Как мама сэкономила Александру Овечкину $3,7 млн
Истории из новой книги про хоккеиста «Звезда по имени Ови»В сезоне 2024/25 Александр Овечкин переоформил на свое имя казавшийся вечным рекорд Уэйна Гретцки по голам в регулярных чемпионатах Национальной хоккейной лиги (НХЛ), а теперь приближается к другому достижению великого канадца – 1016 шайб с учетом плей-офф. Чтобы добраться до этой космической цифры, Овечкину нужно забить еще 32 раза. И хотя 40-летний нападающий «Вашингтона» начал сезон 2025/26 не так резво, как обычно (10+10 за 22 матча), многие эксперты и болельщики верят – у него получится. И даже если нет, статус легенды мирового спорта Овечкину уже обеспечен. И не только благодаря успехам на льду – открытость, эмоциональность, коммуникабельность располагают к себе публику по обе стороны океана и во многом объясняют глобальную (что редкость для хоккеистов) популярность игрока. Про него готовы смотреть/слушать/читать снова и снова. В ноябре раздел литературы об Овечкине пополнила новинка от ИД «Комсомольская правда». Автором «Звезды по имени Ови» стал заместитель главного редактора газеты Павел Садков. На презентации он признался, что писал книгу «для простых людей» про «простые истории», но стремился «нащупать, что он [Овечкин] скрывает», и «сделать слепок времени», встраивая главные события биографии игрока в исторический контекст. А за инсайды в тексте отвечает увлекательное интервью с Павлом Лысенковым, главным хоккейным журналистом страны. Возможно, следующую книгу об Овечкине напишет именно он. А пока «Ведомости. Спорт» публикует отрывок из недавно вышедшего издания – о начале карьеры звездного хоккеиста в НХЛ.
***
Владелец «Вашингтон Кэпиталз» Тед Леонсис рассказывал о том, как его штаб решил остановиться на Овечкине.
«Во время драфта 2004 г. я владел «Вашингтон Кэпиталз» уже четыре с половиной года, – говорил он. – Когда стало известно, что мы получили право первого выбора, я подумал: «О, здорово!» и позвонил генеральному менеджеру Джорджу Макфи: «Отлично, но кого мы возьмем?» В те годы игра молодых хоккеистов никак не освещалась, не было ничего подобного тому, что происходит сейчас. Мне сказали, что есть два игрока – Алекс Овечкин и Евгений Малкин, один центральный нападающий, другой крайний. Мне прислали диск с видео, я тут же вставил его в свой компьютер, и в углу экрана открылось маленькое окно, в котором едва можно было что-либо рассмотреть. Так мы решали будущее нашего клуба. Наш скаут в России сказал, что они оба будут великими игроками уровня Зала славы. Но нам нужен был центрфорвард. И в Овечкине есть что-то магическое. Мы видели его скорость, его энергию и то, что он много забивает, а также здорово прибавляет в конце матча. Поэтому мы поехали в Каролину и задрафтовали Алекса. Там впервые его увидел, я не ездил в Россию, чтобы посмотреть, как он играет».
***
Овечкин продолжал играть за молодежку, а в сезоне 2004/05 сумел сделать то, что не удалось его маме, – он стал чемпионом страны в составе «Динамо»!
Удивительно, но факт! За свою великую карьеру в сборной (по баскетболу. – «Ведомости. Спорт») Татьяна Николаевна собрала полную коллекцию всех самых престижных мировых титулов, но так ни разу и не сумела выиграть золото чемпионата страны. В годы ее спортивной карьеры в этом виде спорта властвовали баскетболистки из рижской команды ТТТ, время от времени титул забирали другие клубы, но, увы, не «Динамо».
В 2005 г. Овечкин завоевал и свои первые медали взрослого чемпионата мира. В Австрии наша команда под руководством Владимира Крикунова получила бронзовые награды. Саша сыграл восемь матчей, забросил пять шайб и сделал три результативных передачи. В том числе одна шайба и две передачи на его счету в матче за третье место. Овечкин, кстати, всегда высказывал парадоксальную мысль, что бронза на чемпионатах мира лучше серебра. Потому что заканчивать турнир поражением в финале куда хуже, чем победой в игре за 3-е место.
Специалисты назвали 19-летнего нападающего одним из лидеров команды. А он знал, что уже осенью ему предстоит провести свой первый матч за «Вашингтон»!
Теперь Саше было чем похвастаться перед мамой. И помочь. Тогда у баскетбольного «Динамо» с деньгами было плохо, его мама и отец все силы прикладывали, чтобы содержать команду, свое отдавали. И Саша, конечно, в стороне не оставался, помогал чем мог.
***
В те годы отношения между нашим хоккеем и НХЛ складывались странно. Футбольные клубы научились прилично зарабатывать на трансферах игроков, а хоккеисты уезжали в Америку или бесплатно, или за символические деньги. Самим игрокам, конечно, было все равно – все замыкалось на личные контракты.
Но столичное «Динамо», уже смирившись с тем, что потеряет свою юную звезду, приложило все усилия, чтобы на ней хотя бы заработать. Если бы у Овечкина был действующий контракт с клубом, «Вашингтону» пришлось бы выплатить какую-то компенсацию москвичам. Может, и не $2 млн, как просило «Динамо», но все равно сумма была бы значительной.
Но контракт у Овечкина закончился, а новый он заключил с омским «Авангардом», который готов был отпустить игрока в НХЛ без компенсации. По тогдашним законам нашего хоккея «Динамо» имело право предложить игроку свой контракт на сумму не меньшую, чем «Авангард», что оно вроде как и сделало...
Но потом Саша просто уехал в Вашингтон, не участвуя в спорах юристов. А руководители «Динамо» еще долго судились, высказывали претензии и требовали денег от «Вашингтона». Впрочем, все их усилия так ни к чему и не привели. Но, что важно, эта история не испортила отношений между Сашей и клубом.
***
В 2005 г. Овечкина встречали в Вашингтоне как суперзвезду. И в этом, конечно, было что-то иррациональное. Ну едет к вам очень крутой новичок, но он же не волшебник, который̆ превратит заштатную, объективно говоря, команду в лидера лиги. Или превратит? Американцы все-таки умеют верить в чудеса и ценить тех самых «куриц, несущих золотые яйца». Прозвище Александр Великий в Вашингтоне начали использовать сразу.
На первую игру Овечкина, которая состоялась 5 октября 2005 г., собралась полная арена – 16 325 болельщиков. В ложе президента клуба Теда Леонсиса расположились папа и мама новичка команды.
Для того чтобы привыкнуть к НХЛ, Саше потребовалось... 40 секунд. Уже на первой минуте он впечатал защитника «Коламбуса» Ростислава Суши в борт. Удар оказался такой силы, что работникам арены пришлось срочно менять стекло, отделяющее игроков от зрителей.
Парень явно приехал с хорошим настроем. На 8-й минуте второго периода он забросил свою первую шайбу в НХЛ, сравняв счет в матче – 1:1. Потом гости снова вышли вперед, но Саша сделал счет 2:2. Дожал «Коламбус» напарник Овечкина Дайнюс Зубрус – 3:2. Ревущая арена провожала аплодисментами и клуб, и своего великолепного новичка.
«Хотел заявить о себе с самого начала», – сказал он после матча о силовом приеме.
В тот день Саша впервые в НХЛ показал на небо, забросив шайбу, посвятив успех брату Сергею (он погиб в автокатастрофе в 1995 г. – «Ведомости. Спорт»).
***
Своего дома у Саши на первых порах не было, его приютил у себя генеральный менеджер «Вашингтона». И это тоже восприняли как знак особого отношения к новичку. О первых днях Ови в клубе рассказывал через два десятка лет после дебюта владелец клуба Тед Леонсис.
«Первые недели он жил у Джорджа Макфи, – вспоминал он. – Ови тогда не очень хорошо говорил на английском, а однажды Джордж позвонил мне и сказал: «Мне на время нужно избавиться от этого парня, у меня накопились кое-какие семейные дела. Можешь забрать его на день?» Он высадил его у нашего дома, и теперь я должен был провести время с Алексом. Мы решили устроить небольшое барбекю. Моему сыну тогда было, наверное, лет 16, мы жарили мясо, а они пошли играть в баскетбол. И вот что я помню: он всерьез играл в баскетбол с моим сыном и его приятелями. Я смотрел на них и думал: «О боже, он сейчас сломает себе колено прямо у меня дома».
Потом он пошел плавать, и я поговорил с ним один на один у бассейна: «Знаешь, сейчас мы плохая команда, но так задумано. Это займет некоторое время, но мы хотим построить команду вокруг тебя. Верь в нас, а мы поверим в тебя».
Так и вышло. Замечательно, что у нас уже 20 лет есть такой игрок, который никогда не просил, чтобы его обменяли или чтобы уволили какого-либо тренера. Он всегда был невероятно сосредоточен на команде и предан ей».
***
Саша, с детства подчиненный спортивной дисциплине, в Америке не растерялся, хоть и тратил, по его собственным словам, огромные деньги на роуминг. Потом выбрал себе дом с шестью комнатами (такие подробности о жилье хоккеистов в 2000-е воспринимались российскими читателями с жадностью – столько-то спален, бассейн, спортзал), а жил в съемной квартире.
На английском, пусть и с ошибками, Саша заговорил сразу, а от переводчика отказался: «Зачем он мне?»
Единственный, пожалуй, вид роскоши, которому уступал аскет Овечкин, – машины. Они были у него всегда (ну, с момента появления больших гонораров, конечно). По приезде в США он взял себе «Кадиллак», по которому его и узнавали местные болельщики. Но при этом он поражал и руководство клуба, и фанатов своей простотой.
Снова дадим слово Теду Леонсису.
«Мы устроили вечеринку для владельцев сезонных абонементов, – вспоминал он. — Начало в 17:00, я пришел туда в 17:05, Алекс уже был там и ел дыню. Мы подготовили фрукты для гостей, и я не знаю, ел ли он когда-нибудь настолько же сладкую и свежую дыню. Он уплетал кусок за куском, а потом он стоял снаружи и пожимал руки каждому гостю. Все видели его энергию и харизму, он с радостью встречал всех. Его никто не заставлял, и он не притворялся. Он был настоящим».
<…>
В 2008 г. Александру Овечкину предложили рекордный контракт в истории НХЛ. Переговоры вел сам владелец «Вашингтон Кэпиталз» Тед Леонсис. Матерый бизнесмен, который превратил убыточный клуб в доходный и сделал его одним из символов столицы США. Сторону Овечкина представляла... его мама. За 14 месяцев до переговоров наш хоккеист отказался от услуг известного агента Дона Михана, и теперь перед зубрами индустрии предстала Татьяна Николаевна.
Переговоры длились больше четырех часов. Татьяна Овечкина, которая уже была президентом женского баскетбольного «Динамо», вела дело твердой рукой.
Условия этого соглашения вошли в историю мирового спорта и потрясли НХЛ. Впервые контракт хоккеиста составил больше $100 млн, а если быть точнее – $124 млн. Соглашение было рассчитано на 13 лет. Первые шесть Саша получал по 9 млн, а потом семь лет – по 10. Американские журналисты посчитали, что в тот день мама сэкономила сыну по меньшей мере $3,72 млн.
Генеральный менеджер «Вашингтона» Джордж Макфи рассказывал потом: «Я бы не назвал ее бескомпромиссной, потому что она действительно шла на компромисс. Но мама Алекса очень сильная, очень заботливая. И она знает, чего хочет».
Александру Овечкину было всего 22 года, когда он подписал рекордный контракт, связав жизнь с «Вашингтоном».