Россия усиливает связь образования с потребностями экономики
Региональные программы профориентации и партнерство с бизнесом формируют будущий кадровый резерв страныНеотъемлемой частью государственной политики по подготовке кадров стала профориентация, сказал 10 декабря министр просвещения Сергей Кравцов на расширенном заседании комиссии Государственного совета по направлению «Кадры». В каждом субъекте уже утверждена своя программа, отметил министр. В лидерах по участию школьников в профориентационных мероприятиях – Якутия, Вологодская и Ростовская области, добавил он. До 2032 г. в среднем необходимо будет вовлекать в экономику порядка 1,7 млн человек в год, отметил министр труда и социальной защиты Антон Котяков. По его словам, это сопоставимо с численностью выпускников – на счету буквально каждый молодой специалист.
Ключевые задачи, которые стоят перед государством в этой сфере, – точное прогнозирование перспективной кадровой потребности и качественная профориентация, позволяющая каждому молодому человеку найти свое призвание, а также сближение потребностей экономики с программами подготовки как в количественном, так и в качественном измерениях. «И, конечно, наращивание объемов дополнительного образования с учетом новых технологических запросов», – сказал Котяков.
Совокупный спрос на работников с высшим образованием составит 4,75 млн человек в 2032 г., следует из прогноза Минтруда. Преимущественно среди них специалисты высшей квалификации (3,3 млн). Речь идет об инженерах, IT-специалистах, врачах, педагогах и ученых, отмечал Котяков 4 декабря в ходе пленарной сессии Всероссийского кадрового форума. Одновременно рост производительности труда и развитие информационных технологий увеличивают потребность в высококвалифицированных специалистах в таких отраслях, как сельское хозяйство, торговля и логистика, говорил он.
Опыт регионов
Ленинградская область развивает систему профориентации, которая охватывает школьников, а также студентов колледжей и вузов, рассказал «Ведомости. Стране» директор РАНХиГС в Санкт-Петербурге Андрей Хлутков. Регион реализует практико‑ориентированные программы через Центр профессиональных компетенций и делает ставку на прямое знакомство школьников и студентов с производством. Он отметил, что проект «Малый город – город моей карьеры. Профориентация 2.0» демонстрирует этот подход. «Когда ребята попадают на предприятия и видят процессы изнутри, интерес к региональной промышленности растет в разы», – пояснил Хлутков. То, что 74% участников таких выездов рассматривают промышленные предприятия в качестве будущего работодателя, – серьезный результат, который напрямую влияет на кадровый резерв, указал он.
«Ситуация в экономике, в глобальной конкуренции быстро меняется. С учетом острого, чувствительного для предприятий дефицита кадров нужно уже сейчас предпринимать нестандартные, зачастую и экстраординарные шаги».
Хлутков отметил, что совместная работа образовательных учреждений, предприятий и органов власти позволяет синхронизировать учебные программы с реальным спросом на рынке труда. Образование получает доступ к актуальным запросам предприятий, бизнес – к мотивированным будущим кадрам, а органы власти видят, как эти элементы сходятся в общую стратегию развития территории. «Если говорить о тенденциях, то полагаю, что регионы в целом и Ленинградская область в частности будут и дальше уходить от формальных мероприятий к более глубокому погружению школьников и студентов в рабочие процессы», – считает он. Акцент сместится в сторону практики, наставничества, проектных задач вместе с предприятиями, заключил Хлутков.
Кадровая работа с жителями Липецкой области выстроена по принципам глубокой сегментации и адресности по определенным группам, пояснила директор регионального филиала РАНХиГС Елена Гончарова. К этим группам относятся молодежь, участники спецоперации и их семьи, а также женщины, перечислила она. В регионе также появился первый в стране Молодежный центр карьеры.
Гончарова отметила, что принципиальное отличие центра от традиционной профориентации – это системность, долгосрочность и практическая направленность. Это не разовая консультация, а сопровождение по всей длинной карьерной траектории – от первого знакомства с профессиями в школе до помощи в трудоустройстве выпускнику вуза. Центр отвечает запросам поколения Z, использует современные технологии и позволяет не просто рассказать о профессии, а дать ее «попробовать», отметила она.
Чем отвечают компании
Одно из предприятий холдинга ГК «Полипласт» – АО «Хромпик» реализует проект «Молодые кадры». По словам представителя пресс-службы холдинга, он направлен на создание единого образовательного пространства в системе «школа – политехникум или университет – предприятие». Помимо этого его задача – подготовить квалифицированных рабочих и специалистов для предприятия. Среди партнеров завода по подготовке кадров – Первоуральский политехникум, Первоуральский металлургический колледж, Управление образования муниципального округа Первоуральск, Уральский государственный лесотехнический университет и др., отметил он. Школьники знакомятся с производством на ознакомительных экскурсиях, а также встречах со специалистами и рабочими завода.
«Говорить о результатах программы преждевременно. Первый целевой профильный выпуск в политехникуме ожидается в 2027 г. – будут выпускаться 25 студентов», – рассказал представитель ГК «Полипласт». По его словам, в 2025 г. было также заключено 90 целевых договоров со студентами Первоуральского политехникума. По прогнозам холдинга, основная часть ребят примет решение продолжить свое профессиональное развитие на заводе. У каждого будет возможность и в дальнейшем получать образование в вузе, заключил представитель ГК «Полипласт».
«Привлекая молодые кадры в сферу цифровизации промышленности, мы ищем специалистов с гибридным мышлением, со способностью состыковать IT-задачи с конкретикой заводских цехов и технологических процессов», – отметила бизнес-партнер по персоналу ГК «Цифра» Екатерина Ткаченко. Такой специалист, по ее словам, видит ценность данных в физическом мире и понимает, что его работа напрямую влияет на эффективность реального производства. ГК «Цифра» ежегодно организует летние практики и стажировки для студентов колледжей и вузов.
Летом 2025 г. на стажировку подали заявки 750 человек, из которых удалось отобрать 50 студентов по различным направлениям, рассказала Ткаченко. Помимо этого компания сотрудничает с Санкт-Петербургским госуниверситетом телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, НИУ «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургским горным университетом и другими вузами. «Работа ведется по разным векторам – от консультаций и лекций по цифровой трансформации до создания практических лабораторий для студентов», – заключила она.
Вице-президент ГК InfoWatch по науке и образованию Андрей Зарубин рассказал «Ведомости. Стране» о регулярных экскурсиях для школьников по офису группы, где их знакомят с историей, продуктами и корпоративной культурой, а также предлагают поучаствовать в мастер-классах. Компания также открыла базовые кафедры в Московском государственном институте электроники и математики НИУ ВШЭ, сформировала лабораторные комплексы на основе собственных технологий и рабочие программы дисциплин, продолжил Зарубин. «Мы также запустили три федеральные олимпиады для студентов вузов и колледжей, сформировали программу подготовки преподавателей вузов и колледжей, реализовали несколько научно-исследовательских работ», – добавил он.
«Я считаю, что сейчас мы находимся в переходном периоде, когда образование, бизнес и технологии синхронизируются, чтобы подготовить, так сказать, сотрудников нового поколения», – пояснил директор по персоналу «Мойофиса» Кирилл Ширяев. Ключевым становится системный подход к развитию молодых талантов под конкретные задачи компании. Технологии меняются стремительно, но есть вещи, которые останутся ценными всегда: умение мыслить критически и работать в команде, подчеркнул Ширяев. Генеральный директор АНО «Хаб знаний Мойофис» Светлана Гиацинтова также добавила, что компания участвует в нескольких проектах с академическими партнерами: школами, колледжами и вузами. Помимо этого проводятся экскурсии для старшеклассников – в основном для учащихся инженерных и IT-классов, заключила она.