Доходы бундеслиг снизились на 325 млн евро из-за ковида, немецкому футболу нужны инвестиции

    В местной федерации говорят о желании конкурировать с АПЛ и Примерой, но этому мешает правило «50+1»
    По сравнению с допандемийными сезонами заработки немецких клубов в дни матчей упали на треть из-за ограничений по проходу на стадионы /EPA

    Немецкий футбольный союз (DFL) объявил, что по итогам сезона 2021/22 общая выручка клубов первой и второй Бундеслиги увеличилась до 4,48 млрд евро.

    Заработки выросли впервые с начала пандемии. По сравнению с сезоном 2021/21 выручка клубов увеличилась на 10,5%. При этом доходы остаются значительно ниже цифр до вспышки коронавируса. В чемпионате 2018/19 команды двух дивизионов заработали 4,8 млрд евро.

    Доход немецких клубов в дни матчей – в первую очередь в него включаются деньги, полученные от продажи билетов – в сезоне 2018/19 равнялся 650 млн евро. В чемпионате 2021/22 эта цифра составила всего 402 млн евро, поскольку на протяжении двух третей сезона проход на трибуны был ограничен по санитарным соображениям. Впрочем, эти цифры не идут ни в какое сравнение с мизерными 35,5 млн евро, которые команды получили в сезоне 2020/21, когда большинство матчей проходило на пустых стадионах.

    Основная часть выручки ожидаемо приходится на клубы Бундеслиги, где совокупный доход всех команд вырос с 3,47 млрд евро до 3,61 млрд. В сезоне 2018/19 он равнялся 4,02 млрд евро. Заработки представителей Бундеслиги в дни матчей составили 276,4 млн евро – 7,7% от их общей выручки.

    Как отмечает пресс-служба DFL, рост заполняемости стадионов позволил многим клубам восстановить на работе прежних сотрудников или нанять новых. Так, по сравнению с чемпионатом 2020/21 число людей, занятых в командах первой и второй Бундеслиги, увеличилось на 85% – с 26 183 до 48 372.

    «В свете этих цифр можно говорить о постепенном восстановлении нашей футбольной экономики, но до полного восстановления мы пока далеки, – заявил спикер исполнительного комитета DFL Ханс-Йоахим Ватцке. – Федерации и клубам придется найти способы развиваться и поддерживать привлекательность соревнований. Кроме того, мы должны увеличить нашу спортивную и экономическую конкурентоспособность на международном уровне».

    В последние месяцы Бундеслига находится в поиске инвесторов. В начале февраля Financial Times писала, что руководство DFL готово одобрить продажу доли в 25% медийных и коммерческих прав чемпионата, за счет сделки планируют привлечь 4,5 млрд евро. В числе претендентов назывались инвестиционные компании CVC и KKR, производитель шин Bridgestone, крупнейший банк Германии Deutsche Bank, а также американский фонд Sixth Street.

    В этой истории DFL вдохновили примеры испанской Примеры и французской Лиги 1, которые в 2021 и 2022 гг. привлекли денежные средства от инвестфонда CVC в обмен на долю доходов от медиаправ. В частности, в Испании фонд получил 10% от телеправ, сумма сделки составила 1,99 млрд евро.

    При этом, в отличие, например, от Английской премьер-лиги (АПЛ), руководство DFL не хочет продавать клубы зарубежным инвесторам. В марте Федеральному управлению картелей Bundeskartellamt (немецкий аналог ФАС) был представлен проект ужесточения порядка контроля над командами. Местная федерация намерена модернизировать правило «50+1», по которому частные инвесторы не могут покупать мажоритарные пакеты акций клубов. В подавляющем большинстве владельцами являются объединения болельщиков.

    На данный момент из этой нормы существуют исключения, согласно которым контрольный пакет акций команды может получить инвестор, который «существенно финансировал клуб в течение непрерывного периода более 20 лет». Компания Red Bull, производящая энергетические напитки, нашла способ полностью обойти правило и теперь фактически владеет командой «РБ Лейцпиг». DFL никак не может юридически повлиять на эту ситуацию, но делает максимум из доступного – хочет убрать из правила «50+1» любые исключения.

    У правила «50+1» неоднозначная репутация. С одной стороны, оно практически исключает возможность банкротства клубов. С другой, немецкие команды (за исключением «Баварии») не имеют возможности совершать дорогостоящие трансферы и конкурировать, в частности, с клубами АПЛ, куда сейчас активно вкладывают американские бизнесмены и представители богатых семейств Ближнего Востока.