История первой настоящей олимпийской чемпионки по художественной гимнастике

    Марина Лобач много раз проигрывала, но в Сеуле-1988 выступила безупречно
    Валерий Зуфаров, Игорь Уткин / Фотохроника ТАСС

    Имя белорусской гимнастки Марины Лобач – второе, после канадки Лори Фанг, в списке олимпийских чемпионок по художественной гимнастике и первое по-настоящему чемпионское, ведь дебютную для «художниц» Олимпиаду-1984 трудно воспринимать всерьез – Игры бойкотировали 15 стран Восточного блока, в том числе лидеры вида спорта. Зато на Олимпиаде-1988, которая собрала всех сильнейших, Лобач установила вечный рекорд: за все выступления, включая квалификацию, она получила высшую оценку – 10 баллов. Ее триумф был безоговорочным. И мало кто догадывался, каких усилий стоили ей победы, особенно олимпийская. Всего за четыре месяца до Игр их будущая героиня настолько разочаровалась в гимнастике и в себе, что всерьез собиралась уйти из спорта.

    Болгарские перечницы

    Художественная гимнастика второй половины XX в. – многосерийный междусобойчик спортсменок СССР и Болгарии. С 1963 г., когда начали проводить чемпионаты мира, самый ценный титул в многоборье лишь пару раз уезжал в другую страну – например, в 1975 г., когда советские и болгарские гимнастки бойкотировали турнир в фашистской Испании. Та же ситуация наблюдалась на чемпионатах Европы, проводившихся с 1978 г. Причем в 1970-е чаще первенствовали советские гимнастки Галима Шугурова и Ирина Дерюгина, а в 1980-е передовой стала уже болгарская школа: Иляна Раева, Анелия Раленкова, Диляна Георгиева и Бьянка Панова выиграли все чемпионаты мира и Европы с 1980 по 1987 г. в личном многоборье, а заодно учрежденный в 1983 г. Кубок мира (ныне не проводится) и турнир «Дружба-84», заменявший для СССР Олимпиаду. Советские примы Даля Куткайте и Галина Белоглазова по разу поделили с Раленковой 1-е место в европейском многоборье, а Татьяна Дручинина опередила всех на Играх доброй воли в 1986 г. Впрочем, болгарки там обкатывали юниорок и на победу не рассчитывали.

    Именно на Играх доброй воли случился первый крупный международный успех Марины Лобач: она лучше всех исполнила программу с булавами, поделила первенство в упражнениях со скакалкой, завоевала серебро с лентой и в многоборье. Годом ранее на первом в карьере чемпионате мира 15-летняя Марина допрыгала со скакалкой до серебра, а в 1986 г. – до бронзы чемпионата Европы и серебра Кубка мира. В 1987 г. она впервые стала чемпионкой мира, но с обручем. Скакалка ее на этот раз подвела – лишь 3-е место. А в многоборье Лобач оказалась четвертой. Весь пьедестал заняли болгарки: Панова, Адриана Дунавская и Элизабет Колева.

    Вот это самое «подвела» – вечный бич Марины. Ее подводили предметы, а она подводила сборную, которая на нее рассчитывала. И это продолжалось из года в год.

    То взлет, то посадка

    Во взрослую гимнастику Лобач буквально ворвалась. В сентябре 1985 г. 15-летняя белорусская школьница неожиданно выиграла Кубок СССР в прямом соперничестве с Куткайте, абсолютной чемпионкой Европы 1982 г., и одновременно стала чемпионкой СССР в упражнениях со скакалкой и булавами. Этот взлет открыл ей дверь в национальную сборную – на чемпионат мира. Любимая скакалка принесла там Лобач серебро, а вот с булавами получилось хуже. В середине программы она уронила предмет, а в самом конце, привычно подбросив булавы вверх и собираясь поймать их на бегу, запнулась ногой об ногу и неуклюже свалилась на помост. Этот конфуз отбросил ее на 7-е место в многоборье.

    Через год на чемпионате Европы история повторилась. Завоевав лишь бронзу со скакалкой, Лобач провалила все остальные упражнения. За отточенный, казалось, номер с булавами получила 9,8 – десятый результат; ее обошли даже румынка, итальянка, полячка и гимнастка из ФРГ. В многоборье Лобач стала шестой, отстав от 1-го места на 0,3 балла. Гигантское расстояние в художественной гимнастике, где часто счет идет на тысячные.

    После этого турнира в сборной заговорили о том, что Лобач – гимнастка для карнавалов; на крупных соревнованиях на нее положиться нельзя – подведет. «Перспективная, но очень нестабильная», – сказал кто-то на тренерском совете – и не услышал возражений.

    Босиком к Олимпу

    Булавы – сакральный снаряд для Марины. Когда она начинала заниматься гимнастикой, папа, столяр-станочник, сам смастерил ей булавы: в спортшколе инвентаря не хватало. Тяжелые, не поймаешь – шарахнут по голове. Марина упражнялась с булавами дома, разбила окно и пару зеркал, зато обрела уникальный навык обращения с этими предметами. И это не единственный пример самоотверженности будущей чемпионки.

    /Николай Адамович /Фотохроника ТАСС

    Лобач, как и ее одноклассницам, которых взяли в гимнастическую секцию, никак не давался шпагат. Но подруги сдались – и ушли. А Марина упрямо, настойчиво осваивала упражнение. И справилась. Потом в Смолевичи, что в 40 км от Минска, приехала на практику Ирина Лепарская, выпускница института физкультуры, и, заметив в Лобач задатки гимнастки-чемпионки, сосватала ее минскому тренеру Галине Крыленко. Марине пришлось каждое утро ездить на электричке в столицу республики – сначала с мамой, а потом самой. Дальше была школа-интернат, без семьи, с жестким распорядком дня, в конкуренции с такими же девчонками, мечтающими о всемирной славе. А еще были ненавидимые Мариной гимнастические чешки, натиравшие мозоли. В какой-то момент она сбросила их – и обнаружила, что босиком удобнее. Отныне так и выступала. В том числе на золотой Олимпиаде. Не обращая внимания на бетонный пол под тонким ковром.

    Продолжение следует

    Традиция проваливать важнейшие старты продолжилась в 1987 г. Лобач впервые выиграла чемпионат мира в упражнении с обручем, заворожив публику обаянием и чистотой линий. Но тут же опозорилась с лентой, которая запуталась вокруг ее ног. Итог традиционный: 5-е место в многоборье. Первые три разобрали болгарки.

    Все шло к тому, что на Олимпиаду в Сеул, где у сборной СССР было две вакансии, Марина не попадет. Несмотря на то что звезды прошлых лет Куткайте и Белоглазова уже завершили карьеру, Лобач не удалось с ходу занять вакантное место лидера сборной. Первым номером безоговорочно считалась Дручинина, а второй с начала 1988 г. стремительно прибрала к рукам юная Александра Тимошенко, первая ласточка киевской школы Дерюгиной, которая в 1990-е станет доминирующей в мировой художественной гимнастике.

    Дальше свою роль в истории сыграли неспортивные обстоятельства. В канун чемпионата Европы 1988 г. Дручинина травмировала спину. До Олимпиады она так и не успела восстановиться – и вскоре досрочно завершила карьеру. А четвертого номера советской сборной Анну Кочневу тренерский штаб не рассматривал как основного игрока, хотя в многоборье на ЧМ-87 она опередила и Лобач, и Дручинину. Это не забронировало ей место в олимпийской сборной. Все решалось на чемпионате Европы 1988 г. в Хельсинки.

    Забыть и не вспоминать

    Май 1988-го. Очередной раунд советско-болгарского противостояния. Четыре спортсменки – Лобач, Тимошенко, болгарки Панова и Колева – весь турнир шагали вровень. Запредельный уровень, высочайшее мастерство: за каждое выступление в многоборье квартет сильнейших получал по 10 баллов. С одним исключением: в упражнении с мячом судьи, прекрасно осведомленные о нестабильности Лобач и оттого предельно придирчивые, усмотрели незначительную неточность – и снизили ей оценку на 0,05 балла. В итоге трое лидеров финишировали вровень и получили по золоту. А Лобач, отстав от них на те самые 0,05, осталась без медали.

    В раздевалке с Мариной случилась истерика. Рыдая, она заявила Крыленко, что с нее хватит несправедливости, она завязывает с гимнастикой – и больше на помост ни ногой. До Олимпиады в Сеуле всего четыре месяца. Крыленко пришлось призвать на помощь весь свой педагогический опыт, чтобы объяснить воспитаннице, что нельзя из-за одной неудачи отправить в утиль многолетний адский труд; что турнир на турнир и даже упражнение на упражнение не приходится.

    Лобач поверила. И осталась. Только тренироваться стала с особой ожесточенностью. На себя, на предметы, которые так и норовили улизнуть от нее в ходе выступлений. Мирилась даже с неудобствами, когда ей, чемпионке мира, пусть и в отдельном виде программы, приходилось делить зал с представителями других видов, например фехтования. Успевала в отведенное ей скромное время выучить очередной элемент. И когда пришла пора формировать дуэт на Олимпиаду, ни у кого не было сомнений: Тимошенко – и Лобач.

    Лебединая песня победы

    Поражение в Хельсинки изменило Марину. Благодаря ему она повзрослела. И в Сеуле публике предстала совсем другая Лобач. Та – да не та. Не угловатая школьница, легкая, воздушная, но роняющая предметы. А молодая, но уже опытная женщина, знающая цену и себе, и ошибке.

    В предварительных соревнованиях Марина не ошиблась ни разу, удивив даже своего тренера. Тимошенко, на которую в сборной делали ставку, осеклась на булавах и потеряла 0,125 балла. Болгарка Дунавская, ставшая в 1988 г. лидером сборной, тоже не обошлась без помарки: минус 0,05. Но разрыв был минимальный. И в финале любая ошибка могла стать фатальной.

    А у Лобач новая напасть: разболелся зуб. Но она уже не принцесса на горошине – не обратила внимания. Мышьяк на зуб – и на помост.

    В финале Олимпиады Марина была неподражаема. Даже 36 лет спустя выступления Лобач завораживают, влюбляют в нее. Скакалка – 10 баллов. Обруч – 10 баллов. Булава – 10 баллов. Придраться не к чему. Наконец, лента. А здесь у Марины и ее тренера припасены шедевры: тема из «Лебединого озера», под которую специально сшит ее костюм, и несколько уникальных элементов, главный из которых – баланс на одной ноге. Зал в восторге, судьи тоже не могут остаться безучастными. Снова 10,0 – и уже не важно, как выступают конкурентки.

    Другие материалы в сюжете