Формула успеха: машины безопасности для «Ф-1» принесли «Астон Мартин» до $80 млн

    Сейчас такие авто пользуются повышенным спросом в салонах
    Пилот «Астон Мартин» Фернандо Алонсо считает, что способен выиграть одну-две гонки в 2023 г., четыре подиума у него уже есть /Jakub Porzycki / NurPhoto via Getty Images

    Уверенный старт «Астон Мартин» – один из главных сюрпризов этого сезона «Формулы-1». За пару весенних месяцев британцы отвоевали вторую строчку в Кубке конструкторов (впереди – только «Ред Булл») и вернули радость от больших побед в жизнь Фернандо Алонсо. 

    Похоже, начинает срабатывать стратегия канадского миллиардера Лоренса Стролла, который в январе 2020 г. заплатил порядка $235 млн долларов за относительно скромный (16,7%) пакет акций известного производителя спорткаров и решил вплотную заняться его продвижением в «королевских гонках». О серьезности намерений лучше всего расскажут цифры. Так, к осени 2020 г. Стролл, по разным оценкам, вложил в команду около $1,3 млрд. В эту сумму не вошли расходы на строительство новой базы. Работы обошлись в $25 млн.

    Сам автоконцерн в это время переживал не лучшие времена. И, как пишет Bloomberg, инвестиции Стролла стали для него настоящим спасательным кругом. В 2018 г., когда компания выходила на IPO, ее сравнивали с Ferrari, у которой получилось провести очень успешное первичное размещение за три года до этого. Но поводы для сравнения исчезли очень быстро. Низкая выручка, скромные продажи и финансовый дефицит привели к тому, что акции «Астон Мартин» за пару лет подешевели на 75%. 

    Один из аналитиков Citigroup Markets объяснял американскому агентству, что появление Стролла не просто избавляет британцев от необходимости постоянно искать деньги, но позволяет сосредоточится на построении бренда и более основательно работать над его узнаваемостью. «Астон Мартин» давно и прочно ассоциируется с фильмами про суперагента Джеймса Бонда. Но сегодня этого уже недостаточно, чтобы конкурировать с другими производителями элитных спорткаров. 

    Для Лоренса «спасение» «Астон Мартин» – это еще один шанс доказать эффективность собственной модели построения бизнеса. Она довольно проста: Стролл покупает бренд, который уверенно занимает определенную нишу, но испытывает финансовые проблемы, вкладывается в него не менее пяти лет и выводит на доходность. 

    По такой схеме Лоренс вместе со своим постоянным деловым партнером Сайласом Чоу вытаскивали из глубокого кризиса бренд модной одежды Michael Kors. В 2003 г. они выкупили 85% акций компании, которая была на грани разорения. Разработали для нее новую стратегию развития (например, начали продвигать через сети универмагов, в которых увидели нехватку дизайнерской одежды) и к 2011 г. вывели на IPO. До прихода Стролла и Чоу весь бизнес оценивали в $100 млн в момент первичного размещения стоимость доходила до $4,6 млрд.  

    Главным инструментом для продвижения «Астон Мартин» Стролл выбрал «Формулу-1». И речь не только об одноименной команде. С марта 2021 г. автоконцерн выпускает для чемпионата мира официальный автомобиль безопасности. Он появляется, если на трассе возникают нештатные ситуации (аварийные или погодные) и возглавляет пелотон, пока дирекция гонки принимает решение, что делать дальше. 

    Модель авто, вдохновленную «Формулой-1» – Vantage F1 Edition, можно купить и в салоне. Она, по словам Стролла, пользуется большим спросом. К началу 2023 г. было продано от 300 до 400 таких машин. Стоимость каждой оценивается в $200 000. Выступая на саммите Future of the Car, организованном The Financial Times, Стролл отметил, что эти показатели очень важны для «Астон Мартин» сейчас. И добавил: «Есть такое выражение – «гоняйся в воскресенье, продавай в понедельник». Признаться, я его недооценивал. Но теперь вижу, что оно работает. Мы не ошиблись, когда решили вернуться в «Формулу-1».