Спускали шины Бьорндалену и не простили Логинову допинг-кейс. Истории о братьях Бе

    В Пекине Йоханнес и Тарьей трижды поднимались на подиум
    Йоханнес и Тарьей Бе /Christian Manzoni / NordicFocus / Getty Images

    На Играх в Пекине выступило множество братьев и сестер, чаще — в одной дисциплине. Фристайлисты Илья и Максим Буровы представляли сборную Олимпийского комитета России (ОКР) в акробатике, где Илья стал бронзовым призером, шведки Ханна и Эльвира Эберг выиграли золото в женской биатлонной эстафете, венгерские шорт-трекисты китайского происхождения Шаолинь и Шаоанг Лю завоевали бронзу в эстафете.

    Но среди всех родственников на Олимпиаде выделяются норвежцы Йоханнес и Тарьей Бе, ставшие первыми братьями в биатлоне, одновременно оказавшимися на пьедестале Игр в личной гонке. Йоханнес выиграл спринт, а Тарьей завоевал бронзу. Кроме того, в Пекине братья стали олимпийскими чемпионами в смешанной и мужской эстафетах.

    Достижения норвежцев делают их самыми успешными братьями в истории зимних Игр. На счету старшего Бе — 33-летнего Тарьея — пять олимпийских наград (три золота). А 28-летний Йоханнес — уже пятикратный олимпийский чемпион (всего — восемь медалей). При этом они оба выигрывали Кубок мира по биатлону. Тарьей сделал это однажды (в сезоне 2010/11), а Йоханнес становится лучшим биатлонистом КМ на протяжении трех сезонов подряд — с 2018/19 по 2020/21. Младший Бе также является 12-кратным чемпионом мира, старший — 11-кратным.

    Помимо спортивных достижений, норвежские биатлонисты запомнились неординарными выходками и громкими заявлениями. «Ведомости. Спорт» — о самых ярких историях с участием братьев Бе.

    Спустили шины восьмикратному олимпийскому чемпиону

    Весной 2014 г. братья Бе и их партнер по сборной Норвегии, четырехкратный чемпион Олимпиады, Эмиль Хегле Свендсен были оштрафованы. Каждый заплатил по 100 000 норвежских крон (около 600 000 руб. по тому курсу) за «нарушение этических рекомендаций биатлонной федерации, неприемлемое поведение и вандализм в состоянии алкогольного опьянения». Об этом братья Бе написали в автобиографии «Братская сила», вышедшей в сентябре минувшего года.

    Инцидент произошел в марте 2014 г. после неудачного выступления братьев на Олимпиаде в Сочи — Тарьей ни в одной личной гонке не попал даже в двадцатку сильнейших и стал четвертым в эстафете вместе с Йоханнесом и Эмилем. Старший Бе планировал реабилитироваться за провальные Игры на этапе Кубка мира в Поклюке. Но после слабого выступления в спринте (Тарьей финишировал 29-м, Йоханнес — 30-м, Свендсен — 33-м) трое норвежцев решили расслабиться на вечеринке. В Поклюке очень кстати организовали ежегодный банкет для спортсменов и тренеров в честь окончания сезона.

    «Спустя несколько часов мы покидали клуб и на пути к отелю заметили машину Уле Эйнара Бьорндалена. «Разве не прикольно спустить воздух из шин?» — сказал кто-то из нас, а остальные закивали. Мы выбрали автомобили тех, кого лучше всех знали (австрийских, шведских биатлонистов и Бьорндалена — «Ведомости. Спорт»). Думали, что они поймут шутку. Выкачали воздух банковскими карточками. Не весь, а только немного. А потом пошли спать», — вспоминал Тарьей в книге.

    На следующее утро во время пробежки Бьорндален рассказал команде, что собирался провести лыжную тренировку, но не смог доехать до стадиона из-за спущенных шин. «Мы почувствовали легкое угрызение совести», — признался старший Бе. Но троица шутников решила не рассказывать о произошедшем.

    Все изменилось, когда они увидели Бьорндалена на ресепшене. Уле-Эйнар хотел получить доступ к камерам наблюдения, потому что собирался подать заявление в полицию за нанесенный ущерб.

    «На пробежке вокруг озера он выглядел спокойным, а теперь вот такое? — недоумевал Тарьей. — Камеры наблюдения? В сборной мы могли многое позволять себе, но поняли, что на этот раз перегнули палку. Мы решили, что ему будет лучше узнать правду от нас. Поэтому, после обеда Йоханнес, Эмиль и я подошли к Уле-Эйнару и все рассказали».

    Бьорндален не оценил шутку партнеров по команде и обвинил их в непрофессионализме: своей выходкой норвежцы помешали его подготовке к следующим гонкам. Но Уле-Эйнар оценил честность братьев и Свендсена. Австрийцы и шведы приняли новость о шалости норвежцев с юмором. Конфликт был исчерпан.

    Правда, вскоре выяснилось, что для братьев Бе история еще не закончилась. Через несколько дней спортсменам выписали штраф — 100 000 крон (около 10 000 евро) за «вандализм» и «неприемлемое поведение». Сумма заметно превышала призовые за второе место в личной гонке этапа Кубка мира 2013/14. Братья были поражены. «Мы чувствовали, что штраф был совершенно несоразмерен с проступком, а вскоре все стало еще хуже», — писал Тарьей.

    Федерация биатлона Норвегии наказала спортсменов не только штрафами, но и общественным порицанием. Братья узнали, что кто-то из руководства сообщил о случившемся всем тренерам, спортсменам и другим лицам, состоящим в федерации. Спустя время информация об инциденте дошла до прессы. Журналисты пытались дозвониться до братьев Бе, и даже столпились у их номера в отеле.

    «Никто из руководства с нами не связался: ни звонков, ни диалога — ничего. Мы приносили им золото за золотом, трудились, чтобы национальная сборная стала привлекательной для спонсоров, а они отвернулись от нас. Мы гордимся выступать за Норвегию — команду, которая остается вместе в радости и в горе, с федерацией, которая способствует нашим спортивным успехам. Но тогда уважительные отношения надломились».

    Братья Бе и Свендсен сами организовали пресс-конференцию, на которой ответили на все интересующие журналистов вопросы и закрыли тему.

    «Мошенник»: братья не простили Логинову допинг из прошлого

    Российский биатлонист Александр Логинов, выигравший две бронзы на Играх в Пекине, отбыл два года дисквалификации за употребление допинга — с 2014 по 2016 гг. После возвращения в спорт он отказывался говорить об этом и ни разу не извинился. Это огорчило не только братьев Бе, но и многократного обладателя Кубка мира Мартена Фуркада, шведа Себастьяна Самуэльссона и других топов. На фоне претензий биатлонного сообщества у Тарьея затаилась личная обида на Логинова.

    На чемпионате мира-2020 Александр выиграл золото в спринте и лишил старшего Бе бронзовой медали — норвежец откатился на четвертую строчку.

    «С бронзой я мог бы жить. После сильно проведенной гонки она чувствовалась как победа. Но затем появился биатлонист, не заслуживавший находиться на турнире. Первым на финиш пришел мошенник Александр Логинов из России. У меня в глазах потемнело, когда он выиграл. Воняло. И запах становился все сильнее», — написал Тарьей в автобиографии.

    Старший Бе отметил, что Йоханнес после того спринта не давал резких комментариев, чтобы у СМИ не было возможности сделать провокационный материал. «Он ответил сдержанно, сказав, что мы должны поздравить Логинова вне зависимости от его прошлого. Я знаю настоящую позицию Йоханнеса, но он не желал давать повод для громких заголовков».

    Тарьей ожидал от Логинова комментариев на пресс-конференции, но их не последовало. «Он задолжал всем нам ответ», — настаивал на своем Бе.

    Йоханнес упустил крупный контракт с «Ред Булл» из-за конфликта интересов

    В 2018 г. компания по производству энергетических напитков «Ред Булл» предложила Йоханнесу Бе спонсорский контракт. Союз биатлонистов Норвегии выступил против этой сделки — в федерации посчитали, что основные спонсоры национальной сборной выразили бы свое недовольство и отказались от сотрудничества.

    «Я чувствовал, что зажат в угол. Скажу компании «нет» — упущу возможность обеспечить себя на годы вперед. А если скажу «да» — сборная потеряет большие доходы. Я предложил свое бесплатное участие в рекламных кампаниях спонсоров, но этого было мало. Казалось, что союз уже принял решение. Мои аргументы не помогли», — писал Йоханнес.

    В мае 2021 г. младший Бе подписал контракт с сетью автозаправок — сумма соглашения составила около 2,5 млн евро. Биатлонист получит эти деньги за пять лет.

    Целитель спас карьеру 23-летнего Тарьея

    После триумфального сезона 2010/11 и победы в общем зачете Кубка мира, карьера Тарьея оказалась под угрозой. У биатлониста обнаружили бактериальную инфекцию TWAR. Бе не мог избавиться от нее с помощью традиционной медицины и прибегнул к альтернативному лечению.

    «Эта инфекция может быть очень опасной для топ-спортсменов. Я слышал, что кто-то умирал от нее, и что, если зараженный TWAR будет много тренироваться, его карьера может быть уничтожена. Моя первая мысль после новости о болезни — я отнесусь к этому очень серьезно», — писал Тарьей.

    Последней надеждой старшего Бе стал некий «лекарь Бьорн из Тронделага», которого спортсмену посоветовал менеджер двукратного олимпийского чемпиона Петера Нортуга.

    «Он стал нажимать на некоторые зоны на моих ступнях, и меня наполнило странное ощущение. Его руки были теплые, было больно, и я увидел, как ему самому становится больно. Боль была такой большой, казалось, что он режет ножом по пальцам. Он не давил жестко, но энергия была невероятной. Казалось, будто ноги истекают кровью».

    Сеанс оказался эффективным и, по мнению Тарьея, именно Бьорн помог ему избавиться от инфекции.

    В сезоне 2012/13 примеру старшего брата последовал Йоханнес и тоже остался доволен.

    «Сначала он прикоснулся к моим ногам, потом к рукам и груди. Я чувствовал, как тепло растекается по телу до самого сердца. Ранее я никогда так не ощущал свое тело. Это было подобно чистке, взрыву, после которого грязь вышла наружу. Я не понимаю, как ему это удалось, но после сеанса я ощутил свежесть. Я пришел к нему с тяжелыми ногами, а ушел с большой легкостью».

    Другие материалы в сюжете