7,6 кв. м зелени на человека и центральное охлаждение: Лусаил как первый экогород в Катаре

    Строится по стандартам устойчивого развития, но к некоторым решениям есть вопросы
    Около 15% бюджета, потраченного Катаром на подготовку к ЧМ, ушло на создание нового города — Лусаила /Getty Images

    Чемпионат мира в Катаре надолго установил рекорд по расходам — по оценке Bloomberg, страна потратила на проекты, связанные с турниром, около $300 млрд. Из них порядка $45 млрд ушло на создание нового города — Лусаила. Местный стадион «Лусаил Айконик» стал главной (и самой крупной) ареной чемпионата: там состоялась церемония открытия и пройдет финальный матч. А игра группового этапа Аргентина — Мексика 26 ноября получила статус самой посещаемой (88 966 зрителей на трибунах) на чемпионатах мира с 1994 г.

    До того как Катар вступил в борьбу за право принять чемпионат мира, небольшое поселение Лусаил на побережье Персидского залива к северу от Дохи было известно лишь тем, что в начале XX в. здесь жил шейх Джасим бин Мухаммад аль-Тани — его называют основателем современного Катара. Но в середине нулевых власти страны решили трансформировать Лусаил в «город будущего» на 450 000 жителей.

    Государственная девелоперская компания Qatari Diar Real Estate анонсировала проект в 2005 г., но его отправной точкой правильнее считать 2010 г., когда Катар стал хозяином ЧМ-2022. «Город футбола» — одна из заявленных задач по развитию территории, но не единственная. Лусаил должен стать первым в Катаре экогородом. Согласно мастер-плану к концу 2022 г. проект реализован только на 65%, но уже можно оценить, насколько проект соответствует стандартам устойчивого развития ООН.

    Города, развивающиеся в концепции «устойчивости», должны быть максимально вписаны в экосистему, но без ущерба для комфорта и безопасности людей. Кроме технологических инноваций, подобные проекты требуют изменения паттернов поведения жителей, в том числе более бережного отношения к ресурсам и потреблению.

    Чтобы оценить соответствие Лусаила стандартам «устойчивости», важно понять особенности экосистемы, в которую встраивается город: истощенная почва пустыни, отсутствие доступной питьевой воды, крайне редкие, но сильные ливни, пыльный воздух, низкое биоразнообразие. В этих сложных условиях нужно создать комфортную среду для людей, не причинив вреда природе.

    В мастер-плане Лусаила обозначены способы достижения этой цели: современный урбанизм, экологическая устойчивость, внутренняя мобильность и умная инфраструктура.

    Один из пунктов ландшафтной стратегии — озеленение. Открытое пространство занимает 17% территории города при проектной площади 38 кв. км. Чтобы сэкономить потребление воды, в Лусаиле высаживают катарские эндемичные виды с минимальной площадью газона. На озеленение отводится 9,3% от общей площади города (или 7,6 кв. м на человека).

    При этом, по оценке Всемирной организации здравоохранения, минимальная норма — 9 кв. м зеленой площади на человека. Российские требования еще строже: для климата, аналогичного катарскому, норма составляет 13 кв. м на человека, или 40% от общей площади. От недостатка зелени страдают и люди, и устойчивость города в целом. Решить проблему можно, трансформировав планировку. Хорошим шагом стало бы озеленение крыш и фасадов, но в Лусаиле это сложно — растения надо поливать, а воды мало. Поэтому оптимальный вариант — меньше застройки, больше постепенного озеленения. Но это работа лет на 30–40.

    Чтобы справиться с жарой, в Лусаиле внедрили систему централизованного охлаждения. Она работает так же, как централизованное теплоснабжение. Здания охлаждаются за счет четырех районных станций и подземных труб общей протяженностью 175 км. По оценке компании Volvo, которая участвует в развитии города, такая система сократит ежегодный объем выбросов углекислого газа (негативный побочный эффект кондиционирования) на 200 000 т. Но и здесь не исключены сложности.

    При транспортировке неизбежны потери воды, а ее и без того мало. Кроме того, на жаре трубы будут нагреваться, так как любой материал имеет пусть минимальную, но теплопроводность. Чтобы сократить потери, требуется максимальная теплоизоляция труб и качественное техническое обслуживание, оперативная ликвидация протечек. В целом оценить продуктивность такой системы охлаждения пока сложно — впервые ее применяют в масштабах целого города, а не в отдельных домах. Но вряд ли это решение будет эффективнее, чем традиционное воздушное кондиционирование зданий.

    Обеспечить комфортное и экологичное передвижение по городу призвана интегрированная транспортная система. Ее важный элемент — легкорельсовый транспорт, менее затратный и грузоподъемный, чем метро. 19 районов Лусаила соединяет наземная городская железная дорога длиной 38 км с 38 станциями. Чтобы жители чаще пользовались поездами, вблизи остановок есть подземные перехватывающие парковки. В планах ввести обширную сеть автобусных маршрутов, вело- и пешеходных дорожек.

    Но в условиях 50-градусной жары пересадить людей на общественный транспорт, даже комфортный, крайне сложно. В Лусаиле личный автомобиль почти необходимость. Более экологичным вариантом там стало бы использование электротранспорта на городских маршрутах и поощрение жителей к приобретению электрокаров. Возможно, Лусаилу стоило бы обратиться к опыту городов Масдар в Абу-Даби или The Line в Саудовской Аравии, где вообще нет дорог для личных авто.

    Еще одним важным аспектом «устойчивости» города является канализационная система. Станцию очистки в Лусаиле спроектировали так, чтобы сточные воды можно было использовать для орошения почвы. В основе процесса — передовая и эффективная технология погружного мембранного биореактора. Она сочетает традиционную биологическую очистку и мембранное разделение на ультра- и микрофильтрационных мембранах. Обработка осадка сточных вод включает сгущение, аэробную стабилизацию (длительную аэрацию) и дальнейшее обезвоживание с помощью фильтр-пресса и дает на выходе не менее 30% сухого осадка, но такая схема требует очень много электроэнергии, а ее надо экономить.

    Строительство в Лусаиле тоже осуществляется по зеленым стандартам. Город первым в Катаре утвердил принципы GSAS (Global Sustainability Assessment System), согласно которым все здания оцениваются по уровню соответствия критериям «устойчивости» — от акустического комфорта до эффективности системы управления ливневыми стоками.

    Строительство Лусаила еще не завершено — проект наверняка будут дорабатывать в соответствии с экостандартами. Кроме того, сделать город экологичнее поможет ответственное поведение жителей. Но пока Лусаил сложно назвать эталоном устойчивости. Город создается на базе самых актуальных принципов урбанистики, но есть неоднозначные инициативы, пусть и обусловленные суровыми климатическими условиями.

    Для новых городов в целом характерна стратегия устойчивого развития, но верхние строчки в глобальных рейтингах наиболее экологичных городов занимают уже давно отстроенные полисы. Так, лидером «Индекса устойчивых городов — 2022» консалтинговой компании Arcadis, одной из ведущих на рынке урбанистики, стал Осло. Следующие четыре места заняли Стокгольм, Токио, Копенгаген и Берлин. При оценке анализировались три направления: влияние города на окружающую среду, комфорт для людей, экономика.

    Лусаилу до верхних строчек подобных рейтингов далеко, но город движется в правильном направлении.

    Автор: аналитик-эколог КБ «Стрелка» Вадим Рукавицын

    Другие материалы в сюжете