На стройках ЧМ в Катаре уже 10 лет фиксируют нарушения прав рабочих. Как решается эта проблема

    Правозащитники негодуют, ФИФА сохраняет нейтралитет
    Работники на строительстве стадиона «Лусаил». Арена примет финал ЧМ-2022 /EPA

    Чемпионат мира в Катаре станет самым дорогим в истории — уже сейчас расходы на строительство стадионов, метро, аэропортов, нового города и порта превысили $200 млрд. Над реализацией масштабных девелоперских проектов трудятся более 2 млн человек. Начиная с 2015 г., власти Катара подвергаются критике за несоблюдение прав рабочих. Правозащитники фиксировали не только многочисленные нарушения законодательства на объектах ЧМ, но и смерти людей. «Ведомости. Спорт» рассказывает, как вскрывались проблемы с правами трудящихся в Катаре.

    «Современная форма рабства»

    Катар получил право на проведение чемпионата мира в декабре 2010 г. А уже в 2012 г. в Международную конфедерацию профсоюзов (МКП) начали поступать жалобы от работников, занятых на строительстве объектов. К началу 2013 г. число обращений превысило несколько тысяч, после чего МКП обратилась в Министерство труда Катара с требованием разобраться с шестью подрядчиками.

    В своем обращении конфедерация профсоюзов сделала акцент на четырех видах нарушений: характер работы не соответствует тому, что закреплено в трудовом соглашении; работодатели не выполняют свои обязательства по выплате зарплат; работодатели изымают паспорта у трудящихся; рабочие вынуждены жить в переполненных трудовых лагерях и лишены права создавать профсоюзы.

    В ответ на эти обвинения власти Катара пообещали увеличить число инспекторов на объектах ЧМ-2022 на 25% (их число должно было превысить 300 человек), а занимавший тогда пост президента Международной федерации футбола (ФИФА) Йозеф Блаттер заявил, что ситуацию с трудовыми права обсудят на исполкоме организации в начале октября 2013 г.

    Однако проблема не сдвинулась с мертвой точки — в конце 2013 г. материал под названием «Темная сторона миграции» опубликовала правозащитная организация Amnesty International. В докладе, основанном на опросах 210 рабочих из семи стран, власти арабского государства обвинялись в использовании принудительного труда.

    «Мы встречали работников, которым в Катаре не платили от девяти месяцев до года, — отмечал аналитик Amnesty International Джеймс Линч. — Рабочие не могут покинуть страну, потому что их работодатель не возвращает им паспорта, не выдает разрешения на выезд, которые требуется по катарскому законодательству, чтобы купить билеты».

    В отчете также утверждалось, что гастарбайтерам могли несколько дней не предоставлять питание, они часто работали 12 часов в сутки, а жить и трудиться им приходилось в антисанитарных условиях. По словам Линча, в совокупности эти факторы привели к тому, что жизнь в Катаре для многих трудящихся-мигрантов была «глубоко травмирующей».

    Особенно жестко критиковалась система кафала, действующая во многих странах Персидского залива. Она предоставляет работодателям беспрецедентный контроль над работником — в частности, без специального разрешения от работодателя трудящийся не может покинуть страну или сменить работу. В Amnesty International назвали систему кафала «современной формой рабства».

    Впервые не просто о нарушениях прав, а о смертях на стройках к чемпионату мира рассказала газета The Guardian в феврале 2014 г. В материале утверждалось, что за три года из 2 млн трудовых мигрантов от невыносимых условий и отсутствия безопасности могли погибнуть до 4000 рабочих. Издание также сообщило, работники из каких стран чаще всего пребывают на работу в Катар — так, выходцы из Индии составляют 22% от общего числа занятых на объектах мундиаля, аналогичная доля приходится на Пакистан. Около 16% трудящихся — из Непала, 13% — из Ирана, 11% — с Филиппин, 8% — из Египта и 8% — из Шри-Ланки.

    «Нельзя решить все проблемы в одночасье»

    В 2015 г. катарское правительство в ответ на обвинения в многочисленных нарушениях трудового законодательства пригласило на официальную экскурсию по объектам ЧМ четырех журналистов BBC. Однако после того, как репортеры начали снимать, у них изъяли оборудование, а затем два дня содержали под стражей. Ситуация разрешилась относительно благополучно — после публикаций в европейских СМИ журналистов отпустили и позволили все-таки завершить экскурсию.

    В результате этого инцидента с критикой властей Катара начали выступать не только правозащитные организации, но и представители футбольного сообщества. В частности, глава Королевского футбольного союза Нидерландов Михаэль ван Праг призвал оказать давление на Катар в части обеспечения лучших условий труда для работников. В противном случае функционер предложил поменять хозяина чемпионата мира-2022.

    Обвинения в адрес катарского правительства постепенно нарастали, особенно пристально вела работу Amnesty International. В 2016 г. правозащитники сообщили, что трудящиеся-мигранты подверглись угрозам со стороны работодателей после подачи жалоб в международные организации. Представители Amnesty обвинили ФИФА в «полной неспособности» остановить проведение турнира, «построенного на нарушениях прав человека».

    «Нужно как можно скорее принять соответствующие меры. Иначе каждый болельщик, который приедет в Катар в 2022 г., должен будет спросить себя, уверен ли он в том, что весь этот праздник не проводится исключительно благодаря крови, поту и слезам рабочих мигрантов», — отметил Мустафа Кадри, аналитик Amnesty International, специализирующийся на правах мигрантов в странах Персидского залива.

    На этот раз правительство Катара не стало отделываться формальными шагами. Хасан аль-Тавади, генеральный секретарь Высшего комитета Катара по строительству и наследию, который отвечает за строительство стадионов и инфраструктуру для матчей, заявил в разговоре с BBC, что понимает наличие проблем, но их решение является «долгим путешествием». «Мы не можем решить все в одночасье», — заявил аль-Тавади.

    В октябре 2017 г. МКФ заручилась поддержкой правительства Катара в вопросе значительного улучшения условий труда 2 млн трудящихся-мигрантов. В частности, власти арабского государства решили отказаться от системы кафала. В стране начала действовать новая контрактная система, которая закрепила право сотрудников на смену работы, а также отменила выездные визы. При этом трудящийся все равно должен был получать разрешение у работодателя на выезд из страны, для урегулирования споров создали специальную апелляционную комиссию.

    Кроме того, в два с половиной раза был повышен штраф за конфискацию паспорта наемного работника — до 25 000 риалов (433 000 руб.). «Новый закон — последний шаг по улучшению и защите прав каждого иностранного трудящегося. Он гарантирует права работников и увеличивает трудовую мобильность», — сказал министр труда Катара Иса Саад аль-Джафали ан-Нуэйми.

    Несмотря на заверения политика, снижение зависимости трудящихся от работодателей не стало решением всех проблем. В мае 2019 г. газета Daily Mirror выпустила расследование, в котором говорилось, что как минимум 28 000 работников получают лишь 750 катарских риалов в месяц, что эквивалентно 20 000 руб. Параллельно с этим нарастало и общественное осуждение. Так, голландская компания Hendriks Graszoden, поставщик газона для ЧМ-2006, Евро-2008 и Евро-2016, в знак протеста против нарушений прав человека, отказалась поставлять газон для турнира в Катаре.

    «Футбол не может контролировать политику»

    За последние пару лет вышло еще несколько отчетов Amnesty International, в которых ставилась под сомнение целесообразность проведения чемпионата мира именно в Катаре. Чем выше становился градус обсуждения и осуждения, тем больше улучшений для работников вводило правительство ближневосточного государства.

    В апреле 2020 г. власти страны выделили $824 млн на выплату зарплаты рабочим-мигрантам, находящимся на карантине или проходящим лечение от коронавируса. Случились изменения и в сфере оплаты труда — на 25% (до 1000 риалов) повысился минимальный размер зарплаты. Кроме того, работодателей обязали платить раз в месяц 300 риалов на питание и 500 риалов на проживание, если эти опции не были предоставлены работникам напрямую.

    Изменения привели к тому, что Международная организация труда (МОТ) выпустила на своем сайте хвалебный отзыв в адрес правительства Катара: «Эта страна стала первой в ближневосточном регионе, в которой теперь есть недискриминационная минимальная заработная плата, что является частью серии исторических реформ трудового законодательства в государстве».

    Благостную картину нарушила очередная публикация The Guardian в феврале 2021 г. В ней утверждалось, что за последние 10 лет в Катаре скончалось более 6500 трудовых мигрантов: 2700 человек из Индии, еще 1600 — из Непала, 1000 — из Бангладеша, более 800 — из Пакистана и чуть более 550 — из Шри-Ланки. В материале указывалось, что катарские власти объясняли большинство случаев естественной смертью, однако зачастую тела погибших не вскрывались, поэтому точно определить причину смерти было невозможно. Вместе с тем The Guardian привела несколько примеров смертей — например, люди умирали в результате падения с высоты или от удара электрическим током.

    Материал вызвал широкий резонанс. Особенно остро отреагировали скандинавские футбольные команды. Норвежские клубы «Тромсе», «Буде-Глимт» призвали местную федерацию бойкотировать чемпионат мира. «Мы больше не можем сидеть и смотреть, как люди умирают во имя футбола. Футбол не может контролировать политику и внутренние дела всех стран. Но что мы можем сделать, так это установить четкие требования к футбольным турнирам, которые сами проводим», — отмечалось в заявлении «Тромсе».

    Игроки национальной команды Норвегии вышли на отборочный матч к ЧМ-2022 с Гибралтаром (3:0) в форме с надписью «Права человека — на поле и вне его». Позже к вопросу о возможном бойкоте турнира подключился Датский футбольный союз. В течение 2021 г. организация отправила в ФИФА несколько критических писем и провела у себя слушания по ситуации с правами человека в Катаре. «Как капитан, я должен сказать, что мы, игроки, не выбирали местом проведения ЧМ-2022 Катар, — заявил в сентябре прошлого года защитник сборной Дании Симон Кьер. — Мы критически относимся к условиям соблюдения прав человека в этой стране».

    В начале марта 2021 г. с призывом к своей сборной бойкотировать ЧМ выступило объединение немецких болельщиков: «Каждые семь часов там умирает рабочий с индийского субконтинента. Слишком поздно спасать эти жизни. Но мы не можем игнорировать это. <...> Пышный футбольный праздник на могилах тысяч рабочих-мигрантов — участие в нем стало бы концом этики и достоинства. Мы с ужасом отворачиваемся от этого».

    В ноябре болельщики «Баварии» высказались против продления спонсорского соглашения клуба с авиакомпанией Qatar Airways (принадлежит правительству Катара). «Работая с компанией, представляющей такое государство, «Бавария» активно помогает отвлечь внимание от недовольства местного населения», — заявил автор инициативы Майкл Отт.

    В итоге сборная Норвегии не смогла отобраться на ЧМ, Дания и Германия попали на мундиаль, но после окончания квалификации о бойкоте не заявляли. «Бавария» же, судя по заявлению почетного президента клуба Ули Хенесса, при первой возможности готова будет продлить сотрудничество с Qatar Airways. «Бавария» не изменит мир, если не продлит контракт с Qatar Airways. Проблемы решаются только путем диалога», — заявил функционер в январе текущего года.

    Amnesty International продолжает следить за ситуацией с соблюдением прав рабочих в Катаре. В начале апреля правозащитники выпустили отчет, в котором, помимо ранее озвученных нарушений, рассказали о новой тенденции — после вынужденного повышения зарплат работодатели ввели систему штрафов, причем зачастую основания для вынесения санкций являются абсурдными. Так, один рабочий рассказал, что его оштрафовали на 500 риалов (половина месячной зарплаты) за то, что «после посещения туалета он не заправил рубашку должным образом».

    Интересна и позиция ФИФА, которая на протяжении всех лет старалась сохранять нейтралитет — открыто не критиковала власти Катара, при этом и не отрицала наличие проблем. В середине марта международная федерация опубликовала заявление, в котором согласилась обсудить с Amnesty International проблемы занятых на стройках к ЧМ-2022, при этом вновь сделала реверанс в сторону арабского государства.

    «Как широко признано международными экспертными организациями, чемпионат мира по футболу уже внес значительный вклад в улучшение условий труда в регионе. Катар на правильном пути. В стране проводятся широкомасштабные трудовые реформы, достигнут существенный прогресс в сравнительно короткий промежуток времени. Это произошло благодаря ужесточению стандартов, установленных местными организаторами чемпионата мира, и более широким законодательным изменениям, внесенным в сфере прав трудящихся», — отмечалось в заявлении ФИФА.

    Другие материалы в сюжете