«Не могу благословить тех, кто отправится в Москву». Как атлеты рвались на Игры-1980 вопреки бойкоту

    Более 1000 спортсменов из западных стран выступили на Олимпиаде в СССР
    Британские политики пытались воздействовать на бегуна Себастьяна Коэ через его отца-тренера, но тот отказался уговаривать сына бойкотировать Игры-1980 – и Коэ привез из СССР две медали /Imago / ТАСС

    В январе 1980 г. президент США Джимми Картер попросил Международный олимпийский комитет (МОК) отреагировать на ввод в декабре 1979 г. советских войск на территорию Афганистана. Предлагалось отменить, перенести или отложить Игры, которые должны были пройти летом 1980 г. в Москве, но МОК, во главе которого тогда стоял гражданин Ирландии Майкл Моррис Килланин, отклонил политическую инициативу. Тогда Картер призвал дружественные государства бойкотировать московскую Олимпиаду. В итоге еще 65 стран поддержали протест США и не поехали на Игры, в том числе такие крупные делегации, как ФРГ, Канада, Китай, Япония. И все же на Олимпиаду в СССР приехало более 1000 спортсменов из 16 стран, официально бойкотировавших Игры. На церемонии награждения в их честь играл олимпийский гимн и поднимался белый флаг с пятью кольцами, но завоеванные 78 медалей расписали по странам, гражданами которых были призеры. 

    Против интересов страны

    Правительственные меры США в отношении атлетов были крайне жесткими: за любые попытки самостоятельного участия в московской Олимпиаде Картер обещал лишать гражданства. И даже суд не встал на сторону спортсменов. Коллективный иск 25 атлетов во главе с бронзовым призером Игр-1976 гребчихой Анитой Дефранц был проигран: суд заявил, что «жизненные разочарования не могут пользоваться конституционной защитой».

    Европейские правительства оказались либеральнее. Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер заявила: «Было бы неправильно, если бы те люди и страны, которые сожалеют об агрессии, помогали обеспечить успех Советского Союза, к которому он стремится». Но окончательное решение оставалось за Национальным олимпийским комитетом (НОК), и он сохранил предписанную Олимпийской хартией автономию и высказался категорически против централизованного бойкота.

    Большинство спортивных федераций проголосовало за поездку в Москву (к бойкоту присоединились лишь команды по парусному и конному спорту, а также хоккею на траве). В итоге олимпийская команда Великобритании оказалась на Играх-1980 самой массовой из западного блока (219 спортсменов), а председатель британского НОК Денис Фоллоуз тогда заявил: «Мы считаем, что спорт должен быть мостом, а не разрушителем». И это несмотря на то, что Тэтчер в нескольких официальных письмах (документы были рассекречены в 2010 г.) объясняла Фоллоузу, что участие в московской Олимпиаде не отвечает британским интересам.

    Под давление правительства подпал и бегун на средние дистанции Себастьян Коэ (теперь – президент World Athletics). Благодаря рассекреченным архивам стало известно, что министр по делам Европы Дуглас Хёрд лично встречался с отцом бегуна Питером Коэ, чтобы тот убедил Себастьяна не ехать в Москву. Но Питер был не только отцом, но и тренером, который с детства вел сына к олимпийской мечте, он категорически отказался, заявив, что правительство своими действиями наносит ущерб спорту страны.

    В итоге Коэ выиграл в Москве забег на 1500 м, а на дистанции 800 м взял серебро. Такой же результат он показал и на следующих Играх. «История подтвердила нашу правоту, потому что четыре года спустя, когда мы отправились в Лос-Анджелес на Олимпиаду-1984, русские все еще были в Афганистане и бойкот не имел никакого влияния», – заявил Коэ в 2012 г., будучи председателем оргкомитета Игр-2012 в Лондоне.

    Решительность британских спортивных функционеров и атлетов, давших отпор своему правительству, позволяет Великобритании до сих пор оставаться одной из трех стран (наряду с Францией и Швейцарией), спортсмены которой не пропустили ни одной Олимпиады с 1896 г. 

    Победа вопреки угрозам

    Против правительства пошли и другие подданные британской короны – австралийские спортсмены. Премьер-министр страны Малькольм Фрейзер выступил перед Австралийским олимпийским комитетом (АОК) с тезисами в духе Тэтчер: «Одним из наиболее красноречивых способов выражения сопротивления Австралии и других независимых государств советским действиям является эффективный бойкот Олимпийских игр 1980 г. в Москве».

    Но АОК взял решение на себя. За день до дедлайна по заявке на Игры шесть его членов проголосовали за поездку в Москву, а пять – против. В итоге спортсменам, желавшим соревноваться, было разрешено отправиться в СССР. Многие спортивные чиновники, которые изначально отвечали за формирование сборной к Олимпиаде-1980, покинули свои посты, не желая сопровождать команду. Кроме того, некоторые спортивные федерации запретили своим спортсменам участвовать в Играх. На Олимпиаду не смогла поехать мужская команда по хоккею на траве, серебряный призер Игр-1976. «В 1976 г. наша команда была очень молодой. К 1980 г. мы были зрелыми и готовыми, но у нас отняли шанс. Это было очень разочаровывающим и несправедливым решением», – рассказывал в интервью Fox Sports игрок той сборной Рик Чарльзворт.

    Местные СМИ тоже подливали масла в огонь, пропагандируя среди населения страны негативное отношение к спортсменам, отказавшимся от бойкота. В одном из популярных таблоидов Мельбурна «Геральд Сан» было сказано: «Кто бы ни поехал в Москву на летние Олимпийские игры, он не будет гордостью австралийского спорта».

    Даже на церковных службах обличали «спортсменов-единоличников». А Фрейзер, которого в ноябре ожидали очередные выборы, высказывался на тему бойкота аккуратно: «Я не могу благословить тех, кто отправится в Москву, но я, конечно, желаю им только победы».

    После кампании, предпринятой правительством и СМИ, команда Австралии сократилась на 40%. Вместо 204 заявленных спортсменов в Москву отправились лишь 124. Среди них была и 18-летняя пловчиха Мишель Форд, ставшая в Москве чемпионкой на дистанции 800 м кролем (лишь она и советская брассистка Лина Качюшите смогли обыграть спортсменок из ГДР, которые взяли остальные 11 золотых медалей).

    Юная австралийка Мишель Форд выдержала давление общественности, поехала в Москву-1980 и стала олимпийской чемпионкой /Белинский Юрий / Фотохроника ТАСС

    В тот момент, когда стало известно о готовящемся бойкоте, Форд тренировалась в США, чтобы набраться соревновательного опыта. В бассейне все разговоры тогда были только о бойкоте, что создавало нервозную атмосферу. А когда стало известно, что американцы и канадцы, тренировавшиеся вместе с Мишель, уже точно останутся без Олимпиады, стало совсем тяжело. Узнав о решении австралийского комитета, она отправилась на родину, чтобы завершить подготовку к Играм. Но встретила там море негатива: угрожали даже ее родителям.

    Мишель рассказывала, что правительство пыталось подкупить спортсменов, обещая по 6000 австралийских долларов тем, кто останется дома, что, по словам Форд, было большой суммой. «Мы тогда не получали ни цента», – признавалась Мишель. При этом, вспоминала она, правительство Австралии не собиралось прерывать торговые связи с СССР и продолжало экспортировать пшеницу, зато спортсмены были выставлены предателями. «Страну мы покидали тайком», – рассказывала Форд.

    В Москве Мишель сначала выиграла бронзовую медаль на 200 м баттерфляем, а в предпоследний день соревнований тактически обыграла исполинских немок. В дни Олимпиады Форд очень поддерживали письма от фанатов с родины, но в день финального заплыва она получила жестокое послание, которое едва ее не сломило: «Ты должна отказаться от заплыва. Если ты не сделаешь этого и встанешь на стартовую тумбу, то будешь предателем нашей страны».

    И все же желание выиграть взяло верх над страхом. Это золото стало первым и единственным в олимпийской карьере Мишель. «Вся арена аплодировала мне. Это было то, ради чего я работала, это была моя мечта. Я дышала и жила ею», – вспоминала спортсменка.

    Спустя почти 30 лет бывший премьер-министр Фрейзер в одном из интервью признал, что его политика по отношению к атлетам в 1980 г. не была «хорошей»: «Это вызвало серьезные разногласия между видами спорта и возложило необоснованное бремя на молодых спортсменов». 

    Увольнение ради медали

    Правительство Италии подошло к бойкоту менее либерально, чем Великобритания и Австралия: для участия в Играх были допущены лишь гражданские спортсмены. Тем же, кто официально числился в вооруженных силах Италии, было запрещено ехать в Москву. Итого в СССР прилетело 159 спортсменов (на 50 человек меньше, чем на Игры 1976 г.), которые завоевали 15 медалей (в том числе восемь – золотых). Среди победителей был и единственный дзюдоист итальянской команды Эцио Гамба.

    В декабре 1979 г. Гамба в финале чемпионата мира уступил золото японскому дзюдоисту. И когда стало ясно, что Япония полностью бойкотирует Игры, у Гамбы появился реальный шанс стать первым итальянским олимпийским чемпионом по дзюдо. Но Гамба, как и другие итальянские дзюдоисты, был военнослужащим, а значит, не имел права ехать на Игры. Но ради олимпийской мечты Эцио пошел ва-банк: уволился из карабинеров и решился на поездку в СССР без тренеров и команды.

    В Италии он тренировался самостоятельно в оборудованном для него друзьями спорткомплексе во дворе дома, а в Москве смог найти в напарники двух спортсменов сборной Сан-Марино. Не без сложностей дойдя до финала (в 1/8 он обыграл француза лишь по решению судей), Гамба в решающем поединке встретился со своим заклятым соперником – британцем Нейлом Адамсом. В равной семиминутной борьбе в итоге судьи отдали победу Эцио.

    Четыре года спустя он снова вышел в финал Олимпиады, но проиграл. А в 2008 г. Гамба вернулся в Москву, чтобы стать главным тренером российской сборной по дзюдо, привести ее в 2012 г. к первым олимпийским золотым наградам (сразу три медали), а в 2016 г. получить гражданство России.

    Уроки истории

    В ноябре 1980 г. Джимми Картер проиграл президентские выборы. Сборные СССР и стран восточного блока в 1984 г. в знак ответного протеста не поехали на летние Игры в Лос-Анджелес.

    Лорд Килланин, передавший в 1980 г. свой пост президента МОК Хуану Антонио Самаранчу, назвал бойкот московской Олимпиады «самым разрушительным событием с тех пор, как Игры были возрождены в 1896 г.».

    Но нынешнему президенту МОК – чемпиону Игр-1976 в фехтовании Томасу Баху, пропустившему Олимпиаду в Москве из-за позиции ФРГ, в 2024 г., возможно, придется снова столкнуться с бойкотом, еще более масштабным и разрушительным, чем 43 года назад.

    Другие материалы в сюжете