Своя серия видеоигр, легендарный трюк и вирусные ролики. Как Тони Хоук стал живым символом скейтбординга
Завершил карьеру в 2003 г., но продолжает зарабатывать миллионы долларовВ спорте немало звезд, о которых знают сотни миллионов, если не миллиарды людей. Но тех, с чьим именем ассоциируется целый вид спорта — единицы. За олицетворение баскетбола борьбу с Майклом Джорданом уже ведет Леброн Джеймс. Про футбол, хоккей, фигурное катание и другие виды говорить не приходится — там очень много звезд, ассоциирующихся с конкретным периодом в развитии спорта.
Исключительные примеры — Тайгер Вудс и гольф, а также Тони Хоук и скейтбординг. Во многом влияние легендарного скейтбордиста измеряется не титулами чемпиона мира, а тем, как он собственноручно сделал катание на доске настолько популярным, что его включили в программу летней Олимпиады в Токио. Еще большее значение личности Хоука приносят его бизнес-успехи: закончив карьеру в 2003 г., Тони заработал более $100 млн. «Ведомости. Спорт» — о феномене американского скейтбордиста.
Пережил кризис 90-х в скейтбординге и возродил интерес к спорту одним трюком
Тони Хоук начал кататься на доске в 10 лет. Его старший брат Стив был серфером и подарил будущей легенде спорта доску на день рождения. «У меня не было природного таланта, поэтому приходилось очень много работать. Встав на скейт в первый раз, я врезался в забор и остался с занозами на руках», — вспоминает Хоук в интервью YouTube-каналу Vogue. Это же подтверждает и Стив: «Не было такого, что он встал на доску, и вдруг ангелы запели. Он учился и постепенно становился лучше».
По словам Тони, ему повезло, что семья поддержала новое хобби: родители друзей Хоука не одобряли скейтбординг. Катание на доске зацепило американца ощущением полета. «Я влюбился в скейтбординг, когда стал ходить в парк и увидел, как люди буквально летают. Я увидел, как эти парни вылетали из пустых бассейнов. Это был момент, когда я сказал: «Вау».
Ради нового хобби Тони даже бросил игру на скрипке: «Мой учитель хотел, чтобы я участвовал в школьных концертах, а я проводил время во Флориде на соревнованиях. Он сказал мне выбрать: скейт или скрипка».
Тони выбрал скейтбординг и с 12-ти лет стал выигрывать местные соревнования. Параллельно с успехами случались и неудачи: после одного рискованного прыжка в 10-летнем возрасте Хоук лишился зуба, потерял сознание и получил сотрясение мозга. Как вспоминает сам Тони, на пути в больницу он не думал о травмах, а вспоминал, какой трюк пытался исполнить и как научиться делать его лучше.
Став профессионалом в 14, Хоук продолжил побеждать на турнирах и к 16-ти годам зарабатывал $100 000 в год. В интервью CNBC Тони рассказывал, что сначала буквально сорил деньгами: «Я думал, что эти деньги никогда не закончатся. Я приходил в Sharper Image и сходил с ума: покупал новую маленькую камеру или ходил в солярий».
«Избавиться» от денег Хоуку помог его отец Фрэнк, убедив молодого скейтбордиста вложиться в покупку дома. Так как к этому времени Тони было только 17 лет, папа приобрел недвижимость на свое имя. Эта инвестиция оказалась мудрым ходом: в первой половине 90-х скейтбординг погрузился в кризис.
К тому времени Хоук уже рекламировал газированный напиток Mountain Dew и имел спонсорский контракт со скейтбординговой фирмой Powell-Peralta. Из-за сокращения соревнований доходы Тони уменьшились в два раза. «В какой-то период, когда быстрый рост моей популярности остановился, у меня все еще был тот дом, в котором я мог жить. Это мне очень помогло», — вспоминал Хоук. Дом помог Тони основать свой бренд скейтбордов Birdhouse в 1992 г. — молодой спортсмен продал недвижимость и вложил в компанию $40 000.
Шанс для возрождения скейтбординга появился в 1995 г. Американский канал ESPN запустил Всемирные экстремальные игры (X Games) — аналог Олимпиады с необычными видами спорта. Скейтбординг стал одним из соревнований, и Хоук продолжил побеждать. Пиком X Games оказался 1999 г., когда событие посетили 260 000 человек. Тони выиграл третью золотую медаль на играх, но кульминацией вечера стало нечто, произошедшее после соревнований.
Ведущий предложил Хоуку попытаться первым в истории сделать трюк «900» — два с половиной полных оборота в воздухе. Тони пробовал приземлить этот прыжок на протяжении 10-ти лет, но не справлялся. «Когда анонсер предложил сделать «900», я подумал: «Ну уж нет, я не хочу опозориться перед такой толпой», — вспоминал Хоук. Тони согласился, а ESPN продолжил трансляцию. Так, после 11-ти неудачных попыток, Хоук приземлил прыжок в 900 градусов в прямом эфире. Это был один из ключевых моментов в развитии скейтбординга: весь мир увидел презентацию этого вида спорта таким, какой он есть — с падениями, неудачами, риском и эйфорией после выполненного трюка.
«Это был очень редкий момент, когда мир увидел реальность скейтеров, через что они проходят каждый день», — резюмировал Стив Хоук.
Создал серию видеоигр с доходом в $1,4 млрд
Через несколько месяцев после исторического трюка Хоук вновь произвел революцию в скейтбординге, запустив серию видеоигр под своим именем — Tony Hawk's Pro Skater (THPS). В этом ему помогла компания Activision, которая в 2003 г. выпустила шутер Call Of Duty, ставший одной из самых популярных и успешных франшиз в игровой индустрии.
Хоук — большой фанат игр — принимал непосредственное участие на всех стадиях создания THPS. Тони хотел, чтобы игра была максимально реалистичной: герои — виртуальные копии настоящих скейтбордистов, скейт-парки — цифровые клоны реальных мест. Многократный чемпион мира сам играл в THPS до ее выхода и давал разработчикам обратную связь. А однажды даже спас карьеру профессиональному скейтбордисту Родни Маллену, позвав его стать прототипом для нового персонажа в видеоигре.
«Я позвонил ему [Тони] и сказал, что думаю завершить карьеру после травмы локтя, — вспоминал Маллен. — Он ответил: «Повредил локоть? Ну и что? Это ничего не значит. Кстати, хочешь быть в моей игре?»
Родни согласился, приобрел популярность после выхода игры в свет и продолжил выступать. Маллен убежден, что именно благодаря THPS многие потенциальные скейтбордисты встали на доску в первый раз. «Когда игра появилась, она не только помогла взлететь нашему сообществу, но и заставила других уважать скейтбординг. Особенно наш язык [трюков]. Я сам почувствовал эту связь. Она научила людей нашему языку».
Помимо культурного выхлопа, THPS также принесла большой доход. Перед выходом первой игры в серии Activision предложила скейтбордисту $500 000 за выкуп имиджевых прав. «Я никогда не слышал, чтобы кто-то сказал: «Я предлагаю тебе полмиллиона долларов». Казалось нереальным, что кто-то может отдать столько денег за будущее, за что-то, на что у них нет гарантии», — вспоминал Хоук.
Но Тони отказался, пойдя наперекор совету своего тогдашнего менеджера, и доверился инстинкту. По словам легенды скейтбординга, в то время он был доволен имеющимися доходами и практически полностью оплатил новый дом, а потому рискнул.
Хоук отказался от $500 000 в пользу процента от прибыли с продаж игры. И не прогадал. Activision продала более 7 млн копий дебютной видеоигры серии THPS. За два года Тони заработал в десять раз больше изначального предложения компании — $5 млн. К 2022 г. Activision выпустила 20 игр под именем Хоука. Общие продажи превысили $1,4 млрд. THPS — самая прибыльная франшиза среди экшн-спортивных видеоигр.
Наконец, благодаря серии игр Хоук стал более узнаваем во всем мире. Часто на обложке видеоигры были изображены его имя, лицо и фирменный логотип. Однако 53-летнего Хоука нередко путают с более известными личностями: актером Патриком Суэйзи, легендой американского футбола Томом Брэди и велосипедистом Лэнсом Армстронгом.
Вирусные ролики до YouTube, трюк в Белом доме и венчурные вклады
Инновационный трюк и серия видеоигр в конце XX века — на протяжении своей жизни Хоук опережал время, даже когда закончил карьеру в 2003 г. Благодаря этому американец раз за разом успешно обращал на себя внимание глобальной аудитории. Еще одно доказательство этому — видеоролики, ставшие вирусными за долгое время до расцвета YouTube.
В 1984 г. спонсор Хоука Powell Peralta запустил «видеошоу», в рамках которого Хоук, Маллен и другие знаменитые скейтбордисты показывали различные трюки под динамичную музыку и устраивали уличные выступления. Особую популярность скейтерам принес фильм The Search For Animal Chin, в котором ребята путешествовали на досках по Калифорнии, Неваде и Гавайям в поиске китайского мудреца. По словам режиссера Стейси Перальты, вскоре после выхода фильма 70% семей с Запада приобрели VHS-камеру для просмотра кассет.
В 2009 г. тогдашний президент США Барак Обама пригласил Тони в Белый дом. Во время экскурсии 41-летнему Хоуку разрешили сделать несложный трюк в коридоре. Изображения разлетелись по Интернету и вызвали критику со стороны республиканской партии, что заставило людей говорить о легенде скейтбординга еще больше.
В том же году Хоук одним приемом увеличил количество подписчиков в Twitter с нескольких тысяч до двух миллионов. Он спрятал скейтборд в кустах и прикрепил геолокацию. Через 20 минут доска была найдена, а Тони увеличил масштаб акции и стал каждый год оставлять более 100 подарков на разных континентах.
Параллельно с этим Хоук управляет несколькими бизнес-проектами. Его компании Birdhouse, производящей скейтборды, в этом году исполнится 30 лет. Кроме того, Тони открыл собственную линию одежды в Париже. Легенда скейтбординга также продает спортивные товары, игрушки и не сторонится венчурных проектов. Один из них — мобильное приложение Public. Хоук входит в список инвесторов, совместно вложивших в проект $90 млн. Идея приложения состоит в том, чтобы позволить гражданам США покупать, продавать и обмениваться акциями компаний без комиссии.