Медиафеномен года. Блогерский футбол стал популярным у зрителей и спонсоров

    Команды из любительской медиалиги пошумели и в Кубке России, несколько раз обыграв профессионалов
    В этом сезоне в медиалиге дебютировала команда «Бей Беги», созданная игроками «Спартака» Георгием Джикией (на фото) и Александром Соболевым /Сергей Фадеичев/ТАСС

    Перспектива развития медиафутбольного коммьюнити стала очевидна в 2021 г., когда к блогерским командам «Амкал» и 2Drots добавился конкурент, своего рода ПСЖ от медиафутбола — клуб «На Спорте» бизнесмена Льва Соленова. Контент команд в социальных сетях легко набирал десятки тысяч просмотров, количество подписчиков росло — было ясно, что пора как-то развивать концепцию и выходить за рамки местечковых турниров. За идею зацепился бизнесмен Николай Осипов, у которого к тому моменту уже было свое агентство Unity Athletes, помогающее спортсменам уезжать в США. Он расписал формат Media Football League (МФЛ) и нашел спонсоров. Правда, к марту 2022 г. из внушительного списка остался только один — букмекерская компания Winline.  

    «Новая медиалига отвечала многим нашим внутренним запросам, интуитивно мы искали что-то подобное», — рассказывал летом «Ведомости. Спорту» руководитель новых медиа и PR компании Winline Антон Лисин. Проект, потенциально способный выйти за рамки чего-то обычного, должен был повысить узнаваемость беттинг-бренда у молодой аудитории. Первый сезон получился успешным, и Winline решил продолжить сотрудничество с лигой.  

    Важный компонент зрительского успеха МФЛ — динамичный формат турнира. 10 команд играют по кругу каждая с каждой, после чего формируется таблица: две последние вылетают, остальные же выходят в плей-офф, где борются за выход в финал. В плей-офф нет дополнительного времени, поэтому, если матч закончился вничью, проходит либо серия буллитов (как когда-то в МЛС), либо серия пенальти — способ определить победителя выбирают подбрасыванием монетки.  

    Второй фактор взлетевшей популярности лиги — упаковка продукта. Матчи и внеигровой контент сделан настолько качественно, что некоторые клубы РПЛ могут позавидовать — как съемке, так и подаче материала. Впрочем, это неудивительно: организация трансляции одного матча обходится примерно в 500 000 руб. 

    Третий драйвер роста зрительского интереса к МФЛ — это особенности турнира, которые не могут себе позволить профессиональные лиги. И речь не только про трешток в командных видео. На матчах МФЛ работает система VAR — просмотр эпизода может запросить любой игрок, а переговоры судей показывают в прямом эфире. После матчей устраиваются пресс-конференции с футболистами: обсуждая игру, они разбирают свои ошибки через призму шуток и жизненных историй.  

    По ходу второго сезона МФЛ ввела несколько новых правил — в качестве эксперимента: так, было установлено чистое игровое время (два тайма по 25 минут), введена оранжевая карточка (удаление на семь минут), тайм-аут и красный мяч (гол им засчитывается за два). Большинство было отменено после одного тура, но чистое время, например, прижилось и осталось до конца сезона.  

    В первом сезоне МФЛ, который состоялся весной 2022 г., участвовало 10 команд, среди которых были «Матч ТВ», Roma, Basement и «На Спорте». Победителем дебютного турнира стал 2Drots под руководством экс-капитана ЦСКА Дмитрия Кузнецова — команду негласно называют «Барселоной» российского медиафутбола.  

    Во втором сезоне, завершившимся в начале декабря, в финале команда «Родина Медиа», которую собрал певец T’killah, проиграла по буллитам 2Drots. Победитель получил уже 7,5 млн рублей (в первом сезоне — 5 млн), а лига — 145 000 просмотров финала, что стало новым рекордом МФЛ.  

    15 апреля стартует третий сезон, который продлится до 15 июня. В прошлый раз количество участников расширили до 18 — конкурс был по 40 команд на место, но в итоге расширение лиги себя не оправдало. Призовой фонд, по словам Осипова, увеличится, но несильно — несмотря на успех, лишних денег у лиги пока нет.  

    «Третий сезон должен закрыть рты всем критикам, скептикам, которые считают меня и команду людей, которые делают этот проект, проходимцами и непрофессионалами», — сказал глава МФЛ Telegram-каналу журналиста «СЭ» Севастиана Терлецкого. 

    Популярность медийного футбола дошла и до Испании — в следующем году МФЛ готовятся запустить и там. Основатели проекта, который уже получил название Kings League, — бывший защитник «Барселоны» Жерар Пике и испанский инфлюенсер Ибаи Льянос. Ожидается, что в турнире примут участие 12 команд, а матчи будут проходить в формате «семь на семь». Желание заявить свои команды уже озвучили Икер Касильяс и Серхио Агуэро.

    Другие материалы в сюжете