СП предупредила о риске аварий из-за состояния гидротехнических сооружений в ДФО

    Плотины и дамбы могут не выдержать повышенной нагрузки во время паводков
    Александр Чиженок / PhotoXPress.ru
    Александр Чиженок / PhotoXPress.ru

    Большая часть гидротехнических сооружений (ГТС) на Дальнем Востоке (429 из 743) имеют неудовлетворительный уровень безопасности, и в случае паводков нет гарантий, что они смогут предотвратить или снизить негативное воздействие вод. К такому выводу пришла Счетная палата (СП) в ходе проверки использования средств федерального бюджета и госсобственности при проведении водохозяйственных мероприятий на водных объектах ДФО за 2020–2023 гг. и истекший период 2024 г.

    Всего за указанный период на охрану и использование водных объектов Дальнего Востока было направлено 20,5 млрд руб., в том числе 17,8 млрд руб. – из федерального бюджета. При этом часть ГТС эксплуатируется без декларации безопасности и без обязательного страхования гражданской ответственности, говорится в отчете СП. Средства на эксплуатацию ГТС в бюджетах регионов «зачастую» не предусмотрены, утверждается там же. «Указанные проблемы и недостатки создают риски снижения срока службы и эксплуатационной надежности ГТС, что может привести к дополнительным затратам бюджетов всех уровней на ликвидацию последствий аварий», – приводит контрольное ведомство слова аудитора СП Сергея Мамедова. Также, как отмечает СП, проверка выявила, что местные органы власти Приморского и Хабаровского краев выдавали разрешения на строительство объектов без инженерной защиты в границах зон затопления. Это может иметь негативные последствия, подчеркивается в отчете. «Ведомости» направили запросы в региональные администрации.

    Кроме того, СП выявила «многочисленные нарушения» законодательства при заключении и исполнении контрактов на строительство и ремонт ГТС, а также на проведение водохозяйственных мероприятий на общую сумму 689,1 млн руб. Среди ключевых нарушений: заключение контрактов с недостаточно квалифицированными подрядчиками, некачественная подготовка проектно-сметной документации, непринятие мер по взысканию причиненного ущерба по вине подрядчика. «Все это повлекло удорожание стоимости строительства ГТС на сумму 4,5 млрд руб., перенос сроков завершения строительства (до шести лет), а также потерю актуальности разработанной проектно-сметной документации по водохозяйственным мероприятиям на общую сумму 286,8 млн руб.», – отмечается в документе.

    Исходя из приведенных слов Мамедова, в Приморском крае уже приняли меры по возмещению ущерба в размере более 15 млн руб., а также уменьшили стоимость контрактов на 31 млн руб. Подрядные организации, в свою очередь, выполнили работы по устранению выявленных недостатков.

    О результатах проверки СП проинформировала Совет безопасности. Также для решения обозначенных проблем СП направила рекомендации в Минприроды и Минстрой. В частности, Минприроды контрольное ведомство рекомендует заняться возобновлением участия российской стороны в проведении российско-китайского мониторинга качества трансграничных вод, а Минстрою – разработать типовые условия контракта на проведение строительного контроля на линейных объектах и установить законодательный запрет на привлечение к строительному контролю неаттестованных специалистов. Ростехнадзору рекомендуется проработать вопрос о внесении изменений в законодательство в части проведения плановых надзорных мероприятий в отношении ГТС третьего класса (к такому типу относилась дамба в Орске, из-за прорыва которой в апреле 2024 г. произошло наводнение). «Ведомости» направили запрос в указанные министерства и ведомство с просьбой оценить рекомендации аудиторов.

    Отголоски паводков в Орске

    Профильные министерства выступали с рядом инициатив для решения выявленных из-за паводков в Оренбургской области проблем. Как писали «Ведомости» 16 октября 2024 г., Минстрой предложил проводить государственную экспертизу в отношении проектной документации и инженерных изысканий при строительстве объектов третьего класса ответственности. В пояснительной записке к разработанному им документу говорилось, что сейчас отмечается не очень высокий уровень проектирования сооружений инженерной защиты. В июне того же года Минприроды разработало проект постановления, в котором говорилось о необходимости технико-экономического обоснования мероприятий по защите Орска от затоплений, писали «Ведомости».

    ДФО – это один из наиболее паводкоопасных округов России: там таяние снега и ледоход весной в верховьях рек (Амур, Зея, Бурея) часто совпадают с затяжными дождями, а также на Дальнем востоке находятся крупные реки с обширными поймами и низменными участками, чувствительными к повышению уровня воды, сказал академический эколог, младший научный сотрудник Института водных проблем РАН Артем Акшинцев. Обозначенные в отчете проблемы означают, что во время экстремального паводка даже один слабый узел в системе может стать причиной цепной аварии – разрушения дамбы, затопления населенных пунктов, сельхозугодий, промышленных объектов, объясняет он. При отсутствии аварийного реагирования и надлежащего мониторинга последствия могут быть катастрофическими, предупреждает Акшинцев. При этом такая ситуация типична не только для ДФО. «Проблема неудовлетворительного состояния ГТС общероссийская», – признает он.

    На Дальнем Востоке действительно «серьезные» проблемы с качеством ГТС, особенно в Приморском крае, а также Хабаровском крае и Амурской области, заявил депутат Госдумы от регионов ДФО Алексей Корниенко (КПРФ). Для этих территорий характерны систематические природные катаклизмы – цунами и дожди, которые с каждым годом становятся все сильнее, говорит депутат. Из-за этого в обозначенных субъектах и происходят подтопления, которые наносят «колоссальнейший ущерб» экономике макрорегиона, а также нередко уносят человеческие жизни, сказал он. «Это серьезная проблема, и больше половины небезопасных ГТС – это тоже серьезно. Нужна комплексная государственная программа на уровне профильных министерств и глав регионов», – заявил депутат.

    Комбинация частых экстремальных паводков, высокий износ и бесхозность части дамб означают, что риск аварий в ДФО существенный, констатирует эколог Илья Рыбальченко. «Это не гарантия тотального провала – крупные ГЭС (Зейская, Бурейская, Колымская) проектировались с запасом прочности и регулярным мониторингом, но многочисленные низконапорные земляные дамбы вдоль Амура и притоков остаются уязвимым звеном», – подчеркнул он.

    Вопрос о качестве ГТС обострился после весенних паводков 2024 г., которые накрыли 39 регионов России. Одним из наиболее пострадавших регионов стала Оренбургская область. Прорыв дамбы в Орске произошел «в связи с несвоевременно принятыми мерами, направленными на содержание гидротехнического сооружения в надлежащем техническом состоянии», сообщила прокуратура региона 6 апреля 2024 г.