ФИФА заключила контракт с Fanatics на розничную торговлю во время ЧМ-2026
Коммерческие соглашения от турнира принесут федерации свыше $2,5 млрд«Ведомости. Спорт» выбирает самую значимую сделку прошедшей недели.
Международный гигант электронной коммерции и мерчандайзинга Fanatics заключил соглашение с Международной федерацией футбола (ФИФА) на организацию розничной торговли на всех стадионах и фестивалях для болельщиков во время чемпионата мира-2026. Специализирующаяся на производстве и продаже спортивной одежды и товаров, а также выпуске игровых карточек и другой атрибутики компания выступит официальным лицензиатом розничной торговли на месте проведения всех 104 матчей и дополнительных мероприятиях в 16 городах в трех странах. Турнир пройдет в США, Канаде и Мексике с 11 июня по 19 июля следующего года. Сумма сделки не разглашается.
Разогрев на КЧМ
Согласно прогнозу лондонской компании Pitch Marketing Group, чемпионат мира 2026 г. обещает стать самым прибыльным спортивным событием в истории: выручка ФИФА ожидается в пределах $10 млрд, констатирует The Athletic. Основными источниками дохода станут продажа прав на телетрансляции, спонсорство и коммерческие партнерства, реализация билетов и гостеприимство, а также лицензирование и розничная торговля. Fanatics сотрудничает с ФИФА с 2025 г., когда компания успешно продемонстрировала свои логистические и операционные возможности во время проведения клубного чемпионата мира (КЧМ).
Во время турнира Fanatics успешно управляла розничной торговлей на стадионах в 12 различных местах в 11 городах США. Это показало способность компании обеспечивать стабильный и качественный сервис в географически удаленных точках. В частности, компания использовала свои возможности производства «по требованию» и глобальную цепочку поставок для быстрого реагирования на ход турнира. Это позволило оперативно выпускать и пополнять запасы товаров, связанных с командами, или с ключевыми моментами матчей.
Успешный опыт проведения КЧМ предоставил Fanatics ключевые данные и знания, которые теперь будут использованы для планирования еще более масштабной операции во время ЧМ-2026. В рамках этого партнерства продукция Fanatics будет представлена более чем в 2000 точках продаж в розничных магазинах стадионов и на фестивалях болельщиков. Производитель будет сотрудничать с различными брендами и официальными партнерами ФИФА по продаже товаров, чтобы сформировать ассортимент фанатской атрибутики для всех 48 участвующих стран, отмечает Sportcal.
«Чемпионат мира по футболу-2026 – это уникальная возможность порадовать болельщиков крупнейшего в мире спортивного мероприятия нашими уникальными возможностями. Мы объединяем наш опыт в организации мероприятий и розничной торговле, закупках и мерчандайзинге, создании продукции и быстром производстве, чтобы обслуживать миллионы болельщиков в режиме реального времени. Именно такие задачи наша команда любит решать», – рассказал генеральный директор Fanatics Commerce Эндрю Лоу А Ки.
Помимо Fanatics, ФИФА заключила десятки партнерских соглашений с такими компаниями, как Coca-Cola, Adidas, Frito-Lay, Bank of America, Anheuser-Busch, Doordash, Airbnb и American Airlines. По данным ассоциации Sponsorship Marketing, объединяющей профессионалов в области спонсорского маркетинга, выручка ФИФА от этого источника дохода составит $2,693 млрд (на $927 млн больше, чем на предыдущем турнире).
Статусный монополист
Fanatics имеет обширную сеть партнерских отношений и спонсорских сделок, которые охватывают более 900 спортивных клубов, лиг и объектов по всему миру. Эти сделки сосредоточены не только на спонсорстве в традиционном понимании (размещение логотипа на форме), но и на управлении производством, розничной торговлей (онлайн и офлайн), коллекционированием и ставками.
Компания является основным партнером практически всех крупных спортивных профессиональных лиг США, выступая в качестве их официального оператора электронной коммерции и/или производителя формы и атрибутики. Fanatics сотрудничает с Национальной футбольной лигой (НФЛ), Национальной баскетбольной ассоциацией (НБА), Главной лигой бейсбола (МЛБ), Национальной хоккейной лигой (НХЛ), Главной лигой футбола (МЛС), гоночной серией NASCAR, Ассоциацией профессиональных гольфистов (PGA), Союзом европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) и многими другим влиятельными спортивными организациями.
Большинство контрактов с лигами заключены на долгосрочную перспективу – например, 20-летнее соглашение с НБА на выпуск карточек. Финансовые условия эксклюзивных контрактов Fanatics с лигами не разглашаются, но известно, что конкурент Panini платил МЛБ $20,4 млн в год только за лицензию на игровые карточки. Тем не менее исполнительный директор МЛБ Тони Кларка в интервью Bleacher Report заявил, что «сделка с Fanatics более чем в 10 раз превышает любой предыдущий контракт МЛБ на торговлю карточками».
Обоюдную заинтересованность в сотрудничестве гиганта электронной коммерции и спортивных лиг ярко иллюстрируют инвестиции турниров в Fanatics. К примеру, НФЛ и МЛБ впервые вложили по $150 млн в 2017 г., а пять лет спустя НФЛ дополнительно инвестировала $320 млн в Fanatics. Сейчас лиги и ассоциации игроков в совокупности владеют примерно 10% акциями компании, что демонстрирует огромную финансовую взаимосвязь и выгоду для обеих сторон.
Также Fanatics сотрудничает с ведущими европейскими футбольными клубами, управляя их официальными интернет-магазинами и поставками товаров. Среди них «Челси», ПСЖ, «Ювентус», «Манчестер Юнайтед» и многие другие. Кроме того, через подразделение Fanatics Authentic компания заключает эксклюзивные контракты на памятные вещи и автографы с такими звездами, как звезда НФЛ Том Брэди, футболист Харри Кейн, бейсболист Сохей Отани и баскетболисты Джейсон Тейтум и Виктор Вембаньяма.
Дела у Fanatics не всегда идут гладко из-за критики компании в связи с низким качеством продукции и антимонопольными обвинениями. В прошлом году случился скандал с новой игровой формой для команд МЛБ – комплекты, разработанные Nike и произведенные Fanatics, вызвали массовую критику со стороны игроков и болельщиков, писал Sports Business Journal. Белые штаны игроков были настолько тонкими, что просвечивались насквозь и выглядели как «подделка из дисконт-магазина» с маленькими буквами на фамилиях игроков и некачественными нашивками вместо вышивки. Кроме того, форма легко рвалась.
Из-за своей агрессивной стратегии получения эксклюзивных долгосрочных лицензий на торговлю и коллекционирование со всеми основными спортивными лигами Fanatics столкнулась с несколькими судебными исками, обвиняющими ее в создании монополии. В 2023 г. Panini подала в суд на Fanatics, обвиняя ее в антиконкурентном поведении, переманивании ключевых сотрудников и заключении эксклюзивных сделок с лигами, чтобы вытеснить конкурента с рынка, отмечает Front Office Sports. Судебная тяжба все еще продолжается.