«Поколение двухтысячных ждет экшн». Почему для НХЛ так важен Кэйл Макар

    Методы борьбы за зрительскую аудиторию
    Кэйл Макар с «Конн Смарт Трофи» /Matthew Stockman / Getty Images

    Защитник «Колорадо Эвеланш» Кэйл Макар стал одним из главных героев завершившегося сезона Национальной хоккейной лиги (НХЛ). 23-летний хоккеист выиграл с «Колорадо» Кубок Стэнли и получил сразу два престижных индивидуальных приза — «Норрис Трофи» (лучшему защитнику) и «Конн Смайт Трофи» (лучшему игроку в плей-офф). «Ведомости. Спорт» объясняет, почему Кэйл Макар — важнейшая фигура для НХЛ прямо сейчас.

    Получил клюшку, как только научился ходить

    У Кэйла Макара славянские корни, о чем нетрудно догадаться по фамилии. Его прадедушка по отцовской линии переехал из Украины в Канаду. Дед и отец Кэйла были хоккейными тренерами, так что его будущее было предопределено. Тем более что и сам малыш полюбил возиться с клюшкой, едва научившись ходить.

    Для будущей звезды НХЛ родители оборудовали в доме специальную комнату, где он мог отрабатывать свои скиллы. Маленький Кэйл даже пылесолил комнату, имитируя движения ледозаливочной машины.

    Родители поощряли творческое начало в сыне и не ругали его за ошибки. Отсюда его безудержная лихость в атаке и множество атакующих приемов. Макар был заметным игроком уже в детских командах своего родного Калгари.

    Юный Кэйл Макар /сайт НХЛ

    На драфте НХЛ-2017 «Колорадо» выбрало молодого защитника под общим четвертым номером. В «Филадельфии Флайерз» до сих пор кусают локти: «Летчики», выбиравшие вторыми, позарились на центрального нападающего Нолана Патрика, который из-за травм пока так и не заиграл в НХЛ.

    Кэйла Макара пригласили в сборную Канады на Олимпийские игры-2018 в Пхенчхане. Однако он отверг это предложение, решив не прерывать учебу в университете Массачусетса в Амхерсте.

    В 2019 г. он помог своей команде пробиться в финал NCAA (студенческого чемпионата), получил Hobey Baker Award (приз лучшему игроку турнира) и только тогда счел, что готов для дебюта в НХЛ.

    Макар сразу же попал в пекло плей-офф-2019, но ничуть не стушевался, набрав в 10 матчах 6 (1+5) очков. Было очевидно, что юноша готов для больших дел.

    В следующем сезоне «Колорадо» расчистило под Макара место основного атакующего защитника, обменяв в «Торонто Мейпл Лифс» Тайсона Бэрри. Для «Эвеланш» этот ход оказался вдвойне выгодным — за Бэрри «Лавины» получили еще одного героя нынешнего плей-офф Назема Кадри.

    В сезоне 2019/20 Макар набрал 50 очков в 57 матчах, через год вышел на показатель «очко за игру» — 44 балла в 44 матчах. В нынешнем сезоне от отыграл 77 матчей в «регулярке», а его продуктивность выросла до уровня элитных форвардов — 86 (28+58) очков. В плей-офф Макар стал самым результативным игроком «Колорадо» — 29 (8+21) баллов, и это при наличии в составе «Лавин» таких отличных нападающих как Нэтан Маккиннон, Микко Рантанен и Габриэль Ландескуг.

    Что не так с индивидуальными призами Макара

    Главным конкурентом Макара в борьбе за «Норрис Трофи» был Роман Йоси из «Нэшвилл Предаторз». Швейцарец провел сезон еще более результативно, чем Кэйл, — 96 (23+73) очков. Йоси установил рекорд для защитников в XXI веке и рекорд франшизы.

    Однако в голосовании Ассоциации профессиональных хоккейных журналистов с небольшим отрывом победил Макар. При этом Йоси получил больше первых мест. Но вот журналист из Денвера применил не вполне честный прием: понимая, кто может отнять «Норриса» у Макара, он вообще не включил Йоси в первую пятерку.

    Макар — один из самых зрелищных игроков лиги в атаке. И никто не будет с этим спорить. Но все же «Норрис» — приз лучшему защитнику, а над оборонительными навыками Кэйлу еще нужно немало работать. Особенно — прибавлять в тактической грамотности.

    Ярчайший пример — гол в финале плей-офф, который организовал в ворота «Колорадо» Никита Кучеров, даже не касаясь шайбы. Форвард «Тампы» показал, что он открывается в угол площадки, за ним рванул Макар, оголив пятачок, а Стивен Стэмкос отдал шайбу одинокому Онджею Палату. И такие моменты, когда защитник «Колорадо» теряет своего игрока и открывает зону для атакующего соперника, случаются достаточно регулярно.

    К «Конн Смайт Трофи» вопросов меньше. В конце концов Макар — самый результативный игрок чемпионской команды. Другой фактор — в этом плей-офф в «Колорадо» не было явно выделяющегося лидера. Героями Кубка Стэнли стали Валерий Ничушкин и Назем Кадри, но это хоккеисты все же другого статуса. Их исключительная полезность в плей-офф найдет отражение в будущих контрактах, но для завоевания индивидуальных призов подходят более эффектные хоккеисты.

    При этом финальную серию плей-офф с «Тампой» Макар завершил с отрицательным показателем полезности (минус четыре), а плюс у него был только в одном из шести матчей серии, когда «Колорадо» добилось крупной победы (7:0). Правда, этот факт не смутил журналистов, которые единогласно поставили Макара на первое место.

    Как НХЛ создает образ молодого героя

    Но все встанет на свои места, если внимательно посмотреть на последние тренды в НХЛ. Лига забила тревогу, когда были опубликованы данные по темпам взросления телеаудитории. В НХЛ она «постарела» с 2000 по 2016 гг. на 16 лет. Если в начале века среднестатистическому зрителю было 33 года, то в 2016 г. — уже 49.

    Средний возраст телеаудитории увеличивается в любом виде спорта — молодежь предпочитает телевидению интернет. Но ни в одной из основных североамериканских профессиональных лиг не было такого резкого скачка. Для сравнения: телезритель Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) «повзрослел» за этот же период всего на два года — с 40 до 42 лет.

    Лига разработала целый ряд мер, чтобы переломить ситуацию. И ей понадобились молодые герои. Тот же «Норрис Трофи» с 2016 г. каждый раз получает новый хоккеист, а год назад трофей достался Адаму Фоксу из «Нью-Йорк Рейнджерс». Тогда ему было 23 года, как и сейчас Макару, и тогда точно так же выбор казался неочевидным: парень, безусловно, талантливый, но как можно отдавать трофей при живых Романе Йоси, Викторе Хедмане и Дрю Даути. Пусть они уже и получали свой «Норрис».

    Понятно, что это лишь один из приемов в борьбе за молодых болельщиков.

    В 2016 г. директором по марекетингу НХЛ была назначена Хайди Браунинг, ранее работавшая на аналогичной должности в стриминговой компании Pandora. Это сервис, собирающий данные о музыкальных предпочтениях людей и предлагающий им потом наиболее подходящие композиции и мероприятия.

    Она и занялась привлечением новых болельщиков. «Особый интерес представляют поколение двухтысячных и поколение Z. Я верю, что наш вид спорта взаимосвязан с установками и поведением этих людей, так как они ждут экшн. И мы совершенно точно хотим привлечь больше женщин», — говорила Браунинг после назначения. Лига, считавшаяся очень консервативной, стала применять новые технологии и полностью пересмотрела свою стратегию по отношению к болельщикам.

    И положительные сдвиги не заставили себя ждать. В 2021 г. НХЛ заключила семилетний телеконтракт с The Walt Disney Company, которая владеет каналами ESPN и ABC, на $420 млн в год. Еще один пакет телеправ приобрела Turner Sports, он оценивался в $225 млн. С учетом канадских бродкастеров общая стоимость телеправ в Северной Америке составила около $1 млрд.

    В июне комиссионер лиги Гэри Бэттмен заявил, что НХЛ получит в сезоне 2021/22 рекордные доходы, которые, по прогнозам, превысят $5,2 млрд. В последний допандемийный сезон они составили чуть более $4,6 млрд.