«У нас зарплаты обычных людей». Биатлонистка Кристина Резцова о доходах, расходах и пользе вышивания

    Большой разговор с лидером женской сборной
    Кристина Резцова /ТАСС

    Кристина Резцова из знаменитой спортивной семьи. Мама – трехкратная олимпийская чемпионка (что уникально – по биатлону и лыжным гонкам) Анфиса Резцова, отец – заслуженный тренер России Леонид Резцов, а старшая сестра – призер этапов Кубка мира и чемпионка Европы Дарья Виролайнен.

    В юниорах Кристина больше запомнилась не победами, а эпатажными выходками вроде появления на старте в нижнем белье поверх гоночного комбинезона. Сезон 2020/21 она пропустила из-за рождения дочки, а в нынешнем стала лидером уже взрослой сборной, хотя готовилась вне команды, по планам тренера сборной Болгарии Виталия Норицына.

    На январском этапе Кубка мира в Оберхофе Кристина вместе с Антоном Бабиковым выиграла сингл-микст, а в декабре завоевала серебро в эстафете и бронзу в масс-старте. Стабильные выступления обеспечили спортсменке топ-10 общего зачета и 39 500 евро призовых. В первый день Олимпиады в Пекине Кристина завоевала еще одну бронзу — в составе смешанной эстафеты.

    «Ведомости. Спорт» поговорил с Резцовой о спортивных надеждах, предпринимательских планах и рекламных контрактах.

    Про начало карьеры

    «У нас в семье инициатором занятий спортом был папа. При этом из трех моих сестер две младшие – Василиса и Мария – решили, что не будут профессиональными спортсменками. Одна учится в институте и работает визажистом, а вторая еще в школе. Папа хотел, чтобы они реализовались в спорте, но девочки сделали свой выбор. Думаю, я тоже могла бы свободно выбрать другое направление, но я с детства хотела заниматься спортом. Перепробовала разное – художественную гимнастику, спортивные танцы и даже тхэквондо. В итоге выбрала биатлон – и здесь, наверное, уже сказалась наша семейная история.

    Все, естественно, пошло с лыжных гонок. Я начала кататься в три года, а заниматься – с первого класса. В биатлон перешла в 14 лет, когда уже можно было использовать огнестрельное оружие».

    Про причину роста результатов

    «Когда я работаю с тренером индивидуально, анализирую каждую деталь, каждую тренировку подстраиваю под себя. Мы все обсуждаем, регулярно оцениваем самочувствие – нужно ли выполнять ту или иную работу или следует отдохнуть. Вот это в индивидуальном подходе главный плюс.

    В межсезонье я уделила особое внимание технике лыжного хода. У меня появилась возможность увидеть свои слабые стороны, вместе с мужем (лыжник Иван Анисимов – «Ведомости. Спорт») подметили мелкие технические недочеты и начали их исправлять.

    Это была плодотворная работа, которая позволила прибавить в скорости за счет экономичности движений. Очень благодарна мужу за терпение. Я бурно реагирую на все, что мне говорят, но у него хватило сил максимально грамотно объяснить, над чем и как мне нужно работать».

    Про расходы на подготовку

    «Если бы я ездила одна, без семьи, то особых дополнительных трат не было бы. Сборы оплачивал регион – Ханты-Мансийск помогал всем, чем мог. Когда ты с командой, никаких личных расходов нет – тебе оплачивают переезды, проживание, питание, стрельбище и т. д. Но поскольку летом я была не одна, траты оказались очень большими.

    Но это был осознанный выбор – я хотела быть все время с дочкой, кормить ее как можно дольше. Мой муж всегда говорит, что лучшая инвестиция – это вложение в себя. Так мы и поступили, потратив ранее накопленные деньги на нашу подготовку.

    Конкретных цифр не знаю, но израсходовали точно больше 1 млн руб.».

    Про доходы

    «Я получаю зарплату только от региона. Плюс призовые на Кубке мира. Кроме того, если завоевываешь медали, в конце сезона тебе назначают стипендию. Не считаю правильным называть цифры, но у нас зарплаты обычных людей – и близко не сравнятся с зарплатами футболистов, хоккеистов и даже баскетболистов. Вообще, насколько я знаю, биатлонисты получают основной доход от спонсоров. Но у меня их нет.

    Как у практически каждого члена сборной команды, у меня есть контракт с фирмами, которые предоставляют мне лыжи, палки и ботинки. Но рекламных предложений, не связанных со спортом, у меня пока не было. Хочу ли я участвовать в рекламе? Хочу, но зависит от предложения – дело даже не в суммах, а в том, что рекламировать».

    Кристина Резцова /ТАСС

    Про ожидания и реальность

    «Я не читаю комментарии в интернете, стараюсь абстрагироваться от любых разговоров, и если пересматриваю гонку, то мнение Дмитрия Губерниева не слышу – «Матч ТВ» не транслируется в Европе.

    Если честно, я не строю каких-то грандиозных медальных планов. У меня есть цели, я знаю, что мне нужно сделать для их достижения. Но ни в коем случае не настраиваю себя так, что если не выиграю, то жизнь закончится. Даже не задумываюсь перед стартом гонок, какие места заняла в предыдущих. Настраиваюсь на работу.

    Выкладываться на максимум в каждой гонке – вот моя цель. Будет классно, если при этом получится завоевать медаль. Еще лучше, если медаль будет золотой.

    Олимпиада для меня – такие же соревнования, как Кубок мира или любые другие, от которых нужно получать удовольствие, а не загонять себя в какие-то рамки. Возможно, когда я приеду в Пекин, какие-то лишние мысли появятся, но сейчас их нет».

    Про настрой

    «В плане психологической подготовки меня спасает муж. Не знаю, как он каждый раз находит нужные слова, которые помогают мне сконцентрироваться на других вещах. Естественно, мне бывает психологически тяжело, как и любому другому человеку. Волноваться – это нормально.

    Раньше я любила слушать музыку перед стартом, а сейчас почти отказалась от этого. Перед выездом на гонку меня успокаивает вышивание, как бы смешно это ни звучало. До рождения ребенка я много вышивала – в детстве даже делала подарки папе и маме, но с появлением дочки времени на это совсем не осталось. Моей первой работой после двухлетнего перерыва станет «свинья на подушке».

    Про безответственность и самодисциплину

    «Когда я попала в сборную, я расслабилась, ведь за меня все делали. Предоставили жилье, место для тренировок, восстановительные процедуры – были созданы все условия, меня это очень расхолаживало. Не секрет, что я часто нарушала режим и вообще много себе позволяла.

    В это межсезонье я почувствовала на себе, что это такое, когда ты сам за все отвечаешь. И только тогда по-настоящему поняла, какой безответственной я была. Осознала, что раньше должна была отдавать себя больше. Возможно, результаты уже тогда были бы выше.

    В плане отношения к работе на меня сильно повлиял муж. Но основной перелом случился с рождением ребенка – это очень сильно дисциплинирует. Я поняла, что без самодисциплины в спорте ничего не добьюсь – мне элементарно не хватит времени и на тренировки, и на ребенка. А на тот момент у меня было огромное желание совместить семью и спорт».

    Про мотивацию

    «Сейчас я делаю то, что мне нравится. Ушло ощущение, что я как на каторге – занимаюсь спортом только ради зарплаты. Как мне кажется, мотивация пропадает, когда ты не получаешь результата. Сразу же появляются мысли – правильно ли я все делаю, нужно ли мне дальше развиваться в этой сфере?

    В этом году, когда я начала тренироваться сама, я делала все только так, как нужно мне. И сейчас я выхожу на гонки не ради денег, это вторично, а потому, что получаю огромнейшие эмоции от того, как бегу, стреляю, стартую и финиширую. Каждый момент доставляет мне огромное удовольствие».

    Про предпринимательство

    «Пару лет назад я думала открыть кофейню, считала это хорошим вложением в будущее. Понимаю, что жизнь в спорте не вечная, и это была такая проверка: готова ли я вкладывать силы в бизнес. Кроме того, для меня это была совсем новая сфера, а мне всегда нравилось изучать новое.

    Но оказалось, что невозможно заниматься чем-либо всерьез, совмещая это со спортом. Просто не хватит времени. Ты можешь читать об этом, размышлять в теории, но практика – это другая вселенная. Либо нужно иметь огромное количество денег и нанимать людей, которые за тебя будут все делать. Но тогда это, в сущности, не твое дело.

    Я немного шагнула в бизнес и поняла, что для меня это пока дремучий лес. Пары прочитанных книг недостаточно – тут нужно пробовать и ошибаться, наращивать опыт, начинать с самых основ. Но идею я свою не оставила – еще 100% вернусь к ней».

    Про поэзию

    «На поэзию меня вдохновляют люди. Большинство моих стихов кому-то посвящены. Раньше я писала стихотворения на дни рождения мамы, папы. Стихи появляются от большого наплыва чувств. Причем не все мои стихотворения позитивные – бывает очень грустно, происходит точка кипения, и тогда рождается текст. Из свежего у меня только одно стихотворение, которое я посвятила мужу.

    Любимые поэты? Я, к сожалению, мало читаю. Вот вожу с собой книгу, могу прочитать три страницы в день, и на этом все. Так, чтобы наизусть, помню из детства только стихотворения Есенина. Разумеется, по именам знаю многих, но любимых из них выделить не могу».

    Другие материалы в сюжете