В свободном полете: как роботы и дроны трансформируют рынки

Использование этих решений позволяет автоматизировать операции и повысить эффективность
Freepik
Freepik

Мобильные роботы и автономные дроны вошли в число 10 главных IT-трендов 2026 г. По данным исследования Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, такие решения уже внедрены на 11% опрошенных предприятий и еще 29% изучает возможность их использования. В целом эта технология не является лидером по популярности, поскольку сценарии использования роботов и дронов достаточно специфичны: логистика, доставка товаров и наблюдение за объектами.

По оценке компании Mordor Intelligence, объем мирового рынка мобильных роботов в 2025 г. составит $8,64 млрд, а к 2030 г., по прогнозам, достигнет $30,24 млрд, демонстрируя среднегодовой темп роста 28,48%. Компания ABI Research прогнозирует рост поставок мобильных роботов c 547 000 единиц в 2023 г. до 2,79 млн к 2030 г. Такие решения чаще всего используются на складах и в логистике, постепенно растет их применение на производстве, в сфере доставки товаров, в сельском хозяйстве и здравоохранении, отмечают в ABI Research.

Объем рынка дронов, по данным Mordor Intelligence, составит $41,79 млрд в 2025 г. и вырастет до $89,70 млрд к 2030 г. Исследователи отмечают, что появление новых микрочипов большой мощности с низким энергопотреблением влияет на рост автономности беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Они наиболее востребованы в строительстве, энергетике и сельском хозяйстве. Тем не менее проблемы в цепочке поставок, в частности нехватка литий-ионных элементов и ограничения на экспорт редкоземельных материалов, продолжают приводить к увеличению стоимости комплектующих и могут снизить спрос, отмечают аналитики Mordor Intelligence.

Робот ищет работу

Мобильные роботы в ритейле прошли достаточно сложный «карьерный путь», к примеру, их вначале пытались использовать вместо живых сотрудников магазинов. В 2016 г. американская сеть товаров для дома Lowe’s создала робота-продавца – мобильный информационный киоск с терминалом ввода данных, который встречал покупателей и предлагал свою помощь в поиске необходимых товаров. Но такие технологии так и не вышли за пределы экспериментов.

Чуть лучше роботы справляются с доставкой «последней мили», то есть со склада или магазина к порогу покупателя, но здесь разработчики столкнулись с рядом проблем, многие из которых не решены до сих пор: грязь, снег, ямы, высокие бордюры, вандализм. Большинство проектов по доставке роботами пока реализуются в достаточно «тепличных» условиях: в кампусах университетов или крупных корпораций, в отдельных районах мировых столиц. Например, в марте 2024 г. Uber Eats Japan начала тестирование роботов-доставщиков Cartken в токийском районе Нихонбаси. Сейчас пилотный проект обслуживает два ресторана, планируется его расширение.

Пока роботы-доставщики достаточно дороги и не очень надежны, но у них есть один очевидный плюс: они привлекают внимание и вызывают симпатию у 84% клиентов, указывает американский стартап Starship, один из крупнейших в мире производителей роботов-доставщиков «последней мили». Существуют технологии, способные потенциально расширить возможности роботов-доставщиков. Например, в декабре 2022 г. Hyundai Motor запустила пилотную программу по развитию технологии Plug & Drive, когда роботы-доставщики «последней мили» базируются на «материнском» автомобиле с технологией автономного вождения, и это позволяет им двигаться по дорогам общего пользования в качестве «пассажиров», а сами работы задействуются в последние несколько десятков метров. Тем не менее Precedence Research оценивала рынок роботов-доставщиков в достаточно скромные $310 млн в 2023 г. с потенциалом роста до $4,9 млрд в 2033 г.

В 2019 г. компания «Яндекс» представила робота-курьера «Ровер». Сейчас роботы развозят заказы жителям некоторых районов Москвы, Сочи и казанского «Иннополиса». По данным «Яндекса», в 2024 г. роботы-доставщики принесли компании совокупную выручку около 124 млрд руб. В 2025 г. «Яндекс» направил в Минэкономразвития проект экспериментального правового режима «рободоставки». Компания хочет, чтобы за роботами закрепили статус полноценных участников дорожного движения, разрешив им ездить по тротуарам и велодорожкам со скоростью 10–25 км/ч.

Складские работники

Намного увереннее роботы чувствуют себя в закрытых помещениях. Одно из крупнейших внедрений этой технологии произошло на складах Amazon. С 2012 г. компания внедрила несколько роботизированных систем в свою глобальную складскую сеть. По состоянию на 2022 г. Amazon управляла флотом из более 200 000 роботов. По последним данным, компания в долгосрочной перспективе планирует автоматизировать до 75% всех своих операций.

В России технология также востребована. Эксперты компании «Яндекс Роботикс» провели исследование, согласно которому почти 90% российских компаний из ритейла, электронной коммерции и логистики планируют использовать мобильных роботов на складах, а 71% готовы внедрить десять и более таких устройств. Компания Wildberries & Russ ежедневно сортирует примерно 30% товаров за счет автоматизации. В общей сложности на складах и сортировочных центрах маркетплейса в Санкт-Петербурге работает более 30 единиц автоматического сортировочного оборудования и свыше 250 роботов, транспортирующих стеллажи и палеты с товарами.

Автономные мобильные роботы для складов в России не только внедряются, но и производятся. Например, компания Ronavi Robotics выпускает роботов, которые заменяют погрузчики и тележки, двигают стеллажи, перевозят грузы. У компании есть проекты автоматизации в сферах ритейла, автопрома, нефтегазовой отрасли и FMCG.

На складе «Газпромнефть-Снабжение» «Ронави Роботикс» автоматизировала штучную комплектацию, повысив скорость отбора в пять раз, а производительность склада – в 2,5 раза. Для этого проекта компания специально разработала подъемник с захватом коробов. «Робот оснащен складной мачтой высотой 5,5 м, по которой перемещается устройство захвата груза. Всего для компании были собраны восемь таких устройств», – сказал Иван Бородин, директор Ronavi Robotics.

В ноябре 2024 г. компания Х5 запустила первую партию мобильных роботов-погрузчиков в распределительном центре «Пятерочки» на Новорижском шоссе в Подмосковье. Десятки машин помогают сотрудникам перевозить уже собранные палеты с товаром в зону погрузки. В планах также запуск роботов-клинеров, роботов-инвентаризаторов, систем машинного зрения (контролирует, правильно ли выполняют задачи сотрудники склада) и технологии put by light (световая комплектация товара) на основе искусственного интеллекта. Ее модуль оснащен дисплеем с подсветкой, что позволяет собирать товары сразу для нескольких заказов: система подскажет сотруднику, какую именно коробку на какую палету нужно поставить. Далее X5 планирует запуск роботизированных систем хранения и станций комплектации. Предполагается, что инвестиции в автоматизацию окупятся в течение 4,5–7 лет. По прогнозам Х5, роботизация и внедрение ИИ частично заменят до 30% операций в магазинах, дарксторах, распределительных центрах и сервисах доставки к 2028 г.

Менее распространенным, но также перспективным направлением является использование мобильных роботов в промышленности. Например, немецкий производитель седельных полуприцепов и прицепов Krone построил в городе Верльте, Германия, завод с высокой степенью автоматизации. Одно из используемых решений – автономный мобильный робот, который доставляет 100-литровый котел со сжатым воздухом на сварочную станцию с точностью до сантиметра. Там уже ждет робот-погрузчик, который поднимет его с платформы и приваривает к другим компонентам в технологической камере.

Взгляд сверху

Большинство международных аналитиков ждут бурного роста на рынке гражданских БПЛА. «Растет внедрение беспилотных летательных аппаратов в различных отраслях, таких как сельское хозяйство, логистика, строительство и инспекция инфраструктуры», – пишут авторы отчета Grand View Research. В сельском хозяйстве беспилотные летательные аппараты используются для мониторинга урожая, распыления пестицидов и анализа почвы, а в логистике они упрощают доставку на последней миле.

По словам директора департамента услуг компании «Геоскан» Ильи Демко, применение беспилотников в геологоразведке снижает стоимость геологоразведочных работ минимум в три–четыре раза и на 15% сокращает длительность разведки месторождения в целом. С помощью дронов ведется поиск несанкционированных свалок там, где с земли их бы просто не обнаружили из-за большой площади, густой растительности и отсутствия доступа на частные территории. В 2025 г. «Геоскан» выполнила проект на Сахалине, где специалисты обнаружили более 1200 незаконных мест размещения отходов.

Летом 2025 г. у российских лесничеств стартовал первый сезон активного использования отечественных беспилотников. С помощью беспилотника для видеомониторинга «Геоскан 801» с тепловизором в Удмуртии выявили незаконную вырубку, а в Забайкалье удалось обнаружить и спасти от лесного пожара заправку и кафе. В 2022 г. компания выполнила крупный проект по обследованию сельскохозяйственных полей в семи регионах на юге России. Благодаря беспилотной системе с мультиспектральной камерой собственной разработки Geoscan удалось за 86 дней точно подсчитать количество кустов виноградной лозы на более 1000 участках, рассказывает Демко.

Небесные курьеры

Генеральный директор и основатель компании «Флай Дрон» Никита Данилов уверен, что будущее беспилотных решений – это логистика. «Сегмент логистики может со временем стать одним из ключевых драйверов всей беспилотной отрасли, потеснив даже мониторинговые миссии, доминирующие сейчас на рынке», – сказал Данилов. Тем более что беспилотная доставка может осуществляться и по воздуху, и по земле, и даже в отдельных районах по воде. Правда, пока рост этого сегмента сдерживается несовершенством воздушного законодательства и теми ограничениями, которые наложены на полеты дронов во многих регионах России, считает Данилов. Впрочем, в Нижегородской области и в Якутии в экспериментальных режимах доставка все-таки уже осуществляется. «У компании «Флай Дрон», к примеру, есть опыт организации беспилотной доставки медикаментов в Еврейской автономной области», – сказал эксперт.

Сейчас среди потребителей услуг дронов с большим отрывом лидирует сельское хозяйство, в первую очередь внесение удобрений, говорит Андрей Коригодский, генеральный директор компании «Сверх». «Запрос на услуги мониторинга при помощи дронов у рынка есть, и достаточно большой: это и строительство, и другие сферы. Но пока внедрение идет медленно», – отмечает эксперт. В большинстве применений использование дронов экономически оправданно только в случае, если они работают автономно, без оператора, а такие технологии еще не особо готовы к масштабному внедрению, рассуждает Коригодский. По его словам, плюс сельскохозяйственных решений в том, что дроны окупаются даже с учетом расходов на операторов, запускающих, перезаправляющих дроны и следящих за их работой.

Самая актуальная задача, которая стоит перед отраслью, это создание целого технологического стека сценариев гражданского применения дронов, которые могут быть актуальны не только в сельском хозяйстве, но и в других сферах, сказал председатель правления АНО «Центра беспилотных систем и технологий» Андрей Безруков. «Большинство гражданских сценариев применения беспилотников не то что не реализованы, – они даже еще не изобретены», – уточнил Безруков.