Их не догонят: «Формула-1» – часть самой дорогой спортивной империи в мире

    Активы Liberty Media оценивают в $20,8 млрд
    Новые боссы «Формулы-1» практически полностью изменили бизнес /picture alliance / HOCH ZWEI

    Американский Forbes опубликовал рейтинг самых богатых спортивных империй на 2023 г. Его возглавила компания Liberty Media, которая вот уже около семи лет является единоличным собственником «Формулы-1». Именно гоночная серия стала главным активом компании. Ее оценили в $17,1 млрд. Еще $2,1 млрд стоит бейсбольный клуб «Атланта Брэйвз». Остальные активы (поставщики кабельного телевидения, радиостанции и концертные агентства) значительно уступают им в цене. 

    В рейтинге отмечается также, что за последний год стоимость акций «Формулы-1» выросла примерно на 5%.  

    «Формула» досталась новым владельцам не в самом лучшем состоянии. Акции неустанно дешевели (с 2012 по 2015 гг. серия упала в цене на 12%), интерес аудитории стремительно падал. В первую очередь – из-за уменьшения объемов бесплатных трансляций (с 2008 по 2015 гг. они сократились примерно на четверть) и категорической неприязни многолетнего босса «Формулы» Берни Экклстоуна к социальным сетям и новой медиа-реальности. В итоге на момент заключения сделки с Liberty Media у «королевских гонок» накопилось более $4 млрд долгов. Компания взяла их на себя. 

    Первым прибыльным для новых владельцев стал сезон-2019. Собственно, прибыль тогда составила $17 млн, а выручка превысила $2 млрд. Больше половины заработанных денег Liberty Media отдала командам. И в то же время постепенно меняла облик чемпионата. Новые логотип, графика, использование дополнительных данных в трансляции – для телезрителей; концерты и другие активности – для болельщиков на трибунах. На трассах после гонок уже выступали такие звезды, как Тэйлор Свифт, Джастин Тимберлэйк, Марайя Кэри.  

    Важнейшим шагом для развития «Формулы-1» стало решение новых боссов пробиться на американский рынок, который много лет не принимал престижную гоночную серию. Дошло до отказа продажи NBC прав на трансляции гонок – компания предлагала всего $40 млн за семь лет. При этом руководство Liberty Media было готово на многое, чтобы добиться внимания платежеспособной публики. Права отдали ESPN, совершенно бесплатно. А в 2019 г. продлили контракт на три сезона уже за небольшую плату – $5 млн в год, чтобы продолжать набор аудитории. 

    В 2021 г. один из программных директоров ESPN Джон Сухенски радовался внушительному росту телеаудитории – на 39% по сравнению с доковидным 2019 г. Трансляция Гран-при США из Остина в 2021 г. установила рекорд по средней аудитории во время эфира – 1,2 млн зрителей. Новый трехлетний контракт с ESPN не заставил себя долго ждать. Его громко обсуждали на исходе сезона-2022. По информации Sports Business Journal, его стоимость может составлять от $75 млн до $90 млн. 

    Важно понимать: представители ESPN получили контракт в конкурентной борьбе. Инсайдеры бизнес-издания сообщали, что Amazon предлагал за телеправа до $100 млн, а Comcast сделал предложение, сопоставимое с ESPN. Но боссов «Формулы» не устроило, что и Amazon, и Comcast планировали показывать соревнования только на своих стриминговых платформах.

    В гонке планировал поучаствовать и Netflix, но оказался не готов к таким расходам и пока ограничивается продлением сериала Drive to Survive. В 2023 г. должен выйти пятый сезон, еще через год – шестой. 

    «Формула-1» с запасом в лучшем положении за все время, сколько я помню, – говорил в одном из интервью гонщик времен Сенны и Шумахера Мартин Брандл, который сейчас работает на Sky Sports F1. – Средний возраст болельщиков снизился на десять лет, география фантастическая. На каждом Гран-при трибуны забиты битков, все говорят о гонках. Я никогда не видел ничего подобного в нашем бизнесе».

    К слову, контракт «Формулы-1» со Sky UK впечатляет еще больше того, который удалось заключить с ESPN. Британский вещатель приобрел права на показ «Формулы» в 2019 г. на 5 лет и заплатит в общей сложности $1,53 млрд.