Андрей Лавров: «Мы рассматриваем развитие через три призмы: людей, финансы, технологии»

Генеральный директор АО «Гринатом» о ключевых трендах в атомной отрасли и развитии кадров
Генеральный директор АО «Гринатом» Андрей Лавров
Генеральный директор АО «Гринатом» Андрей Лавров /Алексей Орлов / Ведомости

В последние годы атомная отрасль, как и российская промышленность в целом, трансформируется. Развитие таких технологий, как искусственный интеллект (ИИ) и облачные вычисления, открывает новые возможности для повышения производительности и безопасности, а переход на отечественные решения становится важным направлением для обеспечения независимости и устойчивости. При этом ключевую роль в этих процессах играют кадры. О том, как именно технологии и подходы к подготовке сотрудников меняют будущее атомной промышленности, «Ведомости. Инновациям и технологиям» рассказал Андрей Лавров, генеральный директор АО «Гринатом» – IТ-интегратора госкорпорации «Росатом».

«Атомная отрасль требует комплексного подхода»

– Какие технологии, на ваш взгляд, будут иметь наибольшее влияние на будущее атомной отрасли?

– Одна из главных технологий будущего – искусственный интеллект (ИИ). В ближайшие 10 лет мы видим большой потенциал в применении ИИ для автоматизации процессов и ликвидации рутины в атомной отрасли. Мы уже внедряем ИИ-помощников в наши системы, чтобы ускорить работу с данными, повысить точность принимаемых решений и дать специалистам возможность сосредоточиться на более творческих и стратегических задачах. Наша цель к 2035 г. – кратный рост производительности, и, по нашему мнению, грамотное использование ИИ – самый быстрый и эффективный способ для ее достижения.

Андрей Лавров

С 2009 г. занимал руководящие позиции на различных предприятиях атомной отрасли, где курировал вопросы цифровизации и импортозамещения.

В «Гринатоме» с 2018 г., в должности первого заместителя генерального директора лидировал трансформацию IT-блока. Началась разработка собственных IT-продуктов, реализованы масштабные проекты по импортозамещению корпоративных систем, внедрена новая модель взаимодействия с заказчиками через формирование центров компетенций. 

Возглавил «Гринатом» в мае 2025 г.

Еще важно отметить развитие облачных вычислений и суверенизацию технологий. Так, облачные решения позволяют обеспечить гибкость компаний, входящих в контур «Росатома», однако требуют высокой степени защиты данных, особенно в таком чувствительном секторе, как наш. Одновременно мы видим, как в последние годы усиливается потребность технологической устойчивости. Поэтому внедрение отечественных решений для хранения и обработки данных имеет ключевое значение в обеспечении независимости и безопасности атомной отрасли прямо сейчас.

Мировые тренды ничем не отличаются от российских: ИИ, технологический суверенитет и облачные технологии – три направления, которые развивают и в которые инвестируют все.

– «Гринатом» изначально создавался для решения конкретных задач «Росатома», а теперь оказывает IТ-услуги для сторонних компаний. С чем связан такой шаг?

– 15 лет назад нам доверили централизацию и унификацию учетных функций сотен предприятий отрасли – бухгалтерию, налоги и управление персоналом. То есть мы начинали как общий центр обслуживания (ОЦО) госкорпорации «Росатом», и до сих пор это почти треть нашего бизнеса. Параллельно мы оказывали IТ-поддержку существующих корпоративных систем. Именно это направление стало заделом для трансформации «Гринатома» в полноценного IТ-интегратора.

В новой роли мы в первую очередь включились в импортозамещение ПО и рабочих мест, занялись разработкой собственных IТ-продуктов, цифровой инфраструктурой, а также заложили основы для развития программной роботизации.

Атомная отрасль требует комплексного подхода не только к производству и сквозным бизнес-процессам, но и к информационным технологиям. Масштаб и сложность реализованных для «Росатома» проектов позволили нам накопить достаточное количество компетенций в интеграции, разработке и сопровождении цифровых систем и решений, чтобы предлагать их за пределами отрасли. Так что можно сказать, что этот переход был логичен.

– Что такое «комплексный подход», если говорить о нем в контексте деятельности «Гринатома»?

– Мы участвовали в формировании единой цифровой стратегии «Росатома» в части внутренней цифровизации. На практике в 2018 г. мы сфокусировались на развитии системы электронного документооборота, закупочных и бухгалтерских систем, видеоконференцсвязи, а также HR-сервисов и др. для повышения эффективности корпоративных процессов.

В 2019 г. мы создали отраслевой центр по импортозамещению и разработали методологию перехода компаний госкорпорации с зарубежных решений на российские. На тот момент это была наша инициатива – мы хотели оценить зависимость от иностранных технологий, чтобы начать двигаться в сторону технологического суверенитета.

«Гринатом»

IT-интегратор и многофункциональный центр обслуживания госкорпорации «Росатом». Предоставляет IT-услуги и сервисы по целому спектру бизнес-функций предприятиям «Росатома», а также организациям коммерческого и государственного секторов.
Компания специализируется на создании цифровых решений для атомной отрасли, разработке ПО, проектном управлении, импортозамещении и внедрении новейших технологий в корпоративные системы и бизнес-процессы.
Миссия компании – ответственная поставка качественных сервисов для повышения эффективности отраслевых процессов.

Еще одно направление с точки зрения комплексного подхода – программная роботизация. Сейчас созданная нами платформа интегрирована во все системы нашего ОЦО, что позволило исключить ошибки, свойственные ручной обработке документов (особенно в бухгалтерии и HR-функциях), а также повысить производительность: робот не устает, может работать круглосуточно и справляется с рутинными операциями в сотни раз быстрее человека. На текущий момент в различных системах работают более 400 программных роботов и производят 10 млн операций в год, экономя время, эквивалентное занятости как минимум 250 человек.

Также мы запустили множество новых IТ-сервисов, включая защищенное корпоративное облако «Росатома». По нашим данным, это решение стало первым в стране построенным полностью на отечественных технологиях, включая программное обеспечение и оборудование. Сегодня оно является основой единого цифрового пространства российской атомной отрасли и местом парковки основных данных и систем.

– Для многих компаний и целых секторов пандемия коронавируса и санкции послужили катализатором в разработке новых продуктов и решений. Как обстояли дела в атомной отрасли?

– Так вышло, что еще до пандемии, в 2019 г., мы в тестовом режиме развернули систему дистанционного доступа к корпоративным системам для тех, кто часто выезжает в командировки. Поэтому, когда в 2020 г. возникла необходимость перейти на дистанционный формат работы, у нас уже было готовое решение. В итоге нам потребовалось всего около полутора месяцев, чтобы масштабировать решение и обеспечить возможность удаленной работы для нескольких тысяч сотрудников отрасли.

В 2021 г. мы получили аккредитацию Минцифры, что позволило нам пользоваться мерами господдержки для IT-отрасли. Особенно актуально это было в 2022 г., когда нам пришлось в срочном режиме адаптироваться к новым реалиям, чтобы сохранить бесперебойное и безопасное функционирование всей IТ-инфраструктуры и отраслевых корпоративных систем госкорпорации.

«Без людей не будет ни новых технологий, ни их применения»

– В этом году завершается текущий стратегический цикл компании. Чем новая стратегия будет отличаться от прежней?

– В первую очередь мы сформулировали нашу миссию, чтобы рынок воспринимал нас как компанию, которая не только оказывает услуги, но и повышает общую эффективность работы атомной отрасли.

Эту стратегию мы разрабатывали без привлечения консультантов. То есть она сделана нами и про нас. Было важно сформулировать четкие цели, соответствующие моменту, конкретным задачам госкорпорации и нашему представлению о себе в будущем. Новая стратегия рассчитана на 10 лет, в то время как предыдущая – на пять.

В приоритетах нашего развития мы учли такие направления, как ИИ, цифровые двойники, роботизация, а также управление данными как источником принятия управленческих решений.

– Вы говорите, что в вашей стратегии большое внимание уделено новым технологиям. Как планируете адаптировать к этим вызовам команду?

– Мы верим, что будущее за мультикомпетентными специалистами, т. е. теми, кто владеет навыками из разных сфер. Наши сотрудники регулярно участвуют в программах переподготовки и имеют свободный доступ к корпоративным курсам.

Порядка 70% наших сотрудников – это IТ-специалисты, и потребность в цифровых кадрах для отрасли не снижается. Часть вакансий мы закрываем за счет перевода сотрудников из других подразделений в IТ-направление: мы даем возможность осваивать нужные специальности внутри компании и расти вместе с нами.

У нас есть не один десяток случаев, когда бухгалтеры и HR-специалисты проходили курсы по IТ-направлениям, чтобы эффективно взаимодействовать с айтишниками в рамках доработок их профильных систем или оптимизации процессов, а в итоге меняли свою карьерную траекторию и переходили на работу в IТ-блок.

Кроме того, мы активно работаем с вузами, создаем в них цифровые кафедры и реализуем совместные образовательные программы. Наша цель – сделать так, чтобы выпускники уже с первых дней работы на предприятиях «Росатома» хорошо ориентировались как в IТ-сфере, так и в специфике атомной отрасли.

– Какие шаги предпринимаете для удержания и привлечения талантливых специалистов?

– Когда молодые специалисты приходят в «Гринатом», они действительно получают опыт работы в крупной компании (нас более 9500 человек) и участвуют в проектах государственной важности. Многих это мотивирует.

А дальше важно сделать так, чтобы у специалиста продолжали гореть глаза, и здесь важна вовлеченность. Мы стараемся создавать условия, в которых каждый понимает, что происходит в компании и отрасли, знает о наших глобальных целях и о том, какой вклад он может внести в их достижение. Это требует прозрачности в принятии решений и непрерывного развития, и мы рассматриваем развитие через три призмы: люди, финансы, технологии.

Люди на первом месте. Без квалифицированных сотрудников не будет ни новых технологий, ни финансовой эффективности, поэтому мы готовы инвестировать в кадры. Приведу пример: когда с российского рынка ушли зарубежные вендоры, мы массово переобучили специалистов, чтобы они освоили поддержку российских решений и сохранили рабочие места.

Подводя итог, не могу не отметить, что в этом году отечественная атомная промышленность празднует 80-летний юбилей. Репутация «Росатома» играет не последнюю роль в том, что люди выбирают нас для своей профессиональной самореализации. У нас на собеседованиях некоторые молодые ребята признаются, что хотят работать в отрасли, потому что их вдохновляют история побед, открытий и масштаб современных задач.