Запрос на техлидерство выдвинул новые требования к системе высшего образования
Многие университеты уже адаптируются для достижения задач, обозначенных президентомДостижение настоящего технологического суверенитета требует от системы высшего образования работы на опережение, развития инженерного образования и технологического предпринимательства. Об этом в июне 2022 г. говорил министр науки и высшего образования Валерий Фальков на парламентских слушаниях в Госдуме. В мае того же года он объявил, что Россия отказывается от двухуровневой Болонской системы (бакалавриат + магистратура) и переходит к собственной системе высшего образование. В ее основе, по словам Фалькова, будут лежать интересы национальной экономики и интересы самих учащихся.
Уже с 2026/27 учебного года все университеты начнут поэтапный переход на систему обучения, отвечающую запросам отечественного рынка труда и курсу на достижение технологического лидерства. «Ведомости. Страна» узнала, как вузы развивают инженерные школы и мастерские, какие уникальные компетенции получают в них студенты и как университеты выстраивают сотрудничество с индустриальными партнерами для подготовки кадров будущего.
Наказ от президента
Президент Владимир Путин в феврале 2024 г., обращаясь к представителям Федерального собрания, заявил о необходимости добиться технологического суверенитета в тех сферах, которые обеспечивают устойчивость экономики. К ним относятся робототехника, транспорт, беспилотные, авиационные, морские и другие системы, экономика данных, химия и новые материалы, перечислил президент.
Реализация этого поручения невозможна без серьезного усиления кадрового потенциала страны. Задачи достижения технологического лидерства, поставленные президентом, освоение новых технологий, которые приходят в жизнь, требуют большого человеческого потенциала, подчеркнул 10 декабря секретарь Государственного совета РФ Алексей Дюмин на расширенном заседании комиссии совета по направлению «Кадры».
Заместитель руководителя администрации президента Максим Орешкин выделил три временных горизонта в вопросах подготовки кадров. В краткосрочной перспективе речь идет о преодолении дефицита специалистов и обеспечении текущих потребностей экономики и социальной сферы. Среднесрочный фокус связан с корректировкой системы образования. Ее цель состоит в том, чтобы выпускники получали компетенции, позволяющие им профессионально расти на протяжении всей жизни, продолжил он. В долгосрочном плане стране предстоит ответить на технологические вызовы, связанные с автономными системами, искусственным интеллектом (ИИ) и платформенными решениями, которые существенно меняют рынок труда. Искать такие ответы необходимо уже сегодня, уверен Орешкин.
Министр просвещения Сергей Кравцов также заявил о необходимости синхронизировать систему образования и кадровый прогноз. По его словам, профориентация в школах и контрольные цифры приема в колледжах должны учитывать актуальные потребности экономики. Сейчас создаются возможности для участия бизнеса в развитии системы образования, добавил министр.
Вузы и подготовка кадров
В Московском государственном техническом университете (МГТУ) им. Н. Э. Баумана создана экосистема практико-ориентированных пространств, направленных на подготовку кадров будущего, рассказал «Ведомости. Стране» представитель пресс-службы вуза. В университете работает более 50 научно-образовательных центров и студенческих конструкторских бюро по различным направлениям: робототехника, космические, транспортные технологии, технологии ИИ и др. «Важной частью этой системы является передовая инженерная школа (ПИШ) «Системная инженерия ракетно-космической техники», которая уже сейчас действует на принципах отраслевого факультета», – пояснил он. По словам представителя МГТУ, основная задача вуза – заинтересовать молодое поколение инженерной профессией. Для этого проводится просветительская работа: дни открытых дверей, экскурсии, мастер-классы. В вузе также действует проект «Университетские смены», где школьники из разных регионов в течение 10 дней погружаются в жизнь МГТУ, работают над собственными проектами в сферах автоспорта, робототехники или космоса, используя возможности наших лабораторий и центров, добавил он.
Сегодня наряду с промышленными предприятиями базовые кафедры в Московском физико-техническом институте (МФТИ) открыли и ведущие финтех- и IT-компании, говорит директор по взаимодействию с базовыми организациями вуза Антон Кожемяченко. Спектр прикладных разработок института расширился: от фотоники, квантовых технологий и ИИ до биотехнологий, проектирования беспилотных авиационных систем и других направлений, пояснил он. Вне зависимости от направления подготовки к третьему курсу каждый студент должен выбрать базовую кафедру, открытую на Физтехе организацией-партнером. По словам Кожемяченко, такая модель развивает в них не только глубокие предметные знания, но и то, что рынок труда сегодня называет «компетенциями будущего». «[Это и] умение работать в междисциплинарных командах, вести проекты от постановки задачи до прототипа, общаться с индустриальными партнерами на одном языке, принимать решения в условиях неопределенности, быстро осваивать новые технологии и инструменты», – подчеркнул он.
Путь в эту систему для школьников и студентов колледжей начинается до зачисления на первый курс. Олимпиады, профильные смены, проектные школы, инженерные и естественно-научные мероприятия, которые проводит МФТИ вместе с партнерами, позволяют ребятам увидеть реальные задачи, над которыми работают ученые и инженеры, продолжил Кожемяченко. Помимо этого они могут попробовать свои силы в проектной деятельности и понять, что за каждой технической профессией будущего стоит конкретный живой контекст – лаборатория, команда, предприятие, заключил он.
Томский государственный университет (ТГУ) – это один из шести вузов – участников пилотного проекта по трансформации высшего образования, напомнил исполняющий обязанности директора Высшей инженерной школы агробиотехнологий (ВИША) «Агробиотек» вуза Кирилл Голохваст. Он рассказал, что пилотные университеты уже заложили новую архитектуру высшего образования – фокус сместился на активное участие вузов в развитии технологического лидерства страны. «В основе модели, которую апробирует ТГУ, лежит ориентация на национальную рамку квалификаций, гибкие сроки обучения и тесную работу с индустриальными партнерами», – подчеркнул он. В подготовке и реализации новых образовательных программ участвуют более 300 компаний – лидеров передовых отраслей: ИИ, финтех, беспилотные летательные аппараты, химия и новые материалы и др.
Например, студенты-химики проводят лабораторные практикумы в международной компании «Солагифт», а физико-техники работают над инженерными задачами в сфере беспилотных авиационных систем для ГК «Геоскан», пояснил Голохваст. ВИША «Агробиотек» совместно с лидерами отрасли готовит современных агробиоинженеров. Студенты проходят обучение в условиях, приближенных к реальным: они выполняют проекты в интересах компаний-партнеров – «АртЛайф», «Сибагро», «Томское молоко», «Солагифт», «Сибирский кедр», «Август», «Межениновская птицефабрика» и др., заключил Голохваст.
На базе Московского государственного технологического университета (МГТУ) «Станкин» открыта ПИШ «Технологическая база машиностроения», рассказал представитель пресс-службы вуза. Среди направлений работы школы – станкостроение, создание высокопроизводительных инструментов и производственный инжиниринг. В рамках ПИШ реализуется модель подготовки инженера, у которого есть квалификация конструктора и технолога. Такой специалист готов работать в условиях цифровой трансформации отраслей, развития машиностроительных технологий без адаптационного периода, пояснил он.
У вуза также есть Центр технологической поддержки образования (ЦТПО), который преимущественно занимается разработкой, реализацией и сопровождением дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ обучающихся с 5-го по 11-й класс. На базе ЦТПО реализуются программы по компьютерному моделированию и прототипированию, робототехнике, программированию и технологии современного производства. «МГТУ «Станкин» на постоянной основе осуществляет профориентацию учащихся школ для их дальнейшего поступления на инженерно-технические направления подготовки», – заключил представитель вуза.