Как зарабатывают арбитры на футбольных матчах

    Видеоповторы и судейские монетки становятся носителями рекламы
    PA / TASS
    PA / TASS

    Любой спортивной организации непросто найти спонсоров, особенно в период пандемии. Даже организаторы Супербоула столкнулись с падением интереса рекламодателей. И уж тем более сложно продавать рекламу футбольным арбитрам – тем, кто регулярно оказывается в центре скандалов и получает массу негатива от игроков, тренеров и болельщиков.

    Но с внедрением VAR рефери получили новую возможность заработать. Ведь видеоповторы – это паузы в трансляции матча, которые можно заполнить различными рекламными интеграциями. В январе 2021 г. руководство итальянской Серии А объявило о готовности заключить соглашение о спонсорстве технологий VAR и GLT (Goal-line Technology – система определения гола).

    «Чтобы продать что-либо, нужна база. Мы работали над тем, чтобы создать новые условия и возможности для спонсоров разных уровней и объяснить им выгоду», – сказал в интервью SportBusiness.сом маркетинг-директор Серии А Микеле Чиккарезе. Сейчас у лиги есть титульные спонсоры на каждый турнир – чемпионат, Суперкубок, кубок страны, турнир по киберспорту. Плюс два официальных партнера лиги в целом – Coca-Cola и Sony PS5. Теперь появятся статусы официального хронометриста, технологического партнера и спонсора титула «Игрок месяца».

    Официальный хронометрист лиги получит размещение на табло резервного арбитра, бортах по периметру поля и в графике трансляций. Технологический партнер будет связан с любым применением VAR и GLT. «Серия А находится в процессе реформ, поэтому мы можем стать идеальным партнером для компаний, провозглашающих ценности постоянной трансформации мира вокруг», – убежден Чиккарезе.

    Дополнительное время

    Итальянцы не первыми увидели в VAR коммерческий потенциал. Еще в 2019 г., когда технология только начинала массово внедряться в европейских чемпионатах, возможность коммерциализации пауз на повторы обсуждали и в ФИФА, и в Английской премьер-лиге (АПЛ), и в Ла Лиге. FT со ссылкой на эксперта по спортивному маркетингу Тима Кроу заявляла, что на ЧМ-2018 VAR-повторы суммарно за 64 матча транслировались 27 минут эфирного времени. Учитывая статус конкретной игры на конкретном турнире, цена за минуту рекламного размещения во время VAR-эпизода может доходить до 600 000 фунтов стерлингов – такую сумму рассчитали эксперты Ampere Analysis. Аналогичный расклад фиксировали в американской Главной лиге футбола (MLS): там выяснили, что 3 минуты каждого матча уходят на просмотр VAR, следовательно, партнерское соглашение для потенциального спонсора может стоить «семизначную сумму».

    «Это одна из крупнейших по потенциалу спонсорских активаций в футболе, – цитировала Кроу FT. – Большинство рекламных интеграций во время матча идут в стороне от самой игры: на майках игроков или бортах вокруг поля. Тут же мы говорим об интеграции буквально в сам матч. Настоящая мечта для спонсора». Кроу убежден, что под крупные турниры вроде чемпионата мира могут заключаться сделки от 50 млн до 100 млн фунтов стерлингов. В ФИФА подтверждали интерес к теме VAR со стороны компаний, но в 2019 г. организация отклоняла все подобные предложения. Аналогичная позиция была и у УЕФА. Обе организации заявляли о приоритете развития технологии, а не монетизации. Но некоторые эксперты – например, Найджел Карри из консалтинговой компании NC partnership – полагали, что настоящей причиной было желание уберечь себя и спонсоров от скандалов, неизбежных на первых этапах использования VAR.

    При этом понятно, что спонсоры судейскому корпусу необходимы – это позволит хотя бы компенсировать расходы на рефери, ведь с внедрением VAR затраты на арбитраж выросли. На ЧМ-2018 главный судья получал $70 000 за работу на турнире, плюс по $3000 за каждый проведенный матч. Лайнсменам платили $25 000 и $2000 за каждый матч. И, кстати, гонорары судей на чемпионате мира не самые щедрые. В испанской Ла Лиге базовый оклад арбитра за сезон – 250 000 евро. И 6000 евро получают рефери за каждый отработанный матч. По 3500 евро платят арбитру VAR.

    Такой расклад был в 2019 г., до наступления коронакризиса. Локдаун, матчи без зрителей, неопределенность с форматом проведения турниров – все это замедлило бизнес-процессы. Во многом поэтому сделки, о которых пару лет назад рассуждали гиганты мирового футбола, заключают сейчас менее крупные организации. В октябре 2020 г. Федерация футбола ЮАР договорилась с видеосервисом Showmax о спонсорстве местного судейского корпуса. В программе партнерства – редизайн формы арбитров, тренинги по работе VAR и интеграция этой системы во внутренние соревнования.

    Часовой механизм

    Появление VAR активизировало коммерческую активность лиг и федераций на судейской теме, но рекламные интеграции с участием арбитров связаны не только с новой технологией. К примеру, УЕФА и FedEx под Лигу Европы 2020/21 запустили специальный конкурс: его победители получат подарочные версии монет, которые судьи подкидывают перед началом игры. Помимо монеты в кейсе будет сертификат с подписью арбитра, работавшего на матче.

    В Ла Лиге у судей есть свой экипировочный партнер, Macron, а также спонсор – компания Würth Spain. Соглашение распространяется на арбитров Примеры, Сегунды и лиги футзала. Würth Spain сотрудничает с рефери с 2003 г. и недавно подписала с Ла Лигой новый трехлетний контракт. Примерная оценка стоимости сделки – около 500 000 евро.

    У АПЛ есть спонсор-хронометрист: в 2020 г. бренд Hublot пришел на смену компании TAG Heuer. Hublot пришел в футбол в 2006 г., став партнером сборной Швейцарии. Сейчас бренд представлен на матчах ЧМ и Евро, Лиги чемпионов и Лиги Европы. В АПЛ его логотип интегрирован в графику времени матча, на доски резервного арбитра, а также предоставляют часы Hublot Big Bang для работы рефери. Также британские судьи уже больше семи лет сотрудничают с EA Sports, производителем самого популярного в мире футбольного симулятора. Первый подобный контракт заключили в январе 2014 г.

    Hublot — частый спонсор в футболе
    Hublot — частый спонсор в футболе /Zuma / TASS

    В Германии рефери достаточно давно рекламируют на футболках компанию по техосмотру автомобилей Dekra. Сотрудничество стартовало в 2003 г. и распространяется на Бундеслигу, Бундеслигу-2, национальные кубки и соревнования женских команд. Финансовые условия контракта не разглашаются, но немецкое издание Sponsors.de утверждает, что Dekra ежегодно выплачивает 1,5 млн евро.

    В России ситуация печальная: у арбитров нет не только официального партнера, но даже поставщика экипировки. Глава судейского комитета РФС Ашот Хачатурянц в интервью Forbes в декабре 2020 г. признавался, что организация «прорабатывает вопрос привлечения титульного спонсора, логистического партнера и партнера в сфере пенсионного обеспечения» для судейского корпуса. Но пока никаких сделок не случилось. При этом в РФС активно обсуждают введение дополнительной бонусной системы оплаты арбитров, что, очевидно, повысит расходы на арбитраж.

    На запрос «Ведомости. Спорта» по поводу текущей ситуации со спонсорами в РФС не ответили. А источник в РПЛ сообщил, что лига оценивала потенциал рекламных интеграций в дополнительные площадки, в том числе на табло резервного арбитра, или в графику при использовании VAR. Но подобные контракты могут быть заключены только с участием РФС, который контролирует работу судей в России, и основного вещателя «Матч ТВ». Это создает сложности для реализации рекламных проектов.