Своя серия видеоигр, легендарный трюк и вирусные ролики. Как Тони Хоук стал живым символом скейтбординга

Завершил карьеру в 2003 г., но продолжает зарабатывать миллионы долларов
Тони Хоук /Wikimedia

В спорте немало звезд, о которых знают сотни миллионов, если не миллиарды людей. Но тех, с чьим именем ассоциируется целый вид спорта — единицы. За олицетворение баскетбола борьбу с Майклом Джорданом уже ведет Леброн Джеймс. Про футбол, хоккей, фигурное катание и другие виды говорить не приходится — там очень много звезд, ассоциирующихся с конкретным периодом в развитии спорта.

Исключительные примеры — Тайгер Вудс и гольф, а также Тони Хоук и скейтбординг. Во многом влияние легендарного скейтбордиста измеряется не титулами чемпиона мира, а тем, как он собственноручно сделал катание на доске настолько популярным, что его включили в программу летней Олимпиады в Токио. Еще большее значение личности Хоука приносят его бизнес-успехи: закончив карьеру в 2003 г., Тони заработал более $100 млн. «Ведомости. Спорт» — о феномене американского скейтбордиста.

Пережил кризис 90-х в скейтбординге и возродил интерес к спорту одним трюком

Тони Хоук начал кататься на доске в 10 лет. Его старший брат Стив был серфером и подарил будущей легенде спорта доску на день рождения. «У меня не было природного таланта, поэтому приходилось очень много работать. Встав на скейт в первый раз, я врезался в забор и остался с занозами на руках», — вспоминает Хоук в интервью YouTube-каналу Vogue. Это же подтверждает и Стив: «Не было такого, что он встал на доску, и вдруг ангелы запели. Он учился и постепенно становился лучше».

По словам Тони, ему повезло, что семья поддержала новое хобби: родители друзей Хоука не одобряли скейтбординг. Катание на доске зацепило американца ощущением полета. «Я влюбился в скейтбординг, когда стал ходить в парк и увидел, как люди буквально летают. Я увидел, как эти парни вылетали из пустых бассейнов. Это был момент, когда я сказал: «Вау».

Ради нового хобби Тони даже бросил игру на скрипке: «Мой учитель хотел, чтобы я участвовал в школьных концертах, а я проводил время во Флориде на соревнованиях. Он сказал мне выбрать: скейт или скрипка».

Тони выбрал скейтбординг и с 12-ти лет стал выигрывать местные соревнования. Параллельно с успехами случались и неудачи: после одного рискованного прыжка в 10-летнем возрасте Хоук лишился зуба, потерял сознание и получил сотрясение мозга. Как вспоминает сам Тони, на пути в больницу он не думал о травмах, а вспоминал, какой трюк пытался исполнить и как научиться делать его лучше.

Став профессионалом в 14, Хоук продолжил побеждать на турнирах и к 16-ти годам зарабатывал $100 000 в год. В интервью CNBC Тони рассказывал, что сначала буквально сорил деньгами: «Я думал, что эти деньги никогда не закончатся. Я приходил в Sharper Image и сходил с ума: покупал новую маленькую камеру или ходил в солярий».

«Избавиться» от денег Хоуку помог его отец Фрэнк, убедив молодого скейтбордиста вложиться в покупку дома. Так как к этому времени Тони было только 17 лет, папа приобрел недвижимость на свое имя. Эта инвестиция оказалась мудрым ходом: в первой половине 90-х скейтбординг погрузился в кризис.

К тому времени Хоук уже рекламировал газированный напиток Mountain Dew и имел спонсорский контракт со скейтбординговой фирмой Powell-Peralta. Из-за сокращения соревнований доходы Тони уменьшились в два раза. «В какой-то период, когда быстрый рост моей популярности остановился, у меня все еще был тот дом, в котором я мог жить. Это мне очень помогло», — вспоминал Хоук. Дом помог Тони основать свой бренд скейтбордов Birdhouse в 1992 г. — молодой спортсмен продал недвижимость и вложил в компанию $40 000.

Шанс для возрождения скейтбординга появился в 1995 г. Американский канал ESPN запустил Всемирные экстремальные игры (X Games) — аналог Олимпиады с необычными видами спорта. Скейтбординг стал одним из соревнований, и Хоук продолжил побеждать. Пиком X Games оказался 1999 г., когда событие посетили 260 000 человек. Тони выиграл третью золотую медаль на играх, но кульминацией вечера стало нечто, произошедшее после соревнований.

Тони Хоук стал первым скейтбордистом, исполнившим трюк «900» /Sean Dempsey / PA Images / PA Images / Getty Images

Ведущий предложил Хоуку попытаться первым в истории сделать трюк «900» — два с половиной полных оборота в воздухе. Тони пробовал приземлить этот прыжок на протяжении 10-ти лет, но не справлялся. «Когда анонсер предложил сделать «900», я подумал: «Ну уж нет, я не хочу опозориться перед такой толпой», — вспоминал Хоук. Тони согласился, а ESPN продолжил трансляцию. Так, после 11-ти неудачных попыток, Хоук приземлил прыжок в 900 градусов в прямом эфире. Это был один из ключевых моментов в развитии скейтбординга: весь мир увидел презентацию этого вида спорта таким, какой он есть — с падениями, неудачами, риском и эйфорией после выполненного трюка.

«Это был очень редкий момент, когда мир увидел реальность скейтеров, через что они проходят каждый день», — резюмировал Стив Хоук.

Создал серию видеоигр с доходом в $1,4 млрд

Через несколько месяцев после исторического трюка Хоук вновь произвел революцию в скейтбординге, запустив серию видеоигр под своим именем — Tony Hawk's Pro Skater (THPS). В этом ему помогла компания Activision, которая в 2003 г. выпустила шутер Call Of Duty, ставший одной из самых популярных и успешных франшиз в игровой индустрии.

Хоук — большой фанат игр — принимал непосредственное участие на всех стадиях создания THPS. Тони хотел, чтобы игра была максимально реалистичной: герои — виртуальные копии настоящих скейтбордистов, скейт-парки — цифровые клоны реальных мест. Многократный чемпион мира сам играл в THPS до ее выхода и давал разработчикам обратную связь. А однажды даже спас карьеру профессиональному скейтбордисту Родни Маллену, позвав его стать прототипом для нового персонажа в видеоигре.

«Я позвонил ему [Тони] и сказал, что думаю завершить карьеру после травмы локтя, — вспоминал Маллен. — Он ответил: «Повредил локоть? Ну и что? Это ничего не значит. Кстати, хочешь быть в моей игре?»

Родни согласился, приобрел популярность после выхода игры в свет и продолжил выступать. Маллен убежден, что именно благодаря THPS многие потенциальные скейтбордисты встали на доску в первый раз. «Когда игра появилась, она не только помогла взлететь нашему сообществу, но и заставила других уважать скейтбординг. Особенно наш язык [трюков]. Я сам почувствовал эту связь. Она научила людей нашему языку».

Обложка видеоигры Tony Hawk's Pro Skater Project 8 /Activision

Помимо культурного выхлопа, THPS также принесла большой доход. Перед выходом первой игры в серии Activision предложила скейтбордисту $500 000 за выкуп имиджевых прав. «Я никогда не слышал, чтобы кто-то сказал: «Я предлагаю тебе полмиллиона долларов». Казалось нереальным, что кто-то может отдать столько денег за будущее, за что-то, на что у них нет гарантии», — вспоминал Хоук.

Но Тони отказался, пойдя наперекор совету своего тогдашнего менеджера, и доверился инстинкту. По словам легенды скейтбординга, в то время он был доволен имеющимися доходами и практически полностью оплатил новый дом, а потому рискнул.

Хоук отказался от $500 000 в пользу процента от прибыли с продаж игры. И не прогадал. Activision продала более 7 млн копий дебютной видеоигры серии THPS. За два года Тони заработал в десять раз больше изначального предложения компании — $5 млн. К 2022 г. Activision выпустила 20 игр под именем Хоука. Общие продажи превысили $1,4 млрд. THPS — самая прибыльная франшиза среди экшн-спортивных видеоигр.

Наконец, благодаря серии игр Хоук стал более узнаваем во всем мире. Часто на обложке видеоигры были изображены его имя, лицо и фирменный логотип. Однако 53-летнего Хоука нередко путают с более известными личностями: актером Патриком Суэйзи, легендой американского футбола Томом Брэди и велосипедистом Лэнсом Армстронгом.

Вирусные ролики до YouTube, трюк в Белом доме и венчурные вклады

Инновационный трюк и серия видеоигр в конце XX века — на протяжении своей жизни Хоук опережал время, даже когда закончил карьеру в 2003 г. Благодаря этому американец раз за разом успешно обращал на себя внимание глобальной аудитории. Еще одно доказательство этому — видеоролики, ставшие вирусными за долгое время до расцвета YouTube.

В 1984 г. спонсор Хоука Powell Peralta запустил «видеошоу», в рамках которого Хоук, Маллен и другие знаменитые скейтбордисты показывали различные трюки под динамичную музыку и устраивали уличные выступления. Особую популярность скейтерам принес фильм The Search For Animal Chin, в котором ребята путешествовали на досках по Калифорнии, Неваде и Гавайям в поиске китайского мудреца. По словам режиссера Стейси Перальты, вскоре после выхода фильма 70% семей с Запада приобрели VHS-камеру для просмотра кассет.

Тони Хоук /Paul Harris / Getty Images

В 2009 г. тогдашний президент США Барак Обама пригласил Тони в Белый дом. Во время экскурсии 41-летнему Хоуку разрешили сделать несложный трюк в коридоре. Изображения разлетелись по Интернету и вызвали критику со стороны республиканской партии, что заставило людей говорить о легенде скейтбординга еще больше.

В том же году Хоук одним приемом увеличил количество подписчиков в Twitter с нескольких тысяч до двух миллионов. Он спрятал скейтборд в кустах и прикрепил геолокацию. Через 20 минут доска была найдена, а Тони увеличил масштаб акции и стал каждый год оставлять более 100 подарков на разных континентах.

Параллельно с этим Хоук управляет несколькими бизнес-проектами. Его компании Birdhouse, производящей скейтборды, в этом году исполнится 30 лет. Кроме того, Тони открыл собственную линию одежды в Париже. Легенда скейтбординга также продает спортивные товары, игрушки и не сторонится венчурных проектов. Один из них — мобильное приложение Public. Хоук входит в список инвесторов, совместно вложивших в проект $90 млн. Идея приложения состоит в том, чтобы позволить гражданам США покупать, продавать и обмениваться акциями компаний без комиссии.