«Рассмотреть каждый эпизод – это непросто». Систему VAR готовят к реформе

    Полномочия видеоассистентов хотят расширить, а переговоры – вывести в эфир
    По действующему регламенту решение главного судьи после совещания с видеоассистентами и просмотра эпизода обжалованию не подлежит. Новая редакция может наделить VAR правом вернуть арбитра к спорному моменту /Михаил Джапаридзе / ТАСС

    Международный совет футбольных ассоциаций (IFAB), отвечающий за правила игры, в ближайшее время обсудит изменения в работе системы видеопомощи арбитрам. Как рассказал The Guardian директор организации и по совместительству глава Футбольной ассоциации Англии Марк Биллингем, речь о трех новшествах. Во-первых, полномочия видеоассистентов расширят. Сейчас они могут вмешаться в игру лишь при вынесении решений по забитым мячам, прямым красным карточкам, назначении пенальти, а также в случае, если главный арбитр наказал не того футболиста. Если реформу примут, видеопомощники будут следить еще и за тем, правильно ли назначен штрафной, угловой или удар от ворот.

    Другое предложение касается общения рефери – их переговоры попадут в телеэфир, а главному судье придется прямо на поле объяснять решение болельщикам. Третье изменение не менее революционное: вердикты, вынесенные после консультации c VAR, не будут окончательными – по рекомендации видеоассистента главный арбитр сможет вернуться к эпизоду и пересмотреть свое решение.

    Критическая масса

    Первым крупным турниром, где полноценно опробовали VAR, стал Кубок конфедераций 2017 г. Через год доступ к повторам получили судьи на чемпионате мира, тогда же VAR добралась до клубного футбола. Сейчас система действует на всех топ-турнирах, но судейские ошибки не исчезли. И если раньше их можно было оправдать динамикой игры, то теперь, когда любой важный эпизод рассматривают со всех ракурсов несколько раз, неверные решения простить сложнее.

    Самый резонансный случай с начала осени – эпизод сентябрьского матча «Тоттенхэм»-«Ливерпуль», когда арбитр Саймон Купер отменил гол полузащитника гостей Луиса Диаса. По версии ESPN, судья решил, что колумбиец залез в офсайд, но ждал совета от VAR. Ассистент Даррен Инглэнд бегло просмотрел момент и почти сразу сообщил: «Проверка завершена». Купер посчитал это как сигнал о правильности своего решения, но Инглэнд имел в виду другое – офсайда нет. И его действительно не было. В итоге «Ливерпуль» проиграл, а главный тренер Юрген Клопп сокрушался по поводу судейской несправедливости и даже настаивал на переигровке. Результат, конечно, не отменят, но глава судейского департамента АПЛ Говард Уэбб признал ошибку судей. И с момента появления VAR это не впервые.

    Случаев, когда неверные решения видеоассистентов повлияли на результат, только в АПЛ уже больше десятка. В других странах ситуация не лучше. Это и подтолкнуло к разговору о реформе системы. Активнее всего перемены продвигают в Англии, но, если IFAB их примет, новые правила распространятся на все лиги, в том числе и на РПЛ.

    Слышать все

    Важнейшим изменением протокола может стать публичность переговоров арбитров. В Англии уже сделали к этому первый шаг: после скандала с голом Диаса в АПЛ приняли решение, что переговоры судей с видеопомощниками будут прокручивать в телеэфире, а Говард Уэбб вместе с легендарным игроком Майклом Оуэном будут разбирать решения судей. Нечто похожее делали в РПЛ еще в 2020-м, когда после скандальной встречи «Спартак»-«Сочи» (в ворота московской команды были назначены два сомнительных пенальти – и 2:0 превратились в 2:2) в эфире «Матч ТВ» обнародовали разговоры арбитра Василия Казарцева и видеоассистента Алексея Еськова.

    Позже РФС еще несколько раз возвращался к этой практике, но постоянной она не стала. Теперь же речь о том, чтобы диалоги арбитров стали частью трансляции, а рефери объяснял решение по ходу встречи. Впрочем, бывший футбольный арбитр Игорь Федотов, регулярно выступающий экспертом на ТВ, считает, что не все представители судейского корпуса к этому готовы.

    «Не каждый сможет моментально подобрать слова, чтобы объяснить свое решение в конкретном эпизоде, – рассуждает Федотов в интервью «Ведомости. Спорту». – Когда меня начали приглашать на ТВ, я был ни рыба ни мясо, не мог составлять слова, складывать буквы и правильно выражаться. Это поправимо. Почему нет? В американском футболе и хоккее судьи могут говорить на весь стадион».

    По словам Федотова, футбол станет для болельщиков гораздо более понятной игрой, если у судей появится возможность объяснять решение, – зрители поймут, как арбитры пришли к такому вердикту. Но экс-арбитр ФИФА Алексей Николаев считает иначе.

    «У нас, да и не только у нас, общество к этому не готово, – объясняет он «Ведомости. Спорту». – Мы видим это по тем экспериментам, когда судьи объявляли о решениях по ходу игры – и было не совсем правильно (такое практиковали на некоторых матчах женского чемпионата мира 2023 г., и судьи не раз оговаривались. – «Ведомости. Спорт»). Отношусь к такой практике настороженно».

    В IFAB тоже нет единого мнения по поводу публичных переговоров. Это признает и Биллингем: «Если смотреть на ситуацию с позиции маркетинга и коммерции, прозрачность – это хорошо. Мы хотим, чтобы фанаты получили максимум впечатлений».

    Не менее противоречивой выглядит и инициатива, касающаяся штрафных и угловых. Сейчас главный судья полагается только на себя и наблюдательность линейных арбитров. VAR не поможет, если нарушение случилось вне штрафной, и не подсказывает, от кого ушел мяч за лицевую линию. Правда, есть и исключения. «Помощники и так просматривают, правильно ли назначен штрафной или угловой, если с него прямым ударом забит мяч, – рассказывает Федотов. – Но не рассматривать же каждый момент, когда мяч уходит за лицевую? Так можно обращаться к VAR по каждому ауту. Из-за боковой тоже можно далеко выбросить мяч, что приведет к голу. Тогда мы столько времени украдем у футбола».

    Николаева смущает в инициативе другое. Он считает, что при таком раскладе главный судья вообще перестанет нести ответственность за решения на поле, а все отдадут на откуп его помощникам. К тому же доля ошибок при назначении штрафных и угловых не так велика, поэтому вмешательство VAR не требуется.

    Едва ли не самый спорный элемент потенциальной реформы – наделение видеосудей правом указывать главному арбитру на ошибку после принятия решения и возобновления игры. Сейчас в подобных ситуациях вердикт является окончательным, а VAR-ассистентам запрещено сообщать рефери в поле о его ошибочности, чтобы не спровоцировать извинительные «свистки» в пользу пострадавшей команды. Если предложение IFAB будет принято, курьезов в духе эпизода из «Тоттенхэм» – «Ливерпуль» удастся избежать, но эксперты «Ведомости. Спорта» в перспективности новой практики сомневаются.

    Большие ожидания

    У футбольных болельщиков, похоже, были слишком большие ожидания от системы видеопомощи. В волейболе, теннисе и многих других видах спорта просмотры спорных эпизодов не оставляют пространства для обсуждений – моменты трактуются однозначно. В футболе это не так, в том числе из-за запутанности правил и постоянных контактов между соперниками. Так что человеческий фактор по-прежнему влияет и будет влиять на результаты матчей.

    «Футбол прекрасен природой своих ошибок, – рассуждает Николаев. – Игроки тоже промахиваются с метра. Конечно, хочется минимизировать количество ошибок, но мне бы хотелось, чтобы человеческий фактор присутствовал. На VAR тоже работают живые люди, поэтому возникают ситуации, когда у судей на поле и видеоарбитров разные мнения. Раньше в судейской комиссии люди смотрели по 10–15 минут один эпизод и тоже не могли прийти к общему знаменателю – любое решение можно было бы поддержать».

    Николаев напоминает, что сейчас система VAR работает гораздо четче, чем в первое время после запуска. Моменты отсматривают гораздо быстрее, протокол зафиксирован. Да, паузы все равно возникают, но вряд ли удастся полностью от них избавиться. «Представьте, что голевая атака началась с того, что вратарь выбил мяч с рук, – развивает тему Федотов. – Первое, что нужно рассмотреть, – находился ли в тот момент мяч за пределами штрафной. Затем, предположим, произошло падение. Его тоже нужно оценить – было ли нарушение правил? Потом мяч мог уйти за пределы поля. Следом идет подача, и из кучи игроков забивается гол. Был ли там толчок? Рассмотреть каждый момент – это очень непросто. Для этого на VAR работают двое – судья и его помощник. Нужен тандем, чтобы оба работали в унисон».

    Федотов добавляет, что VAR – это дорогой продукт, поэтому игроки, тренеры и болельщики вправе ожидать, что с его внедрением количество ошибок в футболе уменьшится. Но зачастую в дело вмешивается психология и уровень подготовки судей. По словам эксперта, этим компонентам не всегда уделяют должное внимание.

    «Допустим, в поле работает Сергей Карасев (судья ФИФА. – «Ведомости. Спорт»), а на VAR – молодой Евгений Буланов (проводит первый сезон в РПЛ. – «Ведомости. Спорт»), – приводит пример Федотов. – Буланов вряд ли решится что-то сказать Карасеву. У него в голове сидит, что Сережа – арбитр ФИФА, входит в топ Европы, лучший в России. «Как я могу позвать Карасева к монитору?» В этом и есть проблема. Этот менталитет «я крутой, а ты никто» должны рубить на корню главы департаментов. Вы все одинаковые, получаете одинаковую плату за игру. А для этого молодым судьям надо вбить в голову, что Карасев такой же арбитр, как и они».