Лигу чемпионов ни с чем не перепутать – благодаря эмблеме и гимну. У них яркие истории создания

    Набросок логотипа пришлось искать на чердаке, автору музыки нравится одна из нелегальных версий
    UEFA

    14 сентября стартовал новый розыгрыш Лиги чемпионов – самого узнаваемого турнира в мировом футболе. За 29 лет существования бренда его фирменный стиль практически не изменился.

    В год 25-летия Лиги чемпионов, в 2017 г., Forbes оценил стоимость ее бренда в $185 млн, зафиксировав рост на 63% за пять лет. В 2018 г. эксперты платформы SportsValue подсчитали суммарный экономический эффект турнира – 3,6 млрд евро в год. Одна из причин убедительных финансовых показателей Лиги – узнаваемость ее бренда: логотип, гимн и другие элементы фирменного стиля почти не менялись с момента запуска проекта.

    Сложились звезды

    Эмблема в виде футбольного мяча из звезд появилась в 1992 г. – в первый сезон Лиги чемпионов. Наметив глобальную трансформацию Кубка европейских чемпионов, который разыгрывали с середины 1950-х, Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) объявил конкурс на лучшую визуальную концепцию для нового турнира. Свои варианты прислали 50 дизайнеров из Европы.

    Главным героем этой истории стал британец Фил Клементс. Он сумел трансформировать запрос УЕФА в простую, но очень стильную концепцию. В 1992 г. главным считался групповой раунд на восемь участников, откуда победители групп выходили в финал, – это и требовалось отразить в логотипе. Художники Design Bridge, на тот момент еще малоизвестного агентства Клементса, решили, что центром композиции должны стать восемь звезд – по числу клубов. Этот вариант и утвердил УЕФА.

    С логотипом Лиги чемпионов связано несколько забавных историй. Первым делом Клементс и его команда сорвали дедлайн, когда заказчик попросил доработать ключевую идею и отрисовать различные варианты использования эмблемы. Но менять подрядчика уже было поздно, поэтому УЕФА пришлось подождать.

    Спустя несколько лет, когда логотип Лиги чемпионов уже вовсю использовали, Клементсу пришлось лезть на чердак своего дома в поисках первых набросков – чтобы продемонстрировать их в суде. Детали процесса УЕФА и дизайнер не раскрывают, но Фил как-то рассказывал The Independent, что речь шла о подтверждении авторских прав: группа других дизайнеров обвиняла его в краже интеллектуальной собственности, а на судебном заседании протоверсия логотипа стала вещественным доказательством.

    За 29 лет эмблема пережила пять косметических доработок: обновляли размер звезд, а также расположение названия турнира и логотипа УЕФА. Элементы вокруг редактируют чаще – как правило, к началу нового цикла в реализации медиаправ: на период 2018–2021 гг. в дизайн-концепцию добавили световых эффектов. Таким образом хотели дополнительно подчеркнуть, что во время матчей Лиги чемпионов все внимание направлено на турнир. И это действительно так: УЕФА запрещает проводить игры элитных дивизионов национальных чемпионатов параллельно с туром лиги.

    Игровые мячи, которые Adidas традиционно производит специально для Лиги чемпионов, переняли звездный дизайн не сразу, но с 2000 г. и они стали элементом общей визуальной концепции турнира. «Большая заслуга УЕФА – разработка и использование такого яркого и запоминающегося стиля, это важная составляющая при подсчете ценности бренда», – говорит «Ведомости. Спорту» Амир Сомоджи, генеральный директор SportsValue. Кроме того, он отмечает и музыкальное оформление турнира как дополнительный элемент, формирующий узнаваемость.

    Простые слова

    Гимн Лиги чемпионов был написан специально для нового турнира. Автор завораживающей музыки – британский композитор Тони Бриттен, который вдохновился произведением «Садок-священник» Георга Фридриха Генделя, написанным в 1727 г. для коронации английского монарха Георга II.

    На тот момент Бриттен не был именитым автором, но уже участвовал, например, в создании музыкального оформления для американского фильма «Робокоп» 1987 г. выпуска.

    Конкретного задания от УЕФА композитор не получил, главным пожеланием было использовать звучание хора в противовес популярному тогда формату с оперным солистом. К примеру, во время чемпионата мира 1990 г., проходившего в Италии, на BBC сделали культовую заставку с арией Лучано Паваротти из «Турандот» Пуччини. Бриттен предложил УЕФА несколько мелодий в качестве ориентира для работы, в том числе и торжественную музыку Генделя – ее и выбрали. Бриттен пообещал сочинить нечто подобное.

    Любопытно, что в первоначальном запросе от УЕФА не фигурировали слова для гимна – вопрос о том, каким будет текст, задал Бриттен, но в ответ не услышал ничего определенного. Композитор сам пришел к выводу, что в данной ситуации не нужны громоздкие четверостишия, для которых в любом случае придется выбрать конкретный язык (а значит, сразу отдалить гимн от тех, кто говорит на другом), достаточно отдельных слов, причем универсальных.

    Бриттен выбрал несколько – в основном превосходные степени и комплименты в адрес игроков и команд. А затем их перевели на французский и немецкий – два других официальных языка УЕФА. Главные слова, которые звучат в пиковые моменты гимна, – die Meister, die Besten (чемпионы, лучшие – нем.), les grandes équipes (великие команды – франц.), the champions! (чемпионы – англ.).  

    На стадионах перед матчами используют классическую версию в исполнении хора церкви St. Martin’s in the Fields, расположенной на Трафальгарской площади в Лондоне, под аккомпанемент Королевского филармонического оркестра.

    Музыка вне тренда

    УЕФА заплатила композитору за работу сразу, но за ним осталось и право получать роялти после каждого публичного воспроизведения гимна. Правда, из России ему по какой-то причине не платят. «Вообще-то роялти я получаю от тех, кто ведет трансляции, – мне, конечно, жаль об этом говорить, но так и есть: в некоторых странах – как в России или в Китае – видимо, другие представления об интеллектуальных правах», – рассказывает Бриттен в интервью «Ведомости. Спорту».

    Композитор добавляет, что не обижен, но надеется на изменение ситуации. При этом Бриттену регулярно поступают заказы подготовить новую обработку гимна Лиги чемпионов – для финалов, где его исполняют вживую, или других особых событий.

    «Некоторые версии вполне удачные, некоторые, если честно, просто ужасные, – признается Тони. – Еще и на YouTube можно встретить кучу плохих исполнений и просто неавторизованных случаев использования. Правда, у меня есть и любимая альтернативная версия – исполнение a capella от корейской группы (коллектив MayTree из Южной Кореи – «Ведомости. Спорт»), ставшее очень популярным в соцсетях. Конечно, мы стараемся мониторить случаи, когда мелодия используется без соответствующих прав, но конкретно эта версия прекрасна!».

    Бриттен уточняет, что версии в стиле рок, фанк, танцевальной музыки и др., ему заказывали вещатели. В итоге благодарили за работу, высоко ее оценивали, но не рисковали использовать новую версию. Композитор уверен, что главная причина – вневременной характер классического гимна: почти 30 лет музыка звучит актуально, несмотря на многочисленные перемены в трендах индустрии.

    «Многие виды спорта хотят эксклюзивных треков под конкретные события, но они забывают: актуальное в этом году наверняка перестанет быть таким уже в следующем, – поясняет Бриттен. – Многие предпочитают поймать тренд, но забывают при этом стать запоминающимися. Гимн Лиги чемпионов создан по противоположным принципам, и в этом его сила».