часов.
Новые рекорды, уверен Forbes, еще впереди: и если не в этом году, то в следующем ESPN может стать лидером по показам среди кабельных каналов. Как пишет The Guardian, «продюсеры сериала поняли фундаментальную истину американцев: драма — наш язык любви».
«Это такой захватывающий вид спорта, в котором есть и политика, и личности, — сказал Браун из McLaren Racing NYT. – Я думаю, что Drive to Survive показал это всему миру, и, кажется, это действительно нашло отклик в США».
Сериал повлиял на «Формулу-1» не только с точки зрения увеличения аудитории. Крупнейшие американские компании стали заключать спонсорские контракты с командами. Так, Coca-Cola и Google объявили о сотрудничестве с McLaren, а титульным спонсором Red Bull стала технологическая фирма Oracle (сделка оценивается в $500 млн). За три года капитализация «Формулы-1» выросла на 63% – с 8 до 13 млрд долларов.
Самое интересное, что Netflix платит «Формуле-1» лицензионный сбор. Получается, что «Ф-1» еще и получает деньги за лучшую промо-кампанию в истории спорта.
Бизнес в Городе грехов
В 2023 г. в США пройдут уже три гонки: в Остине, Майами и Лас-Вегасе. Старт последней перенесли с воскресенья на субботу – с расчетом на то, что зрители будут приезжать в Вегас на выходные, чтобы вернуться домой к понедельнику.
«Это невероятный шаг для «Формулы-1», демонстрирующий огромный и растущий спрос на наш спорт в США, где вскоре будет проходить сразу три гонки, — сказал Стефано Доменикали официальному сайту гоночной серии. — Для «Формулы-1» не может быть лучшего места, чем развлекательная столица мира».
Еще одним важным изменением стало то, что организаторы отказались от поиска местных промоутеров. Обычно именно местная организация оплачивает все расходы, а также платит лицензию «Формуле-1» за право проведения гонки от $10 до 90 млн (в зависимости от местоположения). За этап в Лас-Вегасе «Ф-1» не получит ничего – более того, она возьмет все расходы на себя. Это означает, что все деньги, поступающие от спонсорских сделок, продажи билетов и других источников дохода, достанутся непосредственно «Формуле-1». По оценке источников Daily Mail, такая договоренность может ежегодно приносить Liberty Media $100 млн. Город тоже заработает свое: болельщики из других регионво и стран будут тратить деньги на проживание, питание и игры в казино.
Однако у такой экспансии на американский рынок есть и обратная сторона. Текущее коммерческое соглашение с командами ограничивает количество гонок до 24 за сезон. 2023 г. уже превышает этот показатель: к 22 этапам добавятся Вегас, Катар и Китай. Кроме того, планируется возвращение в Южную Африку – «Формула-1» раздумывает над проведением гонки в Кьялами. Это ставит под угрозу гонки в Европе, и пилоты уже начали об этом высказываться.
«Я большой поклонник поездок в Майами и Вегас, но в то же время это большая потеря — упускать гонки, – цитирует испанца Карлоса Сайнса из Ferrari Fox News. – Я бы не хотел прекращать участвовать в гонках в Европе».
Фернандо Алонсо из Alpine согласился с тем, что, несмотря на привлекательность новых арен, «Формуле-1» «нужно быть осторожнее с количеством гонок».
Под угрозой уже оказался Гран-При Монако, контракт на проведение которого заканчивается после июльских соревнований. Однако президент автомобильного клуба Монако Мишель Боэри сообщил, что между ним и руководителями «Формулы-1» ведутся предварительные переговоры о заключении нового долгосрочного соглашения. При этом босс «Ф-1» Стефано Доменикали не исключил, что рассмотрит вариант расширения серии до 30 этапов.
«Есть потенциал дойти до 30, – цитирует Доменикали Eurosport. – Мы наблюдаем интерес во всем мире, поэтому должны попытаться найти правильный баланс». Также он добавил, что «было бы неправильно не воспользоваться возможностями, которые дает рост интереса в США».