Плата за вызов: как клубы зарабатывают на матчах своих игроков за сборные

    ФИФА и УЕФА тратят миллионы долларов на компенсации
    Плата за вызов: как клубы зарабатывают на матчах своих игроков за сборные
    Плата за вызов: как клубы зарабатывают на матчах своих игроков за сборные /Сергей Бобылева / ТАСС

    24 марта стартовал отборочный цикл к чемпионату мира 2022 г. – многие футболисты на две недели разъехались по сборным. Клубные тренеры крайне настороженно относятся к матчам сборных. Бывший футболист Андрей Аршавин рассказывал в эфире «Матч ТВ», как тренер лондонского «Арсенала» Арсен Венгер мог заменить игрока после первого тайма, а затем сказать, что у того травма, – и не отпускать в национальную команду. И такое поведение объяснимо: вызов в сборную страны – это дополнительная нагрузка для игрока, лишние перелеты, риск получить травму, не говоря уже о смене тренировочного процесса. При этом зарплату футболисту платит все-таки клуб.

    Чиновники ФИФА и УЕФА осознают конфликт интересов и стараются найти компромисс. Одним из наиболее эффективных решений стала система финансовых компенсаций клубам за то, что их футболисты уезжают в сборные своих стран.

    Мировое время

    На данный момент существуют два основных вида компенсаций: гарантированная выплата за участие игрока в матче национальных команд (Club Benefits Programme) и страховка в случае получения им травмы в период выступления за сборную (Club Protection Programme).

    УЕФА впервые выплатил бонусы клубам за Евро-2008, но полноценную программу запустил с Евро-2012. Тогда между 575 клубами было распределено 100 млн евро: 40 млн евро – за отборочные матчи, 60 млн евро – за финальный этап. Расчет производился в зависимости от категории клуба и количества дней, проведенных игроком в сборной. По итогу больше всех заработала мюнхенская «Бавария» – 3,095 млн евро. Среди лиг самый большой куш достался АПЛ – команды английского чемпионата суммарно получили 19,8 млн евро. При том что победителем Евро-2012 стала Испания, Германия вылетела в полуфинале, а Англия – в 1/4.

    ФИФА ввела программу компенсаций к чемпионату мира 2010 г.: клубам раздали $40 млн. С тех пор размер компенсаций только растет. Бюджет Club Benefits Programme к чемпионату мира – 2014 составил $70 млн, на Евро-2016 распределили 150 млн евро, а на компенсации за чемпионаты мира 2018 и 2022 гг. выделено по $209 млн. Но не вся сумма приходится на клуб, которому футболист принадлежит на момент турнира. Его команды из недавнего прошлого (до двух лет) могут получить до 2/3 компенсации.

    Лидером по доходам за чемпионат мира – 2018 стал «Манчестер Сити» – $5 млн, мадридский «Реал» заработал чуть меньше – $4,8 млн. Лучший из российских клубов в этом списке – «Зенит» – получил $1,81 млн за шесть своих футболистов в разных сборных. По столько же игроков отправили на турнир ЦСКА ($1,77 млн) и «Локомотив» ($1,67 млн). Всего в командах – участницах чемпионата 2018 г. сыграли 36 футболистов РПЛ, в том числе 16 иностранцев. Бонусы от ФИФА по Club Benefits Programme получили 13 российских клубов.

    Есть два вида программ, по которым клубы могут претендовать на выплаты в случае вызова игроков в сборные, объясняет бывший исполнительный директор «Локомотива» Алексей Киричек. Первая, Club Benefits Programme, подразумевает выплаты за участие футболиста в турнирах ФИФА или УЕФА. Сумма там четкая – в долларах или евро – в зависимости от того, кто организатор. Эти деньги распределяют национальные федерации автоматически по публичным и прозрачным расчетам. На ЧМ-2018 платили $8500 за день на футболиста, отсчет начинался за 14 дней до первого матча сборной на турнире. При этом не важно, выходит игрок на поле или нет, – важно, что он в заявке. В итоге деньги доходят до клуба в течение полугода, и для их получения ничего делать не надо.

    Европейское время

    К Евро-2020 ситуация с выплатами изменилась – все из-за пандемии. Турнир перенесли на год, и 23 апреля 2020 г. УЕФА объявил, что выплатит деньги клубам не после турнира, а заранее. Всего в УЕФА 55 сборных. Первые 50 млн евро отправили на счета клубов, игроки которых представляют 39 команд, не вышедших в финальную часть. Еще 17,7 млн евро – представителям сборных, кому еще предстояли квалификационные матчи. 2,7 млн евро распределили среди тех, кто попал на Евро по их результатам. На 24 участника Евро-2020 осталось около 130 млн евро.

    Эти компенсации позволили ассоциациям – членам УЕФА получить от 3200 до 630 000 евро за свой вклад в европейскую квалификацию и Лигу наций УЕФА на период 2018–2020 гг.

    «Европейские клубы являются неотъемлемой частью успеха соревнований сборных. В эти трудные времена, когда многие команды сталкиваются с финансовыми проблемами, нашей обязанностью было обеспечить получение клубами компенсационных платежей как можно быстрее», – объяснил специальную схему выплат президент УЕФА Александр Чеферин.

    СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ

    Кроме Benefits Programme с 2012 г. в футболе функционирует еще одна программа компенсаций клубам – Club Protection Programme. По сути это страховка, покрывающая риск получения футболистом травмы в расположении сборной. Программа распространяется на все клубы, отправляющие игроков на матчи национальной сборной, указанные в международном календаре, включая Олимпиады. Условия выплат обновляются раз в три года – сейчас действуют правила на 2019–2022 гг.

    При этом товарищеские матчи уровня «Динамо» – сборная России не попадают в перечень игр, за травму в которых можно получить компенсацию, если он проводится в не предусмотренные для матчей сборных сроки. Чтобы клуб мог рассчитывать на компенсацию по Club Protection Programme, игрок должен быть связан с ним контрактом. Например, летом 2020 г. полузащитник сборной России Далер Кузяев временно находился в статусе свободного агента. Если бы он получил травму, то претендовать на выплату его будущий клуб не смог бы.

    Самое сложное в страховой программе ФИФА – расчет выплат. Формально все прозрачно: под выплаты попадает период начиная с 29-го дня после получения травмы; максимальный срок выплат – 365 дней. Максимальный размер компенсации – 7,5 млн евро. Сумма основана на зарплате игрока в клубе. Бонусы, премиальные или любые другие выплаты страховкой не покрываются.

    От клубов требуется отправить уведомление о травме игрока в период не позднее 28 дней с момента получения повреждения. Первоначальный пакет документов включает в себя справку от врача сборной, отчеты из медицинского учреждения, где проходило обследование, контакты врачей клуба и сборной. Годовой бюджет страховой программы ФИФА – 80 млн евро на весь мир. И зачастую деньги заканчиваются, а обязательства по выплатам сдвигаются на будущее.

    Российские клубы стараются не афишировать свои отношения с ФИФА/УЕФА по Club Protection Programme. «Ведомости. Спорту» отказали в комментариях по теме несколько клубов премьер-лиги. Но известно, что московский «Локомотив» дважды обращался за компенсацией по Club Protection Programme: в 2016 г. в матче за сборную России травму получил полузащитник Дмитрий Тарасов, а в 2019 г. серьезное повреждение в игре за Перу заработал нападающий Джефферсон Фарфан. В обоих случаях сумма компенсации составляла от 800 000 до 1 млн евро.

    «Существует технический регламент по подаче заявки на компенсацию, – рассказывает Киричек. – Первым делом получается справка от врача сборной. Потом уже справка от врача клуба и прочие документы. Но у страховой программы есть строгий бюджет. И он рассчитан на все соревнования и матчи, которые попадают в календарь ФИФА. Плюс предусмотрены ограничения на игрока, из-за которого условный «Ювентус» не сможет претендовать на компенсацию всей зарплаты Роналду. Сумму, на которую претендует клуб, надо обосновать для оператора программы со стороны ФИФА. Он отслеживает все, включая выполнение клубом и игроком сроков восстановления».

    «Локомотив» впервые запустил процесс получения компенсации по Club Protection Programme в 2016 г. после травмы Дмитрия Тарасова, но клуб не попал в лимит выплат на тот год. «В итоге деньги пришли, по-моему, только в 2019 г., – добавляет Киричек. – Но на примере Тарасова «Локомотив» научился подавать подобные запросы и затем повторил процедуру после травмы Фарфана. Я с клубом уже не связан, точные сроки получения компенсации не знаю, но слышал, что деньги дошли».