Нацпроект объединит все виды транспорта в единую сеть к 2030 году
Развитие инфраструктуры повысит скорость грузоперевозок и мобильность гражданВ этом году началась реализация нацпроекта «Эффективная транспортная система». Его цель – формирование транспортной системы, удовлетворяющей спрос населения и экономики России за счет развития магистральной инфраструктуры единой опорной транспортной сети, говорится на сайте правительства России. Иными словами, нацпроект призван объединить в сеть все виды транспорта, чтобы можно было быстрее перевозить грузы по стране и комфортнее путешествовать на более дальние расстояния. Планируется, что создание бесшовной транспортной системы окажет значительное влияние на экономику.
На протяжении шести предыдущих лет транспортный каркас России серьезно изменился: построена скоростная автомагистраль М12 «Восток» от Москвы до Казани, модернизирована инфраструктура БАМа и Транссиба, создан Центральный железнодорожный транспортный узел в Москве, построены атомные ледоколы для развития Северного морского пути (СМП).
В сентябре президент России Владимир Путин утвердил схему развития высокоскоростного железнодорожного сообщения. Общая протяженность новых магистралей превысит 4500 км, заявил премьер-министр России Михаил Мишустин в своем выступлении на стратегической сессии о развитии скоростного транспортного сообщения 16 сентября. Проект сблизит не только Москву и Санкт-Петербург, но и соединит российскую столицу с Минском (Белоруссия), Екатеринбургом, Адлером и Рязанью. Магистрали интегрируют в существующую транспортную систему страны и создадут новые возможности более чем для 100 млн человек.
Министр транспорта России Андрей Никитин, выступая на сессии, подчеркнул, что сегодня скоростной каркас единой транспортной системы уже показывает свою эффективность, пассажиры и грузоотправители активно пользуются внедряемыми решениями. «Безусловно, задачи, поставленные перед нами президентом и правительством страны, будут решаться с учетом самых новых технологий и отечественного программного обеспечения, на котором должен работать скоростной транспорт. Это касается и технологий строительства», – заявил Никитин. Но самое главное – доступность современного скоростного движения для опорных населенных пунктов, жителей страны, грузоотправителей, подчеркнул он, и эта работа будет продолжена.
Никитин также добавил, что сегодня прежде всего необходимо определить цели, которые будут отражены в долгосрочной стратегии развития отрасли до 2050 г. «Это обеспечение высокой мобильности, рост спроса на скоростные перевозки, выход на мировой уровень конкурентоспособности и экономия самого ценного ресурса – времени пассажиров», – уточнил министр.
Дорога нового поколения
Чтобы путешествия между городами были не только безопасными и комфортными, но и не очень долгими, в стране осваиваются технологии для более быстрых поездок, рассказал Мишустин. Он напомнил, что в 2028 г. планируется запуск первой в России высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт–Петербург протяженностью 679 км. Маршрут пройдет по Ленинградской, Московской, Новгородской и Тверской областям. Время в пути между столицами сократится до 2 часов 15 минут. Составы нового поколения смогут развивать скорость до 400 км/ч. Это почти в 3 раза превышает максимальные возможности таких современных поездов, как «Сапсан», «Ласточка» и «Финист».
Вице-премьер Виталий Савельев 17 сентября на совещании по реализации проекта строительства ВСМ подчеркнул, что, реализовав проект строительства магистрали, Россия войдет в число мировых лидеров развития современных технологий высокоскоростного движения.
Строительство высокоскоростного поезда для ВСМ уже началось. В начале сентября на заводе «Уральские локомотивы» в г. Верхняя Пышма (Свердловская обл.) начали сварку первого кузова поезда. Состав будет состоять из восьми вагонов с четырьмя классами обслуживания и вмещать более 450 пассажиров, рассказывал генеральный директор РЖД Олег Белозеров, выступая на выставке «Россия» в январе 2025 г. У вагонов будет минимальный коэффициент сопротивления за счет аэродинамичной формы, что снизит шум и расход энергии. Первые два опытных образца отправятся на испытания в 2027 г. До конца 2028 г. на маршруте начнут курсировать 28 поездов, а к 2030 г. запустят 43 состава.
Строительство железнодорожных путей для ВСМ также началось. Работы ведутся на участке от Зеленограда до Высокова в Московской области, в них занято около 7300 человек и 3000 единиц строительной техники, говорится в сообщении правительства РФ по итогам совещания по реализации проекта строительства ВСМ. Путь будущей магистрали будет уложен специальными безбалластными рельсовыми плитами. В перспективе разработка будет применяться при строительстве всех проектов ВСМ в России.
Как сообщила заместитель генерального директора РЖД – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Ирина Магнушевская, время пассажиров в пути может сократиться в 4 раза. «В условиях значительной протяженности территории России создание сети ВСМ является стратегической задачей для обеспечения целостности страны с учетом сокращения времени в пути и связанности агломераций», – отметила она в комментарии «Ведомости. Страна». Магнушевская рассказала, что, согласно проектным расчетам, к 2030 г. пассажиропоток первой отечественной ВСМ Москва – Санкт-Петербург составит до 23 млн пассажиров. Также необходимо учитывать, добавила она, что при создании сети ВСМ будут созданы предпосылки для высвобождения пропускной способности на существующих железнодорожных линиях, этот параметр оценивается до 100 млн т.
Сегодня грузовые поезда, освобождая путь «Сапсанам», пользуются окружными маршрутами и вместо 800 км преодолевают 1070 км, сообщал в июне этого года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) Белозеров. Из-за этого увеличиваются сроки доставки грузов, расходы перевозчика и затраты владельцев грузов. Возможность запустить по освободившемуся маршруту грузовые поезда принесет дополнительные 30 млн т грузоперевозок и экономия составит минимум 600 млрд руб. инвестиций, говорил гендиректор РЖД.
По нацпроекту предполагается развивать и другие транспортные артерии, включая комплексное обновление пунктов пропуска. Планируется, что к 2030 г. скорость досмотра груза на границе сократится до 10 минут. Для решения этой задачи планируется модернизировать и построить 27 пунктов пропуска через госграницу на ключевых международных направлениях, сообщал Минтранс в апреле этого года.
Морские ворота
Протяженность внутренних водных путей России составляет почти 102 000 км, из которых 49 000 км – судоходные. По нацпроекту «Эффективная транспортная система» модернизируют 31 объект на реках, включая масштабную реконструкцию гидросооружений в ключевых бассейнах: Волжском, Камском, Азово-Донском и др. Это не только строительство и модернизация самих сооружений, но и дноуглубительные работы, расчистка русел рек и укрепление берегов.
Ключевые объекты – Багаевский и Городецкий гидроузлы. На первом, в Ростовской области, идет строительство судоходного шлюза. Это обеспечит гарантированную глубину 4 м на 85-километровом участке реки Дон и повысит пропускную способность с 12 млн до 19 млн т грузов. По словам первого заместителя министра транспорта России Валентина Иванова, завершенный объект позволит утроить объемы перевозок по Дону. Городецкий гидроузел в Нижегородской области после модернизации шлюзов и углубления дна до 4 м увеличит пропускную способность с 3,6 млн до 20 млн т.
Развитие внутренних водных путей позволит перенаправить часть грузов с железной дороги на речной транспорт. Например, перевозки по реке Амур можно увеличить в 10 раз, если построить новый флот, портовую инфраструктуру и увеличить глубины до коммерчески эффективных, считает член совета директоров АО «Амурское пароходство» Владимир Калиниченко. По его мнению, одно из перспективных направлений – мультимодальные перевозки из стран Азиатско-Тихоокеанского региона по схеме «река – море». «Через порт Николаевск-на-Амуре можно ежегодно транспортировать до 20 млн т китайских грузов. Но без обновления флота и инфраструктуры рост до 4,5–7,7 млн т останется недостижимым», – отметил он.
Согласно заявлению заместителя министра транспорта Александра Пошивая, к 2027 г. за счет создания транспортно-перегрузочных комплексов объем перевалки в речных портах планируется увеличить на 20% до 151,1 млн т.
Чтобы усилить экспортные возможности страны, по нацпроекту обновляются 15 морских портов. Эти преобразования затрагивают в том числе внешнеторговые терминалы и причалы. По итогам прошлого года совокупная мощность морских портов достигла 1,4 млрд т, сообщали в марте 2025 г. в Росморречфлоте.
Для укрепления Трансарктического коридора планируется соединить морские порты с железнодорожной сетью, заявлял Путин в марте 2025 г. на пленарном заседании VI Международного арктического форума «Арктика – территория диалога» в Мурманске. Это потребует расширения действующих арктических портов и создания новых. Например, пропускную способность Мурманского транспортного узла планируется утроить к 2026 г. за счет строительства новых терминалов и расширения железнодорожных подходов. Общая пропускная способность железнодорожных подходов к порту Мурманска должна достичь 45 млн т, включая 18 млн т на новой 50-километровой ветке, говорилось на рабочей встрече Никитина с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом в августе 2025 г.
Перевалка грузов через порты Дальнего Востока, по прогнозу Минтранса России, озвученному на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) в сентябре этого года, к 2030 г. увеличится до 465,6 млн т, что соответствует росту портовых мощностей на 25% по сравнению с показателем на начало этого года. В ближайшие годы планируется модернизация пяти дальневосточных портов: Владивостока, Ванино, Восточного, Корсакова и Анадыря.
Северный маршрут
На форуме в Мурманске Путин говорил, что в Арктике формируется 7% ВВП России и около 11% экспорта. При этом есть серьезные перспективы для дальнейшего комплексного развития региона. Как отметил президент России, СМП должен стать ключевым участком Трансарктического транспортного коридора.
Развитие маршрута протяженностью 5600 км происходит за счет налаживания регулярных грузоперевозок, и, как сообщил, выступая на ВЭФе, председатель Совета участников судоходства по Северному морскому пути Сергей Франк, за последние годы грузопоток по трассам СМП «продемонстрировал убедительную динамику». «В мире мало других крупных транспортных систем, темпы роста грузопотока которых за последние пять лет сопоставимы с Севморпутем», – подчеркнул Франк.
Новые горизонты
Развитие транспортной инфраструктуры по нацпроекту выглядит поступательным и системным, считает исполнительный директор Российской академии транспорта Илья Потапов. «За последние годы удалось одновременно достичь прогресса в трех важнейших направлениях: построить и модернизировать ключевые объекты транспорта, оцифровать процессы и сервисы, а также обеспечить транспорт, который стал быстрее, удобнее и надежнее для пассажиров», – говорит он. Новые скоростные магистрали и железнодорожные коридоры измеряются уже не километрами, а часами, которые экономят пассажиры, подчеркнул Потапов.
По мнению Потапова, создание единой системы, где автомобильные, железнодорожные, воздушные и водные пути совместно с цифровыми сервисами будут усиливать друг друга, станет главным достижением реализации нового нацпроекта. В будущем, по его словам, необходимо углубить эту интеграцию до формата «единой экосистемы» со сквозной логистикой от отправителя до получателя.