Президент Владимир Путин на ВЭФе назвал ДВФУ форпостом развития образования в регионе
Эксперты указывают, что нужно сохранять кадры в регионе и повышать привлекательность всех вузовДальневосточный университет – это форпост российского образования, это «вывеска в хорошем смысле этого слова», заявил президент Владимир Путин 12 сентября в ходе пленарного заседания ВЭФа. В связи с этим он призвал ректора ДВФУ Бориса Коробца поддерживать матчасть вуза в блестящем состоянии. Его предшественник, Никита Анисимов, с 2021 г., к слову, возглавляет ВШЭ.
«Она должна блестеть, эта матчасть. Это тоже имеет значение для студентов, для тех, кто приезжает на обучение», – подчеркнул президент. Путин отметил, что вуз приобретает все большее значение, потому что в ДВФУ стремятся поступить абитуриенты и из европейской части, и из-за границы. «Это говорит о том, что уровень преподавания здесь является стабильно высоким. Надеюсь, что так и будет, будет только улучшаться», – подытожил президент.
Согласно рейтингу университетов RAEX, он занимает 26-е место среди топ-100 лучших вузов страны. Количество поданных заявлений в ДВФУ за эту приемную кампанию выросло на 20% по сравнению с прошлым годом.
Исполняющий обязанности ректора ДВФУ Борис Коробец на пресс-конференции рассказал, что по сравнению с 2021 г. количество заявлений увеличилось с 28 110 до 35 331. Их подали 11 890 абитуриентов из 81 региона России против 9454 в прошлом году. Еще один рекордный показатель – в ДВФУ поступает 81 человек, набравший 100 баллов на ЕГЭ, подчеркнул он.
В пресс-службе ДВФУ сообщили «Ведомостям» о возможном увеличении проходных баллов к началу приемной кампании 2024 г. «С учетом того, что заявлений существенно больше, чем в прошлом году, можно смело предполагать, что проходные баллы в ДВФУ станут выше», – отметил представитель вуза.
Говоря в целом о развитии образования и кадровой политике Дальнего Востока, Путин отметил необходимость Владивостоку, Хабаровску, Биробиджану и Благовещенску создавать возможности, чтобы студенты после окончания вузов оставались жить в своих регионах. Сделать это позволит, по мнению президента, создание креативных отраслей и формирование комфортных условий для малого и среднего бизнеса.
Помимо классических, в регионе есть отраслевые вузы, одним из которых является Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (Дальрыбвтуз). В составе университета – четыре профильных института: Мореходный институт, Институт рыболовства и аквакультуры, Институт пищевых производств, Международный институт. У них есть своя специфика.
«У нас обучаются будущие экономисты и менеджеры, экологи и пищевые технологи, специалисты в области промышленного рыболовства, электроэнергетики, будущие капитаны и рыбаки», – рассказал «Ведомостям» представитель пресс-службы вуза. Студенты проходят практику на собственном парусном корабле вуза «Паллада». Ежегодно судно совершает несколько учебных рейсов в акватории Японского моря. При этом на его борту проходят практику и курсанты других образовательных учреждений Росрыболовства, добавил он.
Терентьев считает, что развитие университетов на Дальнем Востоке – одна из приоритетных социально-экономических задач, которая способствует сокращению оттока молодежи. По его словам, у региона есть потенциал не только сосредоточиться на сохранении специалистов для внутреннего рынка, но и привлекать студентов из других субъектов. «У вузов в этом регионе уже есть заметные успехи: с каждым годом все больше студентов поступают в ДВФУ ради уникальных программ, в частности связанных с изучением океана. Камчатский государственный университет запустил уникальную программу по сейсмологии, которая должна стать точкой притяжения для изучения вулканов», – пояснил он.
Помимо этого в рамках нацпроекта «Наука и университеты» Минобрнауки создаст сеть современных кампусов в Южно-Сахалинске и Хабаровске. «Кампусный проект предполагает системную трансформацию университета в части развития образования, науки и открытости городу – то, что традиционно называется «третьей миссией вузов», – подчеркнул Терентьев.
На территории почти каждого субъекта ДФО cформирована полноценная система высшего образования по всем направлениям подготовки, указывает профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Это медицинские, педагогические и сельскохозяйственные университеты. «Выделяются и другие сферы: например, в Хабаровском университете очень сильное авиастроение. Оно же замечательно развито и в Комсомольском-на-Амуре государственном университете», – говорит Абанкина.
Терентьев отмечает, что у большинства университетов региона также есть амбиции привлекать иностранных студентов, прежде всего из Азии. У региональных вузов налажены международные связи, согласна Абанкина: студенты и ученые из Китая, Монголии и Японии активно приезжают обучаться и заниматься наукой.
При этом есть ряд проблем, на решение которых стоит обратить внимание. В частности, Абанкина выделяет недостаточно высокий уровень школьного образования. «Из-за этой проблемы региону также не удавалось стать центром притяжения кадров, молодых семей. Мы видим отток населения, но надеемся, что инвестиции и вложения государства ситуацию изменят», – заключила она.