Друг в зале и смартфон в туалете: как мошенничают в шахматах
За читерство предусмотрены санкции, но доказать факт обмана сложноМошенничество – актуальная проблема современных шахмат. Даже маститые гроссмейстеры рискуют карьерами ради побед и призовых, дискредитируя вид спорта
В начале марта 21-летний американский шахматист Ханс Ниманн приехал в Россию на коммерческий турнир «Аэрофлот Open». В Москве он попутно договорился сыграть выставочный матч с чемпионом мира по рапиду Даниилом Дубовым. Соперники условились, что проигравший пройдет проверку на детекторе лжи – ответит на один вопрос победителя. Россиянин выиграл (9,5:8,5), и теперь у Ниманна, скорее всего, спросят о читерстве – использовании компьютерных программ в ходе матча. Американца подозревают уже несколько лет, с ним отказываются играть многие титулованные шахматисты и не зовут на соревнования. Ниманн отвергает обвинения, хотя и признается, что в юности действительно читерил, пусть и в онлайне.
«Воплощение Фишера»
Скандал вокруг Ниманна разгорелся в сентябре 2022 г., когда на международном турнире в Сент-Луисе действующий чемпион мира Магнус Карлсен неожиданно проиграл Ниманну, игроку с самым низким рейтингом среди участников. В соцсетях норвежец сначала намекал на нечестные методы соперника, а затем открыто обвинил его в жульничестве, призвав организаторов турниров быть бдительнее. Каких-то доказательств Магнус не привел, лишь отметил, что успехи соперника не соответствуют его уровню. «Он играл без напряжения и даже не был сосредоточен, но переигрывал меня так, как способны лишь немногие шахматисты», – заявил чемпион мира в Твиттере (сейчас – Х).
На сторону Карлсена встали многие известные шахматисты, в том числе американский гроссмейстер Хикару Накамура, который напомнил о сомнительной репутации Ханса: его ловили на читерстве еще в 12 лет, пусть и только в онлайн-турнирах. Ниманн ошибки юности не отрицает, но подчеркивает, что с тех пор играет честно. «В 2022 г. уже было известно про его мошенничество в онлайне, – объясняет «Ведомости. Спорту» российский гроссмейстер Петр Свидлер. – Профессиональных игроков, которые признавались в подобном, не так много. Жульничал ли он в партии с Карлсеном или когда-либо вживую? Есть разные мнения, но прямых доказательств не существует».
Сколько раз Ниманн жульничал в интернете, точно не известно. Сам он утверждает, что это были единичные случаи. Но вскоре после скандала в Сент-Луисе The New York Times проанализировала партии игрока и выявила сотню случаев мошенничества в интернете. «Ханс все отрицал, но никаких фактов в свое оправдание не предъявил, – говорит «Ведомости. Спорту» российский гроссмейстер Сергей Иванов. – Он лишь заявил, что его оклеветали, и даже подал в суд на Карлсена, Накамуру и онлайн-платформу Сhess.com».
Иски и читерские эпизоды – важные штрихи к портрету одного из самых эксцентричных шахматистов современности. Он называет себя самым популярным игроком мира, убежден, что способен завоевать шахматную корону, предложил россиянину Яну Непомнящему сыграть со ставкой в $100 000 и съездил в Москву, пока остальные иностранцы отказываются. «Ниманн – очень яркий молодой человек, вызывающий сильные эмоции, – рассуждает Свидлер. – Он думает, что его поддерживает миллионная армия поклонников по всему миру, хотя я в этом не уверен. Ханс – неплохой шахматист, но он считает себя новым воплощением Бобби Фишера (11-й чемпион мира. – «Ведомости. Спорт»). В этом тоже сомневаюсь».
Вскоре после скандального матча в Сент-Луисе Ниманн сошелся с Карлсеном вновь, но Магнус сдался уже на втором ходу в знак протеста. Организаторы многих турниров стали отказывать американцу, опасаясь, что другие участники не захотят с ним играть. Ситуация отчасти разрядилась в августе 2023 г., когда Карлсен и Ниманн урегулировали судебный спор. Впрочем, многие шахматисты по-прежнему относятся к Хансу как минимум с недоверием. Например, в сентябре 2023 г. 14-й чемпион мира Владимир Крамник отказался доигрывать серию онлайн-партий с американцем, усомнившись в честности соперника.
А в декабре 2024 г. на чемпионате мира по блицу Дубов и вовсе не пришел на партию с Ниманном. В Федерации шахмат России сообщили, что Даниил проспал, хотя в эту версию поверили не все – поведение игрока больше походило на протест.
«Шахматный мир не то чтобы разделился, но, на мой взгляд, большинство профессиональных шахматистов – на стороне Карлсена, – отмечает Иванов. – Они понимают, какая это проблема, – как допинг в легкой атлетике. И о ней все знают. Я сам был свидетелем, как на детских соревнованиях выводили 13-летних игроков с телефонами. Еще у нас на чемпионате Петербурга среди мужчин был грандиозный скандал (в 2017 г. претендента на титул Дмитрия Фраймана обвинили в читерстве, его дисквалифицировали на год, но Международная федерация (ФИДЕ) оправдала. – «Ведомости. Спорт»). Но только история с Карлсеном и Ниманном попала на первые полосы газет».
Дубов и Ниманн все же сыграли – в марте в Москве, и этот матч также закончился скандалом. «Во время партий он разговаривал со мной по поводу моих ходов, а после матча не пожал руку, сразу же ушел и сказал, что «клоунада наконец закончилась», – прокомментировал у себя на YouTube-канале Ниманн отказ от полиграфа. Он подчеркнул, что Дубов потребовал от него взять все расходы на организацию проверки – она должна была пройти в ОАЭ. «Не собираюсь платить за все поездки и размещать Дубова в приятном дубайском отеле только лишь для того, чтобы ответить на один вопрос на полиграфе», – заявил Ниманн, а несколько дней спустя согласился на полиграф. Правда, без уточнения деталей по сроку процедуры.
Помощь зала
Пока мошенничество Ниманна не доказано, он по-прежнему имеет право выступать на турнирах. Но в истории шахмат уже есть примеры дисквалификации за читерство. Один из самых свежих датирован осенью 2024 г. На клубном чемпионате мира в Испании румынского гроссмейстера украинского происхождения Кирилла Шевченко уличили в использовании смартфона. Устройство было спрятано в туалете, его нашла уборщица и сообщила организаторам. Те закрыли кабинку и ждали, кто из шахматистов попытается попасть внутрь.
По правилам во время матчей у игроков есть возможность выходить в туалет. Шевченко пользовался им в самые трудные моменты партий, моделировал ситуацию на смартфоне и получал готовые решения. «Когда ты и так хороший шахматист, тебе не нужно смотреть в программе каждый ход, – объясняет Иванов. – Достаточно воспользоваться подсказками несколько раз, чтобы выиграть партию даже у сильного игрока». Кирилла поймали, и он подтвердил подозрения организаторов.
ФИДЕ временно дисквалифицировала Шевченко до конца 2024 г., а 26 марта вынесли окончательный вердикт – три года дисквалификации. Наказание стандартное. Например, грузинский гроссмейстер Гайоз Нигалидзе за такую же попытку обмануть систему в 2015 г. был отстранен на три года. «Я считаю, за такие манипуляции дисквалификация должна быть достаточно жесткая, – убежден Иванов. – И большинство профессиональных шахматистов, думаю, это поддерживают. За допинг в спорте дают несколько лет. Но в шахматах это серьезнее. В других видах спорта за счет допинга можно улучшить какие-то показатели, а у нас благодаря мошенничеству можно сыграть на совершенно ином уровне. Рейтинг Карлсена – 2840. А лучшие программы играют на 3300–3400. Это разница как между сильным гроссмейстером и перворазрядником».
Спрятанный смартфон – самый распространенный способ обмануть систему, но не единственный. В 2006 г. индийский шахматист Умакант Шарма прятал под чалмой беспроводной наушник и слушал советы, не отходя от доски. А на шахматной Олимпиаде-2010 француз Себастьян Феллер использовал более сложносочиненную методику – его сообщник получал подсказки по sms и занимал соответствующие (заранее оговоренные с игроком) позиции в зале. Организаторам показалось такое поведение подозрительным, но наказать Феллера смогли не сразу, только через суд. Шахматиста дисквалифицировали на два года и девять месяцев. «Есть подозрение, может быть, и параноидальное, но ловят только самых ленивых мошенников, – говорит Свидлер. – Тех, кто не особо задумывается, как это сделать не настолько очевидно».
Быстрые решения
Оценить масштабы проблемы в интернете немного проще. Самая популярная шахматная онлайн-платформа Chess.com регулярно публикует статистику по читерам. В частности, она анализирует данные среди участников Титульных вторников – еженедельных турниров для профессионалов с призовым фондом в $5000. Летом 2024 г. Chess.com опубликовала отчет, согласно которому доля мошенников Титульных вторников колеблется в пределах 1–2%. При этом 38% турниров прошли без участия читеров. За доказанное мошенничество платформа наказывает пожизненной блокировкой.
«Существуют сервисы, показывающие правильный ход в прямом эфире в браузере, – объясняет Свидлер. – К сожалению, такие сервисы активно рекламируются и найти их не проблема. Это гонка вооружений. Платформы тоже в курсе, что подобное существует. Они тоже пытаются как-то бороться. Например, Chess.com выпустила свою версию браузера, где невозможно настроить подсказки. Крупные онлайн-турниры проходят теперь только в нем».
По словам Иванова, проблема обострилась во время пандемии, когда шахматы в интернете переживали бум. «Многие турниры стали проводить онлайн, – говорит гроссмейстер. – И там гораздо сложнее отследить мошенничество, хотя с этим тоже борются. Устанавливаются камеры, чтобы было видно игрока за ноутбуком и его комнату. Но все равно мошенники придумывают способы, как это обойти».
Выявить читера помогает его поведение. Подозрения вызывают партии, где игрок с низким рейтингом ничем не уступает сильному шахматисту. Также важным индикатором может стать время на принятие решений. Обычно программы для читеров показывают нужные ходы с небольшой задержкой, за которую они обсчитывают разные комбинации, – три–пять секунд. Если один из игроков делает все ходы с такой регулярностью, одинаково быстро думает даже при самых сложных позициях на доске, то ему, возможно, помогает компьютер.
Дополнительным сигналом служат на первый взгляд неоправданные решения: рискованные жертвы фигур, игнорирование очевидных угроз, слишком самонадеянные комбинации, которые в итоге приводят к победе, но в моменте совершенно нелогичны даже для статусного гроссмейстера. С такими читерами любители встречаются регулярно. При подозрении игрок может пожаловаться на соперника или понадеяться на то, что система сама его выявит. Chess.com банит мошенников и засчитывает ему технические поражения во всех предыдущих партиях, где тот использовал подсказки. «Не знаю точно, насколько распространено в онлайне мошенничество, но некоторые считают, что 20–30% игроков этим пользуются, особенно на турнирах с большими призами», – отмечает Иванов.