5 млн рублей призовых, 56 участников и почти 5000 зрителей: что такое чемпионат России по киберспорту

    В 2023 году финальную часть соревнований принимала хоккейная «Уфа-Арена»
    4657 человек за два дня посетили чемпионат России по киберспорту в Уфе /Евгений Разумный / Ведомости

    Исторические виды 

    Обычно восьмитысячная «Уфа-Арена» принимает хоккей – здесь проводит домашние матчи местный «Салават Юлаев», но 20 и 21 мая 2023 г. хозяевами площадки стали киберспортсмены. На льду установили сцену, компьютеры и большой экран – так в столице Башкирии прошел финал чемпионата России по компьютерному спорту (под этим наименованием киберспорт с 2016 г. значится в реестре Минспорта). В отборочных раундах турнира в конце апреля – начале мая приняли участие около 20 000 человек, а на финальный этап приехали 56 лучших. 

    Киберспорт в России активно развивается с начала нулевых, когда появились первые профессиональные клубы, но чемпионат России под эгидой тематической федерации прошел лишь в шестой раз, зато уже с приличным призовым фондом – 5 млн руб. (спасибо целевым отчислениям букмекеров), что на 53% больше, чем в 2022 г.  

    Рост связан в том числе с официальным дебютом в программе популярной видеоигры Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO). Победители в этой дисциплине – команда Cosmo – заработали 800 000 руб. на пятерых. Столько же получили чемпионы по Dota 2 – gigateam 2.0 из Томской области.  

    Кроме командных в программу турнира попали четыре индивидуальных вида: стратегия в реальном времени (StarCraft II), соревновательные головоломки (Clash Royale), файтинг (Tekken 7) и технический симулятор (DCL – The Game). Чемпионы в этих дисциплинах заработали по 250 000 руб. И все же зрители собирались на трибунах «Уфа-арены» под вечер, когда начинались битвы по CS:GO и Dota 2.  

    Вице-президент Федерации компьютерного спорта (ФКС) России Алексей Шемякин объясняет повышенный интерес к этим играм их долгой историей. «Counter-Strike существует уже больше 20 лет, – говорит он. – За это время CS претерпела массу изменений и улучшений, а также обросла значительной аудиторией. Кроме того, командные игры зачастую зрелищнее, чем индивидуальные».  

    По словам Шемякина, шесть дисциплин в программу чемпионата были отобраны по трем критериям – равенство условий, массовость и определяющее значение мастерства, а не случайностей.  

    «В игре DCL – The Game спортсмен управляет дронами, – приводит пример Шемякин. – Характеристики в ней настолько приближены к реальной жизни, что на чемпионатах России по киберспорту побеждают те же самые игроки, которые выигрывают на всероссийских соревнованиях на настоящих дронах».  

    Расширение географии 

    За два дня кибертурнира «Уфа-арену» посетило 4657 человек – в основном школьники и молодежь. Для миллионного и спортивно ориентированного города цифра не слишком впечатляющая, особенно учитывая бесплатный вход: к примеру, в сезоне 2022/23 хоккей в Уфе собирал в среднем почти 7000 человек за матч. Возможно, турниру не хватило рекламной поддержки на месте, ведь, например, в 2021 г. в Челябинске игры киберчемпионата посетило 9700 человек. 

    Зато в онлайне чемпионат России – 2023 традиционно привлек солидную аудиторию: за два дня трансляции в VK собрал 2,7 млн просмотров.  

    Первенство страны ежегодно меняет дислокацию. В федерации это объясняют необходимостью развивать киберспорт по всей стране. Тем более что для организаторов в любом регионе большой сложности принять чемпионат нет. «Сцены подобного масштаба люди научились разворачивать за один-два дня, причем не важно где – в степи, в горах или на хоккейном льду, – объясняет «Ведомости. Спорту» председатель башкирского республиканского отделения ФКС России и комментатор матчей «Салавата Юлаева» Азамат Муратов. – Из оборудования нужно тоже не так много: главное – 12 мощных компьютеров и бесперебойный интернет».  

    Кроме самих киберсоревнований в дни чемпионата в подтрибунных помещениях арены были организованы специальные зоны, где зрители могли попробовать свои силы в футбольных и хоккейных симуляторах, а также в играх с виртуальной реальностью. Каждый желающий мог сфотографироваться с косплеерами, одетыми в костюмы персонажей из компьютерных игр. 

    Перспективы профессии 

    В российском киберспорте – особенно когда речь идет о полупрофессиональных командах – пока нет суперзвезд, поэтому спортсмены на турнире чувствовали себя максимально непринужденно: могли спокойно перемещаться по арене и заглядывать на трибуны. Тем более что многие участники и зрители совпадали по возрасту: никаких паспортных ограничений в киберспорте нет – даже школьник может играть в серьезных турнирах. 

    При этом путь от старта до победы на чемпионате России может занять всего лишь несколько лет. Яркий пример – победитель соревнований по Tekken 7 Алексей 2D_Girl Баранов из Свердловской области. Он всерьез занимается киберспортом всего четыре года, но в драматичном финальном поединке обыграл одного из самых опытных участников – Сергея Strog Платова из Ленинградской области.  

    Платов участвует в чемпионатах России с 2020 г., регулярно доходит до полуфинала, но золото взял лишь однажды. «Играю в Tekken уже больше 10 лет, – рассказывает спортсмен «Ведомости. Спорту». – Порог входа здесь высокий, но, после того как ты его преодолеваешь, понимаешь, что игра настолько глубокая и креативная, что простор для самореализации безграничен». 

    Программа тренировок киберспортсмена во многом индивидуальна и отличается в различных дисциплинах, добавляет Платов: «Например, в Tekken поначалу нужно играть очень много, чтобы развить моторику и привыкнуть к динамике игры, а в будущем для поддержания формы хватит и одного-двух часов в день». Кроме того, многие спортсмены тренируют не только игровые навыки, но также выносливость и внимательность. 

    Для большинства участников чемпионата киберспорт не единственный и не основной источник дохода. У многих есть «мирные» специальности – например, Платов работает в IT. При этом ветеран Dota 2 Сергей Smile Ревин убеждает, что киберспортом можно стабильно зарабатывать даже после окончания выступлений. 

    34-летний Ревин занялся киберспортом в 2007 г. и выступал за несколько известных команд, в том числе Virtus.pro и Navi. В 2011 г. он в составе коллектива Moscow 5 занял пятое место на первом The International – сейчас этот турнир по Dota 2 является самым престижным в мире киберспорта. Ревин завершил карьеру игрока в 27 и теперь работает комментатором и аналитиком. По словам Сергея, в зависимости от нагрузки и количества проходящих турниров люди его специальности могут получать от 100 000 до 1,5 млн руб. в месяц. 

    ФКС нацелена на то, чтобы профессиональных киберспортсменов – тех, кто зарабатывает именно в игровой индустрии, – стало больше. Планируется выстроить систему, похожую на североамериканскую. Ее основным звеном будут студенческие клубы, откуда спортсмены смогут попадать в сборные регионов и даже профессиональные клубы. При этом начать воспитывать будущих киберспортсменов хотят уже в школе.