«Поколение двухтысячных ждет экшн». Почему для НХЛ так важен Кэйл Макар
Методы борьбы за зрительскую аудиториюЗащитник «Колорадо Эвеланш» Кэйл Макар стал одним из главных героев завершившегося сезона Национальной хоккейной лиги (НХЛ). 23-летний хоккеист выиграл с «Колорадо» Кубок Стэнли и получил сразу два престижных индивидуальных приза — «Норрис Трофи» (лучшему защитнику) и «Конн Смайт Трофи» (лучшему игроку в плей-офф). «Ведомости. Спорт» объясняет, почему Кэйл Макар — важнейшая фигура для НХЛ прямо сейчас.
Получил клюшку, как только научился ходить
У Кэйла Макара славянские корни, о чем нетрудно догадаться по фамилии. Его прадедушка по отцовской линии переехал из Украины в Канаду. Дед и отец Кэйла были хоккейными тренерами, так что его будущее было предопределено. Тем более что и сам малыш полюбил возиться с клюшкой, едва научившись ходить.
Для будущей звезды НХЛ родители оборудовали в доме специальную комнату, где он мог отрабатывать свои скиллы. Маленький Кэйл даже пылесолил комнату, имитируя движения ледозаливочной машины.
Родители поощряли творческое начало в сыне и не ругали его за ошибки. Отсюда его безудержная лихость в атаке и множество атакующих приемов. Макар был заметным игроком уже в детских командах своего родного Калгари.
На драфте НХЛ-2017 «Колорадо» выбрало молодого защитника под общим четвертым номером. В «Филадельфии Флайерз» до сих пор кусают локти: «Летчики», выбиравшие вторыми, позарились на центрального нападающего Нолана Патрика, который из-за травм пока так и не заиграл в НХЛ.
Кэйла Макара пригласили в сборную Канады на Олимпийские игры-2018 в Пхенчхане. Однако он отверг это предложение, решив не прерывать учебу в университете Массачусетса в Амхерсте.
В 2019 г. он помог своей команде пробиться в финал NCAA (студенческого чемпионата), получил Hobey Baker Award (приз лучшему игроку турнира) и только тогда счел, что готов для дебюта в НХЛ.
Макар сразу же попал в пекло плей-офф-2019, но ничуть не стушевался, набрав в 10 матчах 6 (1+5) очков. Было очевидно, что юноша готов для больших дел.
В следующем сезоне «Колорадо» расчистило под Макара место основного атакующего защитника, обменяв в «Торонто Мейпл Лифс» Тайсона Бэрри. Для «Эвеланш» этот ход оказался вдвойне выгодным — за Бэрри «Лавины» получили еще одного героя нынешнего плей-офф Назема Кадри.
В сезоне 2019/20 Макар набрал 50 очков в 57 матчах, через год вышел на показатель «очко за игру» — 44 балла в 44 матчах. В нынешнем сезоне от отыграл 77 матчей в «регулярке», а его продуктивность выросла до уровня элитных форвардов — 86 (28+58) очков. В плей-офф Макар стал самым результативным игроком «Колорадо» — 29 (8+21) баллов, и это при наличии в составе «Лавин» таких отличных нападающих как Нэтан Маккиннон, Микко Рантанен и Габриэль Ландескуг.
Что не так с индивидуальными призами Макара
Главным конкурентом Макара в борьбе за «Норрис Трофи» был Роман Йоси из «Нэшвилл Предаторз». Швейцарец провел сезон еще более результативно, чем Кэйл, — 96 (23+73) очков. Йоси установил рекорд для защитников в XXI веке и рекорд франшизы.
Однако в голосовании Ассоциации профессиональных хоккейных журналистов с небольшим отрывом победил Макар. При этом Йоси получил больше первых мест. Но вот журналист из Денвера применил не вполне честный прием: понимая, кто может отнять «Норриса» у Макара, он вообще не включил Йоси в первую пятерку.
Макар — один из самых зрелищных игроков лиги в атаке. И никто не будет с этим спорить. Но все же «Норрис» — приз лучшему защитнику, а над оборонительными навыками Кэйлу еще нужно немало работать. Особенно — прибавлять в тактической грамотности.
Ярчайший пример — гол в финале плей-офф, который организовал в ворота «Колорадо» Никита Кучеров, даже не касаясь шайбы. Форвард «Тампы» показал, что он открывается в угол площадки, за ним рванул Макар, оголив пятачок, а Стивен Стэмкос отдал шайбу одинокому Онджею Палату. И такие моменты, когда защитник «Колорадо» теряет своего игрока и открывает зону для атакующего соперника, случаются достаточно регулярно.
К «Конн Смайт Трофи» вопросов меньше. В конце концов Макар — самый результативный игрок чемпионской команды. Другой фактор — в этом плей-офф в «Колорадо» не было явно выделяющегося лидера. Героями Кубка Стэнли стали Валерий Ничушкин и Назем Кадри, но это хоккеисты все же другого статуса. Их исключительная полезность в плей-офф найдет отражение в будущих контрактах, но для завоевания индивидуальных призов подходят более эффектные хоккеисты.
При этом финальную серию плей-офф с «Тампой» Макар завершил с отрицательным показателем полезности (минус четыре), а плюс у него был только в одном из шести матчей серии, когда «Колорадо» добилось крупной победы (7:0). Правда, этот факт не смутил журналистов, которые единогласно поставили Макара на первое место.
Как НХЛ создает образ молодого героя
Но все встанет на свои места, если внимательно посмотреть на последние тренды в НХЛ. Лига забила тревогу, когда были опубликованы данные по темпам взросления телеаудитории. В НХЛ она «постарела» с 2000 по 2016 гг. на 16 лет. Если в начале века среднестатистическому зрителю было 33 года, то в 2016 г. — уже 49.
Средний возраст телеаудитории увеличивается в любом виде спорта — молодежь предпочитает телевидению интернет. Но ни в одной из основных североамериканских профессиональных лиг не было такого резкого скачка. Для сравнения: телезритель Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) «повзрослел» за этот же период всего на два года — с 40 до 42 лет.
Лига разработала целый ряд мер, чтобы переломить ситуацию. И ей понадобились молодые герои. Тот же «Норрис Трофи» с 2016 г. каждый раз получает новый хоккеист, а год назад трофей достался Адаму Фоксу из «Нью-Йорк Рейнджерс». Тогда ему было 23 года, как и сейчас Макару, и тогда точно так же выбор казался неочевидным: парень, безусловно, талантливый, но как можно отдавать трофей при живых Романе Йоси, Викторе Хедмане и Дрю Даути. Пусть они уже и получали свой «Норрис».
Понятно, что это лишь один из приемов в борьбе за молодых болельщиков.
В 2016 г. директором по марекетингу НХЛ была назначена Хайди Браунинг, ранее работавшая на аналогичной должности в стриминговой компании Pandora. Это сервис, собирающий данные о музыкальных предпочтениях людей и предлагающий им потом наиболее подходящие композиции и мероприятия.
Она и занялась привлечением новых болельщиков. «Особый интерес представляют поколение двухтысячных и поколение Z. Я верю, что наш вид спорта взаимосвязан с установками и поведением этих людей, так как они ждут экшн. И мы совершенно точно хотим привлечь больше женщин», — говорила Браунинг после назначения. Лига, считавшаяся очень консервативной, стала применять новые технологии и полностью пересмотрела свою стратегию по отношению к болельщикам.
И положительные сдвиги не заставили себя ждать. В 2021 г. НХЛ заключила семилетний телеконтракт с The Walt Disney Company, которая владеет каналами ESPN и ABC, на $420 млн в год. Еще один пакет телеправ приобрела Turner Sports, он оценивался в $225 млн. С учетом канадских бродкастеров общая стоимость телеправ в Северной Америке составила около $1 млрд.
В июне комиссионер лиги Гэри Бэттмен заявил, что НХЛ получит в сезоне 2021/22 рекордные доходы, которые, по прогнозам, превысят $5,2 млрд. В последний допандемийный сезон они составили чуть более $4,6 млрд.